Принципы соответствия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика 38-39 (1187-1188) » Принципы соответствия

Принципы соответствия

Рубрика Репортаж
Участники V International Compliance Forum дискутировали о глобальных тенденциях и отраслевой специфике комплаенса, а также обсудили лучшие практики корпоративных расследований и forensics
Добропорядочность бизнеса в Украине — это не миф, а реальность, — подтвердили участники профильной дискуссии

Как пандемия COVID-19 повлияла на комплаенс-политики компаний, что необходимо для реального предотвращения коррупции, какие инструменты выявления и предотвращения нарушений будут наиболее востребованы — эти и другие вопросы обсуждали на V International Compliance Forum, состоявшемся online 16 сентября с.г. Организатором форума выступила «Юридическая практика» при поддержке UNIC — Всеукраинской сети добропорядочности и комплаенса.

Добропорядочность бизнеса — миф или реальность? Ответ на этот вопрос искали участники первой сессии форума. В дискуссии приняли участие Сергей Деркач, руководитель департамента предотвращения и выявления коррупции Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), Татьяна Короткая, заместитель бизнес-омбудсмена в Украине, Антонина Прудко, глава Секретариата UNIC, Николай Бабенко, председатель правления СОК «КоФарминг Украина», Марина Вощилко, член наблюдательного совета ПАО «Глобус Банк», и Александр Ганжа, комплаенс-менеджер Dr. Reddy’s Laboratories (СНГ и Румыния). Модерировал сессию Юрий Моисеев, советник ЮК L.I.Group.

Сергей Деркач рассказал о деятельности НАПК в контексте антикоррупционного комплаенса. Он, в частности, отметил, что НАПК является ключевым органом в формировании государственной политики в этой сфере и устанавливает «правила игры». Агентство также предоставляет методологическую помощь и осуществляет контрольные функции. Говоря об основных элементах антикоррупционного комплаенса, г-н Деркач выделил лидерство (без которого остальные элементы не будут эффективными), оценку коррупционных рисков (НАПК планирует до конца года обновить соответствующую методологию), антикоррупционные программы (базис антикоррупционных политик в любой организации), наличие в компании лица, ответственного за реализацию такой программы (зачастую эта должность совмещается с руководителем юрслужбы — НАПК намерено реагировать на такую ошибочную практику), создание каналов коммуникации для сообщений о фактах коррупционных правонарушениях. В продолжение своего выступления Сергей Деркач рассказал о полномочиях НАПК относительно проведения проверок как госорганов, так и юридических лиц, в том числе частного права.

Выступление Татьяны Короткой было посвящено вопросам риск-менеджмента во взаимоотношениях бизнеса и госорганов. По ее словам, зачастую в этой связи речь идет о давлении на бизнес со стороны государства, причем нередко в деятельности госорганов усматриваются определенные комплаенс-нарушения. С другой стороны, у бизнеса есть возможности устранить существующие уязвимости при коммуникации с госорганами. Наличие программы риск-менеджмента (комплаенс-программы в широком понимании), по ее словам, представляется целесообразным даже для небольших компаний. Она является основой построения стабильного бизнеса, особенно в нынешних сложных условиях, считает заместитель бизнес-омбудсмена в Украине.

Антонина Прудко говорила о развитии глобальных стандартов добропорядочности бизнеса и новых зонах рисков. Она отметила, что вопросы комплаенса особенно актуализировались в последние годы. Различные международные организации разработали множество стандартов и рекомендаций в этой сфере (среди наиболее подробных докладчик назвала анализ рисков в компании, политики относительно подарков и поддержки политических практик, риск-менеджмента). Г-жа Прудко также рассказала о механизмах мониторинга, в частности со стороны Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). В фокусе особого внимания, по ее словам, будут вопросы обеспечения каналов коммуникации для информирования о фактах коррупции, защиты обличителей, сотрудничества с частным сектором (в том числе привлечения бизнеса к разработке антикоррупционной политики государства). Говоря о глобальных тенденциях в сфере комплаенса, Антонина Прудко отметила, что трансформация бизнес-процессов создала новые зоны рисков, требующих соответствующего реагирования, — ряд международных организаций уже предоставили свои рекомендации, основанные на опыте первых месяцев введения ограничений в связи с пандемией COVID-19.

О практических нюансах комплаенса как инструмента получения конкурентного преимущества участникам форума рассказал Николай Бабенко. На примере мясной отрасли он показал, что соблюдение стандартов добропорядочности способствует повышению эффективности бизнеса, снижению себестоимости продукции и, как следствие, повышению конкурентоспособности украинских производителей и их интеграции в глобальный рынок. «Честным быть выгодно», — резюмировал г-н Бабенко.

Марина Вощилко говорила о комплаенсе в банковском секторе и преимуществах хорошей репутации банка. Она рассказала, что при помощи комплаенс-инструментов банк, в частности, может контролировать все аспекты коммуникации с регулятором, осуществлять контроль за работой подразделений финансового мониторинга, отслеживать операции со связанными лицами, оценивать репутацию контрагентов банка, отслеживать риски (включая применение различных санкций). «Комплаенс и добропорядочность — это не просто красивые слова, это бизнес-актив, который приносит прибыль», — подчеркнула Марина Вощилко.

Александр Ганжа сосредоточился на ответственности бизнеса, в том числе на основе экстерриториального законодательства, такого как Закон США о коррупции за рубежом (FCPA) и Закон Великобритании о взяточничестве (UK Bribery Act). Рассказав о механизмах привлечения компаний к ответственности, докладчик отметил тенденцию увеличения размеров штрафов и привел примеры наиболее громких FCPA-кейсов. Г-н Ганжа детально проанализировал, какие нарушения компаний повлекли применение санкций и посредством каких схем реализовались коррупционные нарушения: передача взяток через консультантов, заключение фиктивных соглашений, оплата путешествий и развлечений госслужащих, спонсорство, создание фондов для передачи взяток, приобретение корпоративных прав и др. Он также отметил, что фигурантами FCPA-кейсов выступали и украинские компании.

«Можем сделать вывод, что добропорядочность бизнеса в Украине — это не миф, а реальность», — подвел итог обсуждения Юрий Моисеев.

Отраслевые акценты

Телекоммуникации, банки, авиация и логистика — в фокусе внимания спикеров второй сессии V International Compliance Forum, посвященной отраслевому комплаенсу. Модератором сессии выступил советник Asters Орест Стасюк.

Татьяна Кирик, директор по комплаенс и этике ЧАО «Киевстар», выступила с докладом на тему «Особенности реализации комплаенс-программ в телекоммуникациях: как необходимая диджитализация повлияла на всех нас». Она кратко описала диджитал-продукты «Киевстара», подчеркнув, что во время пандемии популярность этих решений существенно возросла. Говоря о диджитализации комплаенс-функции, спикер отметила, что в их команде есть ІТ-специалисты, которые улучшают не только внешние продукты, но и внутренние комплаенс-процессы. Примечательно, что «решения в цифре» они начали внедрять задолго до пандемии, поэтому во времена карантинных ограничений им было намного легче адаптироваться. В числе таких продуктов Татьяна Кирик выделила реестр подарков и проявлений гостеприимства (2015 год); онлайн-тренинг по кодексу поведения (2015); систему проверки бизнес-партнеров (2015); систему управления внутренними расследованиями (2015); онлайн-анкетирование относительно конфликтов интересов (2016), реестр согласования бесплатных услуг (2017), комплексную систему учета по аренде базовых станций (2019), согласование спонсорских проектов (2020) и др.

Банки являются драйверами прозрачности функций и процедур, выразил мнение модератор. А про новеллы украинского финмониторинга и их влияние на банковский сектор рассказала начальник управления регулирования финансового мониторинга департамента финансового мониторинга Национального банка Украины (НБУ) Ирина Пряженцева. Речь идет об изменениях, внесенных законом № 361-ІХ, гармонизовавшим украинское законодательство в сфере финансового мониторинга с европейским. Основной идеей закона, отмечает Ирина Пряженцева, является риск-ориентированный подход. По ее словам, НБУ не применяет санкций за технические нарушения, суровые меры применяются за «схемные» операции, которые банк вовремя не выявил.

Тему комплаенса в банках продолжил начальник отдела контроля исполнения норм комплаенс АО «АЛЬФА-БАНК» Олег Костенко. Говоря об изменении парадигмы сотрудничества с клиентами, он отметил, что, принимая на обслуживание клиента, банк теперь смотрит и на бизнес, который он «приносит в банк», также очень важно знать страну регистрации клиентов-нерезидентов, трассы платежа, участников цепочки платежа, частоту операций, контрагентов клиента, источники происхождения средств… «И это только основные триггеры, которые интересуют банк, на самом деле вопросов может быть намного больше, и не всегда они могут быть обусловлены исключительно требованиями локального законодательства», — добавил Олег Костенко.

Как изменился комплаенс в сфере авиации во время пандемии? На этот вопрос ответил комплаенс-офицер авиакомпании «Международные авиалинии Украины» Станислав Коваленко. «Авиация и сфера туризма, пожалуй, пострадали во время пандемии больше всего», — констатировал спикер. По его словам, вследствие пандемии и катастрофы Boeing 737 под Тегераном сотрудников по комплаенсу привлекали к несвойственным для них вопросам коммуникации с семьями погибших, кибербезопасности, здравоохранения. Как отмечает г-н Коваленко, изменение операционных вопросов актуализировало тему мошенничества. В связи с этим в МАУ начали частично внедрять решения для усиления контроля, но главный акцент сделали на эмоциональной составляющей команды: от действий каждого сотрудника напрямую зависит благосостояние компании. И когда они начали усиливать контроль по кибербезопасности, увидели, что некоторые решения не могут работать в условиях пандемии, их было необходимо упразднить.

В завершение сессии Ирина Кравцова, главный юрисконсульт ООО «РАБЕН УКРАИНА», рассказала об особенностях комплаенса в сфере логистики. Драйверы логистического комплаенса — это государственные органы и клиенты. И если с клиентами можно о чем-то договориться, согласовать деловые точки соприкосновения, то с государством такой диалог настроить не получится: «Если вы не согласны с тем или иным предписанием, то идете его обжаловать», — объяснила Ирина Кравцова. И главная сложность в этом контексте — даже не процесс обжалования, а разное видение, толкование той или иной нормы сотрудниками государственных органов.

Комплаенс на дистанции

Инспектор Совета бизнес-омбудсмена в Украине Татьяна Херувимова презентовала участникам форума мастер-класс, посвященный изменению комплаенс-политики компаний под влиянием COVID-19.

Спикер обратила внимание, что сегодня топ-менеджмент компаний стал заложником настоящего времени и вынужден фокусироваться на текущих вопросах, вместо того чтобы сосредоточиться на будущем. При этом именно фокус на будущем позволяет преодолеть последствия пандемии, в том числе с позиции комплаенса.

Татьяна Херувимова рассказала о том, какие сферы комплаенса претерпели наибольшие изменения. В частности, это корпоративная культура, и, по ее мнению, в посткоронавирусной реальности «культурные» аудиты приобретут особую актуальность.

Также это расследование недобросовестного поведения. 56 % опрошенных экспертов по всему миру отмечают увеличение случаев мошенничества и коррупционных проявлений — расследование станет очень важным инструментом. По словам г-жи Херувимовой, проводить расследование онлайн не так просто. Поскольку при виртуальном общении очень сложно отследить эмоциональное состояние или изменения в поведении опрашиваемых лиц. В то же время это создает и новые возможности. Спикер привела пример, что в одном расследовании опрашиваемый несколько раз прерывал звонок, ссылаясь на перебои со связью. Но в дальнейшем путем отслеживания звонков было установлено, что как раз в эти периоды он связывался с коллегой для сверки, нет ли разногласий в их заявлениях.

Кроме того, усложнилась внутренняя коммуникация комплаенс-офицеров. «В реалиях изоляции обеспечить политику «открытых дверей» стало сложнее», — подчеркнула Татьяна Херувимова.

Инструменты поиска

Завершила форум дискуссия о нюансах разоблачения коррупции в корпоративном секторе, внутренних расследованиях, поиске активов и forensics. Модератором сессии выступила Ольга Шенк, координатор судебной практики CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang.

Василий Луцик, руководитель управления защиты обличителей и сообщений о коррупции НАПК, сосредоточился на особенностях работы с обличителями. По его словам, законодательством предусмотрены два их вида. Так называемый внутренний обличитель работает на предприятии и предоставляет информацию о нарушении комплаенс-офицеру. Г-н Луцик отметил, что, как ни странно, 70 % всех сообщений отправляются на электронную почту, хоть этот способ и не всегда обеспечивает двустороннюю связь. Следующий по популярности способ — это личные встречи. Василий Луцик также рассказал, что существует идея создать единый портал обличителей — комплексную систему, которая позволила бы обличителям правильно сообщать о коррупции, комплаенс-офицерам — корректно работать с такими сообщениями, а НАПК — иметь представление о числе поступающих сообщений, результате их обработки и эффективности рассмотрения.

Евгений Крук, заместитель председателя Высшего антикоррупционного суда (ВАКС), рассказал об антикоррупционных расследованиях с позиции судьи. Докладчик подчеркивает, что коррупция выходит за пределы одной страны и имеет транснациональный характер. Поэтому международное сотрудничество играет едва ли не ключевую роль. Говоря о деятельности ВАКС, он отметил, что суд работает только год, и говорить об обширной практике пока не приходится, однако существующие дела позволяют констатировать, что не всегда видение судей ВАКС совпадает с видением членов Национального антикоррупционного бюро Украины.

По словам Виктории Огрызы, руководителя юридического департамента PepsiCo в Украине, наиболее сложные для расследования дела — это так называемые этические кейсы и нарушения, связанные с работой сотрудников или менеджеров, без прямого умысла и материальной составляющей. Спикер считает, что необходимо развитие культуры нулевой толерантности к комплаенс-нарушениям, которая должна быть «встроена в ДНК» менеджеров и сотрудников. К примеру, в их компании существует комитет по этике и комплаенсу, он позволяет выявлять и расследовать нарушения, используя различные подходы. При помощи аудита и due diligence можно производить оценку надежности третьих лиц. «И таким образом еще на этапе выбора поставщиков очень много партнеров отсеиваются», — констатировала Виктория Огрыза.

Павел Верхняцкий, управляющий партнер COSA, посвятил свой доклад теме проверки контрагентов. Спикер подчеркнул, что в этом вопросе важна системность: необходимо не только мониторить реестры судебных решений, но и обращать внимание на то, кем является ваш контрагент в целом и нет ли в его действиях коррупционной составляющей. «Стоит уходить от сугубо официальных сведений и скрининга формальных данных. В этом вопросе важна системность, причем не только относительно бэкграунда сотрудников и контрагентов, но и той среды, в которой вы работаете. Также необходимо осуществлять градацию проверок, разделяя их на уровни», — прокомментировал г-н Верхняцкий.

О нюансах поиска и возврата активов участникам форума рассказал Михаил Ластовский, управляющий директор, руководитель практики финансовых расследований Ankura Consulting (Europe) Limited (Великобритания). По его словам, начинать необходимо с определения конечной цели, а далее нужно решить, кто занимается реализацией стратегии. Возврат активов находится на стыке гражданского права, уголовного права и законодательства о банкротстве, что делает его очень специфическим процессом. Основной трудностью в таких расследованиях, по наблюдениям спикера, является риск уничтожения улик и доказательств, и поэтому здесь важны и эффективны обыски.

В завершение профильной сессии и всего форума Арио Дехгани, советник Sayenko Kharenko, презентовал case study по разным видам расследований. Докладчик отметил, что поводом задуматься о возможных нарушениях могут быть необычные схемы оплаты или финансовые договоренности, уровень коррупции в стране ведения бизнеса, отказ бизнес-партнеров от включения антикоррупционных положений в договор, непрозрачные расходы и бухгалтерия, а также недостаточная квалифицированность и обеспеченность ресурсами.

 

Алексей НАСАДЮК, Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ, Анатолий ГВОЗДЕЦКИЙ, Алена СТУЛИНА • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA