Новым законопроектом, который не так давно был зарегистрирован в Верховном Совете Украины, предлагается уточнить порядок уплаты акцизного сбора, в частности, установить, что акцизный сбор с нефтепродуктов будет уплачиваться не только при продаже топлива конечным потребителям — физлицам, но и при продаже предприятиям, которые используют его в своей деятельности.
Проблемы администрирования
Следует отметить, что не только предложенные изменения, но и вся система уплаты акцизного налога с розничной продажи подакцизных товаров противоречит основным принципам налогообложения и директивам ЕС, которые Украина должна имплементировать в соответствии с Соглашением об ассоциации. Так, в Директиве Совета ЕС 2008/118/ЕС от 16 декабря 2008 года четко раскрыты общие условия обложения акцизами. На розничные продажи подакцизных товаров не может распространяться обложение акцизным налогом в связи с тем, что он уплачивается только во время изготовления или импорта подакцизных товаров.
Кроме того, акцизный налог с розничных продаж является дискриминационным, так как введение акциза с розничной торговли — это не что иное, как двойное налогообложение.
Также при администрировании акцизного налога с розничных продаж возникает целый ряд проблем, и это касается не только бензина, но и других подакцизных товаров:
— сложность в администрировании акцизного налога из-за отсутствия во многих розничных точках регистраторов расчетных операций;
— несовершенство системы контроля за поступлением наличных денежных средств дает возможность субъектам предпринимательства уклониться от уплаты нового налога (как правило, цены на подакцизную продукцию повышены на 5 %, конечный потребитель налог уплачивает в полном объеме в составе товара, однако в бюджет он полностью не перечисляется);
— непрозрачность определения оптово-розничными магазинами, заправочными станциями (оптово-розничными) конечного потребителя;
— присутствие коррупционной составляющей;
— увеличение теневого сектора подакцизной продукции за счет оборота на рынке контрабандной и контрафактной продукции более низкой цены;
— несоответствие максимальных розничных цен, указанных на пачках сигарет, ценам реализации конечному потребителю;
— различное понимание норм Налогового кодекса Украины фискальной службой и субъектами предпринимательской деятельности при исчислении акцизного налога при отпуске нефтепродуктов с использованием топливных карт и талонов.
Неодинаковое применение
Законопроект № 2388а «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины относительно усовершенствовании взыскания акцизного налога при розничной торговле нефтепродуктами» не устраняет всех вышеуказанных проблем.
Данным законопроектом предлагается исчислять налог со всей подакцизной продукции в процентах от цены продажи (5 %), а при исчислении налога при реализации нефтепродуктов — применять фиксированную ставку с одного литра нефтепродуктов (0,042 евро). Уплата налога с нефтепродуктов в бюджет осуществляется в национальной валюте, рассчитанной по официальному курсу Национального банка Украины, установленному на 20-е число месяца, предшествующего кварталу, в котором реализованы нефтепродукты. Такие нововведения влекут за собой неодинаковое применение норм закона к субъектам предпринимательства, ценовые злоупотребления, установление отдельной нормы для торговцев нефтепродуктами, что противоречит принципам налогообложения и еще больше усложняет администрирование этого налога.
Также в законопроекте предусмотрено уплачивать налог независимо от целевого назначения. Так, предлагается исчислять налог при реализации подакцизных товаров (в том числе и нефтепродуктов) не только непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования, но и при реализации по безналичному расчету юридическим лицам для производственных нужд, при передаче на комиссию, возврате с хранения, то есть при любом физическом перемещении товара. Такая норма приведет к подорожанию продукции юридических лиц, которые приобретают бензин для производственных нужд (например, для заправки автомобилей). Кроме того, данное нововведение приведет к убыточности мелкооптовой торговли.
Вместо усложнения налогообложения, в том числе акцизного, необходимо просто привести его в соответствие с основными принципами налогообложения и директивами ЕС, то есть отменить акцизный налог, который уплачивается при розничной торговле подакцизной продукцией. С целью компенсации потерь бюджета можно увеличить акцизный налог на 1–2 % с произведенной и импортированной подакцизной продукции. Это приведет к упрощению администрирования, созданию равных условий для ведения бизнеса, уменьшению количества плательщиков, снижению цены на подакцизную продукцию, искоренению коррупционной составляющей, пресечению схем, позволяющих уклоняться от уплаты собранного акцизного налога и за счет этих сумм получать сверхдоходы недобросовестным плательщикам.
КАГАНЕЦ Антон — старший юрист ЮК Prove Group, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…