Принципиальный сбор — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (921) » Принципиальный сбор

Принципиальный сбор

Новым законопроектом, который не так давно был зарегистрирован в Верховном Совете Украины, предлагается уточнить порядок уплаты акцизного сбора, в частности, установить, что акцизный сбор с нефтепродуктов будет уплачиваться не только при продаже топлива конечным потребителям — физлицам, но и при продаже предприятиям, которые используют его в своей деятельности.

Проблемы администрирования

Следует отметить, что не только предложенные изменения, но и вся система уплаты акцизного налога с розничной продажи подакцизных товаров противоречит основным принципам налогообложения и директивам ЕС, которые Украина должна имплементировать в соответствии с Соглашением об ассоциации. Так, в Директиве Совета ЕС 2008/118/ЕС от 16 декабря 2008 года четко раскрыты общие условия обложения акцизами. На розничные продажи подакцизных товаров не может распространяться обложение акцизным налогом в связи с тем, что он уплачивается только во время изготовления или импорта подакцизных товаров.

Кроме того, акцизный налог с розничных продаж является дискриминационным, так как введение акциза с розничной торговли — это не что иное, как двойное налогообложение.

Также при администрировании акцизного налога с розничных продаж возникает целый ряд проблем, и это касается не только бензина, но и других подакцизных товаров:

— сложность в администрировании акцизного налога из-за отсутствия во многих розничных точках регистраторов расчетных операций;

— несовершенство системы контроля за поступлением наличных денежных средств дает возможность субъектам предпринимательства уклониться от уплаты нового налога (как правило, цены на подакцизную продукцию повышены на 5 %, конечный потребитель налог уплачивает в полном объеме в составе товара, однако в бюджет он полностью не перечисляется);

— непрозрачность определения оптово-розничными магазинами, заправочными станциями (оптово-розничными) конечного потребителя;

— присутствие коррупционной составляющей;

— увеличение теневого сектора подакцизной продукции за счет оборота на рынке контрабандной и контрафактной продукции более низкой цены;

— несоответствие максимальных розничных цен, указанных на пачках сигарет, ценам реализации конечному потребителю;

— различное понимание норм Налогового кодекса Украины фискальной службой и субъектами предпринимательской деятельности при исчислении акцизного налога при отпуске нефтепродуктов с использованием топливных карт и талонов.

Неодинаковое применение

Законопроект № 2388а «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины относительно усовершенствовании взыскания акцизного налога при розничной торговле нефтепродуктами» не устраняет всех вышеуказанных проблем.

Данным законопроектом предлагается исчислять налог со всей подакцизной продукции в процентах от цены продажи (5 %), а при исчислении налога при реализации нефтепродуктов — применять фиксированную ставку с одного литра нефтепродуктов (0,042 евро). Уплата налога с нефтепродуктов в бюджет осуществляется в национальной валюте, рассчитанной по официальному курсу Национального банка Украины, установленному на 20-е число месяца, предшествующего кварталу, в котором реализованы нефтепродукты. Такие нововведения влекут за собой неодинаковое применение норм закона к субъектам предпринимательства, ценовые злоупотребления, установление отдельной нормы для торговцев нефтепродуктами, что противоречит принципам налогообложения и еще больше усложняет администрирование этого налога.

Также в законопроекте предусмотрено уплачивать налог независимо от целевого назначения. Так, предлагается исчислять налог при реализации подакцизных товаров (в том числе и нефтепродуктов) не только непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования, но и при реализации по безналичному расчету юридическим лицам для производственных нужд, при передаче на комиссию, возврате с хранения, то есть при любом физическом перемещении товара. Такая норма приведет к подорожанию продукции юридических лиц, которые приобретают бензин для производственных нужд (например, для заправки автомобилей). Кроме того, данное нововведение приведет к убыточности мелкооптовой торговли.

Вместо усложнения налогообложения, в том числе акцизного, необходимо просто привести его в соответствие с основными принципами налогообложения и директивами ЕС, то есть отменить акцизный налог, который уплачивается при розничной торговле подакцизной продукцией. С целью компенсации потерь бюджета можно увеличить акцизный налог на 1–2 % с произведенной и импортированной подакцизной продукции. Это приведет к упрощению администрирования, созданию равных условий для ведения бизнеса, уменьшению количества плательщиков, снижению цены на подакцизную продукцию, искоренению коррупционной составляющей, пресечению схем, позволяющих уклоняться от уплаты собранного акцизного налога и за счет этих сумм получать сверхдоходы недобросовестным плательщикам.

 

КАГАНЕЦ Антон — старший юрист ЮК Prove Group, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Обязать к присутствию

Акцент

Отставка налогов

В фокусе: ВСЮ

ВСЮ с началом

Государство и юристы

Доказательная фаза

Изменения на юрлицо

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утвержден Порядок выплаты денежной помощи призванным на срочную военную службу

Предлагается ввести полную материальную ответственность для владельцев банков

Изменяется порядок отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы

Государство и юристы

Несущая инструкция

Документы и аналитика

Потребительское подведение

Практическое примирение

Льготные сословия

Неделя права

Суд да деньги

Помощь в цифрах

Оценочный подход

Прокурорские сферы

Неделя права

Новости из-за рубежа

Футболист отсудил у клуба компенсацию за приостановление контракта по причине его болезни

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ не признал противоправным бездействие Президента относительно невведения военного положения

Суд обязал правительство привести в соответствие с законодательством размер оклада работников аппарата суда

Новости юридических фирм

Частная практика

Baker & McKenzie — советник ЕБРР относительно реформы корпоративного управления «Нафтогаза»

Юристы МПЦ EUCON отстояли интересы ЧАО «ЛИНИК»

ЮК FCLEX защитила интересы банка «Финансы и Кредит» в споре с МАУ

Отрасли практики

Информационная защита

В рамках отличия

Принципиальный сбор

Рабочий график

Дисциплинарная практика

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Примерный показ

Трансфертное ценообразование

Общественная дисциплина

Глобальное представительство

Судебная практика

Рабочий клад

Судебная практика

Судебные решения

Нюансы признания имущества общей совместной собственностью

Судебная практика

Поймай меня, если сможешь

Судебная практика

Судебные решения

Суды полномочны на осуществление проверки и предоставление юридической оценки решению профсоюзного комитета

Судебная практика

ПДД по-новому

ВСУ устранил коллизию

Банковский перевод

Тема номера

Двойное «но»

Фон гарантирования

Банковский клад

Частная практика

Благотворительный фронт

Должностной расклад

Інші новини

PRAVO.UA