С каждым днем все больше и больше украинских компаний придают значение необходимости внедрения эффективной системы корпоративного управления. В первую очередь это связано с изменениями ведения бизнеса в мировой практике, а также с интеграцией Украины в мировую экономику.
Тем не менее, все еще существует путаница в терминологическом значении. Так, действительно, с английского «corporate governance» переводится именно как корпоративное управление, но не следует забывать и о термине «management», который также переводится как управление, но, как известно, по смыслу эти понятия различаются существенно. Считается, что корпоративное управление — это категория, которая возникла в связи с разделением собственности компании и менеджмента компании.
Отметим, что наиболее распространенным определением корпоративного управления принято считать систему взаимоотношений и взаимодействия между мене-джерами компании и ее собственниками по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов собственников, а также других заинтересованных сторон.
Но не следует забывать и еще об одном определении, которое наиболее соответствует самой сути этого понятия, в частности, это система механизмов, с помощью которых внешние инвесторы (кредиторы и миноритарные акционеры) защищаются от несправедливого разделения выгоды в пользу инсайдеров (мажоритарных акционеров и менеджмента).
Именно такое определение корпоративного управления дал Святослав Шеремета, руководитель юридического отдела, международных трансакций и М & А Dragon Capital, в ходе V Ежегодной конференции корпоративных юристов (юрисконсультов) Ассоциации юристов Украины, которая проходила в конце апреля с.г. в г. Киеве.
Вместе с тем корпоративное управление имеет не только теоретическое значение (отношения между собственниками и управляющим), оно приобретает все большее влияние на успешность бизнеса, которое заключается в том, что внутренние ресурсы используются более эффективно, привлекаются внешние инвесторы, готовые вкладывать средства. В свою очередь, такие инвесторы ищут, прежде всего, те предприятия, в которых понятна система управления.
Как пример можно привести ситуацию, которая сложилась в банковском секторе Украины. Так, банки, которые перегружены ликвидностью, боятся выдавать кредиты, поскольку они не видят ответственности компании, ответственности менеджмента, они не видят, как компания работает на самом деле. Собственно, именно успешное корпоративное управление приведет к доступу к тем средствам, которые существуют, но без этого не могут быть использованы компанией.
Кроме того, следует помнить, что лицо, которое берет на себя функцию управления компанией, получает и соответствующие обязанности, в частности несет ответственность за ненадлежащее управление. В связи с этим такому лицу должны предоставляться достаточно широкие полномочия.
Как основу и общепринятые стандарты корпоративного управления чаще всего используют принципы, которые определены Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Кроме того, зачастую, когда финансовые институции оценивают компанию, они, в первую очередь, смотрят, насколько корпоративное управление соответствует этим принципам.
На сегодняшний день существует шесть ключевых принципов корпоративного управления, определенных ОЭСР.
Так, первый принцип — это обеспечение основы эффективной системы корпоративного управления. В данном случае подразумевается надлежащее оформление соответствующей документальной базы — устава, акционерных договоров, положений о наблюдательном совете и общем собрании и пр.
Под вторым принципом подразумевается закрепление и соблюдение прав акционеров и основных функций собственников. В частности, для акционеров это возможность на вложенные деньги получать долю в компании, получать дивиденды, распределять активы, в том числе возможность продавать свои корпоративные права.
Не менее важным принципом является и справедливое отношение ко всем акционерам компании. Пример соблюдения этого принципа — соблюдение права миноритарных акционеров, которое заключается в прозрачности процессов, в частности в получении всей информации в сфере управления компанией.
Роль заинтересованных сторон в корпоративном управлении — четвертый принцип, определенный ОЭСР.
Также предусмотрен и принцип раскрытия информации и прозрачности. Следует отметить, что публикация финансовых отчетов, максимально полной информации о деятельности компании для инвесторов является важным фактором.
Последний, шестой принцип корпоративного управления касается обязанностей совета директоров компании. Речь идет о том, что в учредительных документах необходимо наиболее полно и конкретно расписывать все обязанности относительно различных категорий управления.
Все же следует отметить, что единой модели корпоративного управления нет. При выборе приблизительной модели всегда учитываются национальные особенности, в том числе и особенности законодательства.
В случае Украины применение различных моделей корпоративного управления сформировалось, в первую очередь, из-за сложной истории формирования большинства акционерных обществ. К таким особенностям можно отнести то, что создание большинства существующих акционерных обществ осуществлялось через корпоратизацию и приватизацию государственных предприятий. Кроме того, формирование крупных акционеров осуществлялось через консолидацию менеджментом значительных пакетов акций с использованием управленческих полномочий.
Собственно, на данном этапе происходит процесс перехода значительных пакетов акций от менеджеров компаний к крупным собственникам.
Но, в любом случае, при выборе соответствующей модели и эффективности ее применения необходимо определиться, в каком направлении можно найти необходимые ресурсы для деятельности компании.
В свою очередь, все эти нюансы привели к тому, что в последнее время все больше и больше руководителей компаний задумываются о том, что все основные принципы корпоративного управления можно было бы прописать ранее, и сегодня не приходилось бы задумываться о привлечении внешних юристов, сохранении определенных активов.
Действующее законодательство не содержит последних тенденций системы корпоративного управления. Именно в связи с необходимостью усовершенствования правовой системы корпоративного управления и внедрения международного опыта в сфере корпоративных отношений разработан и внесен на рассмотрение Верховного Совета Украины проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно исполнительных органов юридических лиц)» (Закон). В частности, предлагается внедрить механизм передачи полномочий исполнительных органов предприятий сторонним организациям путем внесения изменений в ряд законодательных актов в части регулирования корпоративных отношений.
Напомним, что в европейских странах такой механизм применяется достаточно давно, что, в свою очередь, дает возможность собственникам выбирать оптимальные условия управления их активами.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, внедрение такого механизма на Украине позволит компаниям осуществлять непосредственный текущий контроль за оперативной финансово-хозяйственной деятельностью организаций, повысить координацию действий взаимосвязанных обществ, что будет способствовать эффективному регулированию финансовых потоков и оптимизации использования ресурсов. Кроме того, предполагается возможность снизить затраты на управление на централизации, в том числе за счет привлечения квалифицированных специалистов, которые будут работать в интересах не одного, а нескольких обществ, находящихся под управлением, а также разрабатывать и внедрять единую стратегию развития, осуществлять централизацию планирования, закупок и контроля.
Так, согласно проекту Закона, по договору о передаче полномочий исполнительного органа юрлица одно юридическое лицо (подчиненное предприятие) передает, а другое юрлицо (управляющее предприятие) принимает и осуществляет предусмотренные уставом, внутренними документами подчиненного предприятия и действующим законодательством все полномочия единоличного или коллегиального исполнительного органа подчиненного предприятия.
Кроме того, правовая природа отношений между управляющим и подчиненным предприятиями заключается в замещении на время исполнительных органов такого подчиненного предприятия с автоматическим прекращением полномочий такого исполнительного органа. Заключение соответствующего договора создает обязанности по предоставлению управленческих услуг (услуг менеджмента) со стороны управляющего предприятия в пользу подчиненного предприятия. С точки зрения права договор о передаче полномочий исполнительного органа юридического лица — это консенсуальный, взаимный, возмездный договор на оказание услуг.
В свою очередь, управляющее предприятие — это юрлицо, которое создано в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Украины с местонахождением на территории Украины.
Закрепление данного механизма на законодательном уровне в первую очередь существенно облегчит деятельность холдинговых компаний.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…