прапор_України

Генеральний партнер 2022 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Применить силу

В парламенте зарегистрирован законопроект, предполагающий повышение требований к корпоративному управлению в банках

О потребности менять банковское законодательство не перестают твердить разные представители государства. Объяснение этому одно — пресловутый курс на европеизацию, которого Украина старательно пытается придерживаться. Порой предложенные изменения игроки рынка встречают с воодушевлением, а иногда представители правового сообщества воспринимают их очень критически. Среди последних громких законодательных инициатив — проект Закона № 4367 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования вопросов организации корпоративного управления в банках и других вопросов функционирования банковской системы». Одним из основных инициаторов документа выступил Данил Гетманцев, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Основной целью законопроекта является усовершенствование корпоративного управления в банках. Согласно пояснительной записке это будет возможно за счет усиления ответственности совета и правления банка, системы внутреннего контроля и управления рисками.

Как констатирует Ольга Карпова, старший юрист ETERNA LAW, главной предпосылкой к созданию указанной законодательной инициативы стала необходимость приведения украинского законодательства в соответствие с европейским законодательством, а также взятые обязательства перед Международным валютным фондом (МВФ).

Кирилл Шевченко, глава Национального банка Украины (НБУ), оценил законопроект положительно и подчеркнул, что его принятие будет способствовать приближению банковского законодательства Украины к законодательству Европейского Союза и внедрению лучших мировых практик функционирования банков. Такой закон повысит ответственность органов управления банков за принятые решения, будет способствовать прозрачности и стабильности деятельности как отдельных банков, так и банковской системы в целом.

Ольга Карпова среди основных изменений, которые предлагаются законопроектом, выделяет новое понятие «коллективная пригодность», которое подразумевает под собой совокупность профессиональных навыков, знаний и опыта у руководства банка для эффективного управления финансовым учреждением. В результате проведенной оценки НБУ сможет рекомендовать либо даже требовать у банка изменения персонального состава совета или правления. Критерии такой оценки законопроект не раскрывает, указывая лишь на то, что данные критерии устанавливаются регулятором. Кроме того, НБУ обретает влияние на возможности реализации права собственности акционерами банка: например, сможет запрещать владельцу существенного участия на срок до шести месяцев отчуждать акции банка, если к банку применена мера воздействия в виде отнесения его к категории проблемных. Данная мера может быть использована регулятором с целью недопущения ухудшения финансовой стабильности банка при смене собственника. Более того, НБУ сможет требовать прекращения отношений банка и собственника прямого или косвенного участия.

Несмотря на радикальность предложенных норм, стоит отметить, что такая крайняя мера может быть предпринята после установления НБУ временного запрета на использование права голоса и в случае неустранения нарушения, повлекшего за собой такую санкцию.

Помимо прочего, определена новая структура капитала банка, предоставляющая возможность НБУ устанавливать требования к достаточности капитала, ликвидности, повышенным значениям экономических нормативов в зависимости от рискованности деятельности конкретного банка. Будут введены также новые должности, такие как главный риск-менеджер и главный комплаенс-менеджер, который фактически может быть тем же уполномоченным сотрудником по финансовому мониторингу.

Законопроектом предложено уточнить отдельные нормы банковского законодательства, в частности относительно консолидированного надзора за банковскими группами, лицензирования банков, согласования приобретения существенного участия в банках и требований к структурам собственности банков.

Ольга Карпова уверена: несмотря на то что инициаторы законопроекта считают, что документ позволит усовершенствовать корпоративное управление в банках, в том числе путем усиления ответственности должностных лиц, некоторые нормы могут быть восприняты банковским сообществом с опаской и даже рассматриваться как чрезмерное давление и ужесточение контрольных мер.

Отметим, что совсем недавно в парламенте также был зарегистрирован альтернативный законопроект № 4367-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных вопросов функционирования банковской системы». Помимо других положений альтернативной законодательной инициативы, документ в случае его принятия некоторым образом пресекает попытку существенным образом расширить полномочия НБУ, а также может устранить требование основного документа по введению нового вида санкций регулятора, в частности права требовать у акционеров банка в принудительном порядке продать свои акции.

Безусловно, принятие «банковского» законопроекта является важным условием в рамках программы финансирования stand-by МВФ, однако будет ли законопроект отвечать реальным условиям и потребностям банковской системы Украины? Сможет ли расширение полномочий НБУ сыграть на руку не только заинтересованным участникам рынка? Судя по всему, ответы на эти вопросы не за горами.

 


КОММЕНТАРИИ

Залог стабильной работы

Анна СМИРНОВА, юрист МЮФ Baker McKenzie

В течение последних пяти лет банковское законодательство в целом, и законодательство в отношении корпоративного управления в частности находится в состоянии постоянного развития.
Одним из векторов такого развития стали зарегистрированные в парламенте законопроекты № 4367 и № 4367-1. Данные законопроекты, по сути, решают одни и те же задачи относительно усовершенствования организации корпоративного управления в банках и других вопросов функционирования банковской системы и являются ожидаемым шагом на пути к выполнению договоренностей с Международным валютным фондом.

Как это зачастую случается, законопроекты, которыми среди прочих изменений предусмотрено повышение требований к органам управления банками, к системе внутреннего контроля и управления рисками и при этом расширяются полномочия регулятора, ожидаемо вызывают широкую общественную дискуссию между участниками рынка и лицами, для которых это является сферой компетенции или интереса.

Важно отметить, что оба законопроекта направлены на системные изменения в сфере управлении банками, предусматривают новые подходы к структуре и требования к капиталу банков, в том числе право регулятора устанавливать индивидуальный размер экономических нормативов для определенного банка в зависимости от рискованности его деятельности. В случае принятия одного из проектов будут уточнены/дополнены требования в отношении лицензирования банков и приобретения существенного участия в них, требования к структуре собственности банков, а также будут повышены требования к наблюдательным советам и правлению банков.

Корпоративное управление всегда идет рука об руку с банковским надзором, поэтому закономерно появление новых механизмов и инструментов контроля за банками и банковскими группами, которые законопроект № 4367 предусматривает для НБУ, например, право регулятора требовать изменения персонального состава наблюдательного совета и/или правления банка, если текущий состав этих органов не способен обеспечивать эффективное управление и контроль за деятельностью банка, или же выдвигать требование к владельцу существенного участия в банке об отчуждении акций банка. Однако важно, чтобы в случае если для НБУ будут закреплены такие дополнительные полномочия, их осуществление не зависело от каких-либо внешних факторов политической или любой другой природы, заинтересованных третьих лиц и т.д.

В целом сильное корпоративное управление в банках — это залог более надежной и стабильной работы банковской системы, что в долгосрочной перспективе сможет повысить уровень доверия со стороны населения, а также станет стимулом для дальнейшего экономического развития банковской системы.


Переформатирование

Анастасия ВОРОНОВА, старший юрист ЮФ AVELLUM

Законопроект № 4367 среди прочего разрабатывали на базе Директивы 2013/36/ЕС (известной как CRD IV) и Регламента ЕС 575/2013 (CRR). Данные документы регулируют вопросы функционирования кредитных организаций и инвестиционных компаний, а также пруденциального надзора за ними.

Из ключевых изменений законопроект предусматривает более детальное регулирование приобретения и отчуждения существенного участия в банках. НБУ может получить право требовать отчуждения акций банка, например, если документы для согласования приобретения существенной доли в банке содержали неправдивую информацию.

Помимо этого, законопроектом предложено установить новые требования к капиталу и ликвидности банков. В частности, предусмотрено определение новой структуры капитала банков, а также требования касательно формирования и расчета буферов капитала на уровне закона (сейчас они предусмотрены в постановлении НБУ № 368 от 28 августа 2001 года).

Кроме обозначенных, законопроект также предусматривает ряд других важных изменений, в частности уточнение процедуры создания и лицензирования банков, детализацию требований к корпоративному управлению, к организации банковского надзора и т.д.

Если законопроект будет принят, банкам придется существенно переформатировать свою деятельность, чтобы соблюдать новые требования, основанные на законодательстве ЕС и мировой практике.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

tg-10
4_TaxForce600_90
covid
На-сайт_балы_600х90
На-сайт1_600x90
top50_2020_600x90
ULF_0002
Vacancies_600x90_ua

Інші новини

PRAVO.UA