(Окончание. Начало в № 49 (259) «ЮП»)
В международно-правовых отношениях Украина является правопреемницей Украинской Советской Социалистической Республики, а в определенной части — и бывшего Союза ССР. Наша страна стала независимым государством совсем недавно, и согласие на обязательность международных обязательств бывшего Советского Союза для нее не могло быть выражено только путем ратификации заключенных СССР международных договоров. Поэтому с целью обеспечения стабильности международных связей 12 сентября 1991 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О правопреемстве Украины» (далее — Закон о правопреемстве).
Согласно статье 7 этого Закона, Украина является правопреемницей прав и обязанностей СССР по международным договорам, которые не противоречат Конституции Украины и интересам государства. Такая формулировка Закона ясно указывает на то, что на Украине для действия международных договоров бывшего СССР не требуется специального одобрения или ратификации Верховного Совета. Согласие на их применение дает Закон о правопреемстве.
Таким образом, путем принятия Закона о правопреемстве Верховный Совет дал согласие на обязательность для Украины международных договоров СССР. Нужно также учитывать, что Верховный Совет Украины дал такое согласие посредством закона, имеющего основополагающий характер для международно-правового статуса и конституционного устройства государства. Следовательно международные договора, участником которых являлся бывший Советский Союз, считаются такими, согласие на обязательность которых дано Верховным Советом Украины. В соответствии со статьей 9 Конституции Украины, такие международные договора считаются частью национального законодательства Украины и могут применяться судами Украины для разрешения споров.
Единственным условием такого применения является, согласно той же статье 7 Закона о правопреемстве, отсутствие противоречия между содержанием международного договора, заключенного бывшим СССР, и Конституцией Украины, а также интересами государства. Поскольку Конституция Украины является законом прямого действия, то отсутствие или наличие противоречия между ее нормами и нормами международного договора может устанавливаться судом при разрешении конкретного спора. Это обычный правовой вопрос — один из многих, которые приходится решать судам в ходе осуществления правосудия.
В этом смысле международные договоры, заключенные бывшим СССР, ни в коей мере не отличаются от актов внутреннего законодательства Украины. Ведь закон предполагает, что судья при осуществлении правосудия не может применять акты законодательства, в том числе и акты высшей юридической силы, противоречащие Конституции Украины. Например, если при рассмотрении дела судья обнаружит несоответствие нормам Конституции Украины законов, актов Президента Украины или Кабинета Министров Украины, которые подлежат применению по делу, он, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Украины
«О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия», приостанавливает производство по делу и направляет материалы дела в Верховный Суд Украины для внесения представления в Конституционный Суд Украины относительно конституционности указанных актов.
Судья обязан проверять на соответствие Конституции Украины как применяемые по делу акты внутреннего законодательства Украины, так и международные договоры бывшего СССР. Таким образом, наряду с нормами внутреннего законодательства Украины и международными договорами, ратифицированными Верховным Советом Украины, суды могут применять международные конвенции и договоры бывшего Советского Союза. Дополнительным подтверждением применимости таких конвенций может быть сложившаяся коммерческая практика или правовая практика государственных органов Украины в определенной сфере хозяйствования.
Очевидно, что и Варшавская конвенция, и Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) не противоречат ни Конституции Украины, ни интересам Украины как государства. Напротив, их применение является общепризнанным в практике международных авиационных и автотранспортных перевозок. Кроме того, их применение на Украине подтверждается нормативными и инструктивными документами Государственной таможенной службы и Министерства транспорта Украины. Такой метод подтверждения применимости тех или иных договоров и конвенций бывшего СССР можно использовать и в отношении договоров и конвенций, регулирующих иные сферы общественных отношений.
Таким образом, при разрешении судебных дел судами Украины могут применяться международные договоры и конвенции, членом или участником которых являлся бывший СССР. Эти договоры и конвенции признаются такими, согласие на обязательность которых дал Верховный Совет Украины. А значит, они признаются частью национального законодательства Украины и в предусмотренных законом случаях (например, статьей 4 ХПК Украины, статьей 428 ГПК Украины и т. п.) имеют приоритет перед нормами законодательства Украины.
CОРОЧИНСКИЙ Николай, СТАДНИЧЕНКО Денис — сотрудники юридической фирмы «АНК», г. Одесса (0482) 348-716, www.ank.odessa.ua
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…