Прилив энергии — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (1025) » Прилив энергии

Прилив энергии

Законодательная лихорадка прошлых лет серьезно отразилась на секторе производства электроэнергии из альтернативных источников энергии (АИЭ), затормозив темпы его роста. Несмотря на достаточно привлекательный в сопоставлении с другими странами размер «зеленого тарифа», инвестор не спешит заходить в сегмент АИЭ. Надежды на оживление рынка связывались с принятием в 2015 году Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии». Действительно, упомянутый закон привнес ряд прогрессивных норм: уточнил и расширил понятие альтернативных источников, заменил одиозную «локальную составляющую» на бонусное стимулирование за использование производителями оборудования украинского производства, стабилизировал механизм действия «зеленого тарифа» за счет привязки к евро, и это далеко не полный перечень нововведений. Тем не менее долгожданный прорыв в отрасли не произошел. Многие инвесторы решили повременить в ожидании принятия нового Закона «О рынке электрической энергии» (Закон о рынке электроэнергии), который должен был комплексно урегулировать правовой статус АИЭ и интегрировать их в новую модель рынка.

Исходя из истории вопроса, хорошей новостью можно считать то, что новый Закон о рынке электроэнергии, вступивший в силу 11 июня 2017 года (кроме ряда положений, касающихся изменения институциональной структуры и сегментирования рынка, которые вступят в силу позже), стабилизировал правовую почву для АИЭ, закрепив все основные компоненты введенного в 2015 году механизма поддержки, в том числе в отношении «зеленого тарифа» и системы бонусов. Но произошли и некоторые изменения, которые представители индустрии АИЭ восприняли неоднозначно, хотя и ожидали их, если принимать во внимание объективные особенности производства электроэнергии из АИЭ.

 

Ответственность за баланс энергосистемы

Энергосистема требует постоянного балансирования для обеспечения своего стабильного функционирования и безопасности. Это обусловлено тем, что она подвергается воздействию множества переменных факторов в режиме реального времени: колебания в графиках потребления и производства, потери при транспортировке, выход из строя генерирующих мощностей и т.д. Некоторые метеозависимые виды АИЭ (прежде всего использующие энергию ветра и солнца) также вносят свой вклад в увеличение колебаний системы. И чем больше доля таких АИЭ в энергобалансе, тем более высокие требования предъявляются к балансированию системы, а значит, возрастают и сопутствующие расходы.

Распространенной практикой является введение различных финансовых форм участия участников в балансировании системы, прежде всего в форме выплаты возмещения субъектам рынка, оказывающим услуги по балансированию системы, стоимости урегулирования так называемых небалансов, вызванных отклонениями фактических объемов отпуска электроэнергии от заявленных участниками рынка номинаций. Проще говоря, за неточность прогноза приходится платить. Наряду с решением задачи по распределению ответственности и расходов за балансирование системы такая практика стимулирует участников внедрять технологии, позволяющие делать более точный прогноз, оптимизировать свои процессы энергопотребления и генерации и управлять ими.

С учетом среди прочих факторов необходимости наращивания доли АИЭ в энергобалансе страны в Законе о рынке электроэнергии реализовано компромиссное решение: ответственность за небалансы будет вводиться постепенно, начиная с 2021 года, с ежегодным повышением на 10 % до достижения 100 % к 2030 году. Предусмотрена и некоторая «подушка безопасности» — допустимые пределы отклонений фактических показателей от заявленных почасовых графиков отпуска электроэнергии, которые не влекут ответственности производителей электроэнергии из АИЭ (20 % — для ветряной энергии, 10 % — для солнечной, 5 % — для гидроэлектроэнергии, вырабатываемой микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями).

При установлении ответственности за небалансы важно было не допустить ретроактивного действия этого нововведения. Новый Закон о рынке электроэнергии снимает эти опасения, прямо устанавливая, что до 31 декабря 2029 года ответственность за небалансы не будет применяться к объектам, введенным в эксплуатацию до момента вступления Закона в силу.

 

Применение «зеленого тарифа»

Срок действия «зеленого тарифа» не был продлен с принятием Закона о рынке электроэнергии: как и ранее, тариф установлен до 1 января 2030 года. На этапе работы над законопроектом звучали предложения продлить этот срок, чтобы сделать рынок более привлекательным для инвесторов, но инициативы не были восприняты.

Рентабельность проектов в сфере АИЭ в значительной степени зависит от размера «зеленого тарифа», который реализуется в ходе операционной деятельности по производству электроэнергии, тогда как необходимость в финансировании проектов возникает на самых ранних этапах девелопмента. Такой временной разрыв осложняет привлечение внешнего финансирования в условиях, когда у собственников или девелоперов проекта отсутствуют убедительные гарантии и материальные доказательства присвоения им в будущем «зеленого тарифа». Закон о рынке электроэнергии предлагает компромиссное решение. «Зеленый тариф», как и ранее, устанавливается после введения объектов в эксплуатацию, вместе с тем прямо предусмотрена возможность заключения договора купли-продажи электроэнергии на ранних этапах реализации проекта после получения разрешения на начало строительных работ. При этом в случае, если объект электроэнергетики, в отношении которого заключен договор, не введен в эксплуатацию на протяжении трех лет после получения разрешения, такой договор теряет силу.

В порядке имплементации Закона о рынке электроэнергии 25 июля 2017 года Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), приняла проект постановления «Об утверждении изменений к примерному договору о купле-продажи электрической энергии между ГП «Энергорынок» и субъектом хозяйствования, производящим электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии» (проект изменений). В соответствии с проектом изменений договор должен оставаться в силе в течение всего срока действия «зеленого тарифа», то есть до 1 января 2030 года. Напомним, что действующая редакция примерного договора купли-продажи содержит бланковые (незаполненные) позиции вместо прямого установления срока действия договора, и ранее практиковалось заключение договора на год с последующим ежегодным автоматическим его продлением.

Далее, как следует из проекта изменений, стороны договора купли-продажи соглашаются с тем, что обязательства ГП «Энергорынок» в части покупки электроэнергии прекратятся с даты начала действия нового рынка электроэнергии, и с этой даты необходимо будет заключить договор между продавцом и гарантированным покупателем — правопреемником ГП «Энергорынок» на срок действия «зеленого тарифа» согласно типовой форме договора, утвержденной НКРЭКУ после консультаций с Энергетическим Сообществом. Примечательно, что новый договор, который будет заключаться в будущем, станет трансформироваться в типовой, как это и предусмотрено Законом о рынке электроэнергии: таким образом, стороны не смогут отступать в будущем от положений такого договора.

Проект изменений предполагает, что стороны должны зафиксировать свое согласие на заключение будущего договора, заведомо не зная, какие условия будет содержать новый типовой договор. Очевидно, что принудительное исполнение такого положения о согласии на заключение в будущем договора, условия которого достоверно не известны, сомнительно (даже принимая во внимание то обстоятельство, что размер «зеленого тарифа» и срок его действия зафиксированы законом и не должны измениться при заключении нового договора).

Возникают вопросы: как будет определяться дата начала действия нового рынка электроэнергии и удастся ли синхронизировать на практике все процессы запуска рынка и создания гарантированного покупателя, как задумано? По всей видимости, речь идет о дате 1 июля 2019 года, когда будут запущены основные сегменты рынка. Однако уже сейчас есть признаки того, что запуск рынка может произойти позже, чем предусмотрено Законом о рынке электроэнергии, исходя из необходимости разработки програм­много обеспечения и оперативных действий регулятора, который также реформируется с запозданием. И это не единственная практическая сложность, подстерегающая на этапе имплементации Закона. Системная трансформация рынка неизбежно вносит коррективы во все сегменты рынка, и сектор АИЭ — не исключение. Тем не менее важно обеспечить стабильность и непрерывность отпуска по «зеленому тарифу» электроэнергии, произведенной из АИЭ, как это гарантировано Законом. Очевидно, что формулировки проекта изменений не в полной мере решают эту задачу и могут потребовать доработки и уточнений.

 

Тенденции и перспективы

Для стратегического долгосрочного планирования развития сектора АИЭ и его эффективного регулирования нужно принимать во внимание новые подходы и тенденции, существующие в мировой практике. Показательна тенденция, которая уже некоторое время прослеживается на европейских и других международных рынках: движение в направлении постепенного выравнивания статуса различных источников электроэнергии, ослабления или даже отмены механизмов государственной поддержки и субсидирования производителей энергии из АИЭ и создание условий для свободной, рыночной конкуренции различных источников энергии. Правда, во многих странах на производство энергии из АИЭ уже приходится значительная доля в энергобалансе, что оправдывает необходимость равноправной конкуренции.

Среди разнообразных подходов к стимулированию сектора АИЭ все большее распространение в Европе приобретает так называемый контракт на разницу (сontract for difference, или CfD). Внедренный и апробированный в Великобритании, он постепенно распространяется и на страны материковой Европы (в том числе Центральной и Восточной). Это финансовый, обычно долгосрочный инструмент, фиксирующий договорную цену, по которой стороны согласны осуществлять куплю-продажу электроэнергии на протяжении срока действия контракта (strike price). При дальнейших колебаниях рыночных цен по отношению к договорной одна из сторон должна уплачивать соответствующую разницу другой стороне (при повышении рыночной цены по отношению к договорной — покупатель, при понижении — продавец). По сути речь идет о финансовом инструменте управления рисками, который обеспечивает производителям электроэнергии стабильную прогнозируемую доходность, хеджируя их от ценовых колебаний рынка путем фиксации договорной цены. Это позволяет уменьшить стоимость привлечения капитала, а заодно стимулирует конкуренцию различных технологий генерации, поскольку «контракты на разницу» обычно заключаются в режиме аукциона.

Нередки случаи, когда различные меры и методы стимулирования АИЭ совмещаются в рамках комплексного, диверсифицированного и гибкого подхода: например, наиболее уязвимая и нуждающаяся в поддержке микрогенерация продает электроэнергию по «зеленому тарифу», в то время как другие виды генерации конкурируют на аукционах за право на заключение «контрактов на разницу», причем такие аукционы часто являются технологически нейтральными (то есть не проводится различие между участниками и не предоставляются какие-либо преимущества в зависимости от вида источников и технологии производства электроэнергии).

В нашей стране уже появляются инициативы по применению новых подходов к продаже электроэнергии из АИЭ: в частности, в связи с предстоящим проектом Chornobyl Solar обсуждается возможность проведения аукционов для продажи электроэнергии. Не исключено, что подобные пилотные проекты в дальнейшем приведут к системному изменению подходов к регулированию сектора АИЭ и диверсификации методов стимулирования производства электроэнергии из АИЭ, не ограничиваясь «зеленым тарифом». При этом важно, чтобы аукционы и другие новеллы (даже если они являются прогрессивными и продиктованы объективными мировыми тенденциями развития рынков энергетики, уровнем зрелости и стоимостью технологий или требованиями международных доноров) внедрялись продуманно и с учетом логики развития и последствий для украинского рынка, опирались на государственную стратегию в области энергетики.

Одними из элементов такой стратегии являются последовательность и преемственность законодательства в аспекте поддержки отрасли АИЭ. Новый Закон о рынке электроэнергии продемонстрировал приверженность такому подходу, к тому же в большей степени учел противоречивые интересы участников рынка и энергосистемы в целом, что позволяет делать осторожный прогноз в пользу дальнейшего увеличения темпов развития отрасли АИЭ. Важно соблюсти заданное Законом направление реформы в ходе его дальнейшей имплементации.

 

ТЕУШ Светлана — советник практик недвижимости, строительства, энергетики и инфраструктуры ЮФ Redcliffe Partners, к.ю.н., г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Летний сбой

Акцент

Проходной в двор

Государство и юристы

Кануть в лето

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменен порядок признания ученых степеней

Предлагается снизить акциз на водочные изделия

Законопроект о защите детей дополняет УК

Государство и юристы

Трезвый подход

Партобстрел

От полугода до трех лет

Документы и аналитика

Публичное браво

Неделя права

Ход контролем

Балансировка системы

Торговая оборона

Неделя права

Новости из-за рубежа

Авиакомпания не несет ответственности за истечение срока действия паспорта пассажира

Неделя права

Киберпоступление

Новости из зала суда

Судебная практика

Истец не имеет права на возмещение средств по вкладам за счет ФГВФЛ

Госадминистрация железнодорожного транспорта должна госбюджету 100 млн грн

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo консультирует Агропросперис Банк по вопросам дополнительной эмиссии акций в процессе увеличения уставного капитала

Дарья Валявская — руководитель практики интеллектуальной собственности ЮФ Redcliffe Partners

Interlegal защитила интересы клиента в арбитраже LMAA

ЮФ Sayenko Kharenko представила интересы резидента ЕС в досудебном расследовании

Отрасли практики

Штатный инстинкт

Прилив энергии

Внимание: с вас снимают!

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Судебные показатели

Международное сомнение

В заявочном порядке

Вертикальный предел

Судебная практика

Достаточно и своевременно

Судебная практика

Судебные решения

Военнослужащие, имеющие статус внутренне перемещенного лица, должны выбирать между адресной помощью и денежной компенсацией для покрытия расходов на проживание

Защита права на возмещение причиненного органом государственной власти вреда осуществляется в общих судах

Суд должен мотивировать свое решение, если им было учтено мнение ребенка относительно того, с кем из родителей он хочет проживать

Судебная практика

Отчет GRECO

Отказаться не в том месте

Тема номера

Кодексы чести

В едином прорыве

Хороших выгодных

Пойти на е-право

В общей слаженности

Суд-продукты

Частная практика

Ассоциативный ряд

Этические чистки

Інші новини

PRAVO.UA