Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №23 (962) » Превентивное содействие

Превентивное содействие

«Украинским компаниям следует стремиться к международным стандартам комплаенса уже сегодня», — уверен Арио Дехгани, советник ЮФ Redcliffe Partners
Арио ДЕХГАНИ: «С точки зрения иностранного инвестора, украинский бизнес, который может продемонстрировать устойчивые подходы и работающую систему комплаенса, более привлекателен для инвестиций»

Практика комплаенса сравнительно недавно выделилась в отдельное направление услуг, предоставляемых юридическими фирмами на Украине. О причинах повышенного интереса к комплаенсу в мире, мотивах внедрения украинским бизнесом более высоких стандартов комплаенса, а также о роли внешних консультантов в этой сфере «Юридической практике» рассказал советник ЮФ Redcliffe Partners Арио Дехгани. Г-н Дехгани имеет более чем семилетний опыт работы в мюнхенском офисе МЮФ Hogan Lovells и намерен вывести комплаенс-консалтинг на Украине на качественно новый уровень.

 

— Почему вопросам комплаенса уделяется столь пристальное внимание?

— После нескольких крупных дел, которые привели к многомиллионным штрафам и репутационным рискам, бизнес предпочитает предупреждать возможные проблемы, а не иметь дело с их последствиями.

Вспомним кейс немецкой Siemens, одной из 30 ведущих немецких компаний из топ-листа Франкфуртской фондовой биржи. В 2006 году в отношении компании было инициировано расследование по части предполагаемых коррупционных действий в иностранных юрисдикциях. Расследование затронуло почти каждую операцию Siemens и аффилированных с ней компаний за двухлетний период в глобальном масштабе. В результате расследования выявлено около 4300 незаконных платежей и 330 проектов, в законности осуществления которых возникли сомнения. Сумма штрафных санкций только в отношении Siemens составила 800 млн долл. США. В общей сложности группа компаний Siemens была оштрафована на 2,5 млрд долл. США за нарушения антикоррупционного законодательства в различных странах мира. Компания также была вынуждена разработать новую систему комплаенса. Некоторые члены правления компании и другие сотрудники, имеющие отношение к расследуемым операциям, до сих пор находятся под следствием.

Если бы у Siemens была работающая комплаенс-система на время проведения расследования, то коррупционные проявления вряд ли достигли бы таких масштабов. Кроме того, докажи компания существование грамотной системы комплаенса, ответственность можно было бы снизить до нуля.

Наличие комплаенс-системы, которая ограничивает возможности для нарушений как внутри компании, так и в работе с внешними сторонами и контрагентами, служит основным способом минимизации рисков и для самих компаний, и для их уполномоченных сотрудников (таких как члены совета директоров, менеджеры, комплаенс-специалисты).

 

— Отличаются ли требования к содержанию комплаенс-программ в разных странах? Кто впереди планеты всей?

— В США законодательные требования в отношении комплаенса наиболее подробные и детальные. Если американская компания имеет аффилированные предприятия в других странах, например в Южной Корее или на Украине, требования законодательства США распространяются и на такие предприятия. Страны Европейского Союза и Шенгенской зоны в течение последних десяти лет поэтапно вводят многие нормы комплаенса в свою законодательную базу, в частности, в финансовом секторе, отраслях товаров народного потребления и в медицине. На основе опыта, накопленного в области комплаенса в последние годы, сформировался так называемый международный стандарт, или лучшая международная практика работы по вопросам комплаенса.

Компании, работающие за пределами США и Европейского Союза, теоретически обязаны соответствовать только требованиям локального законодательства, которые обычно менее жесткие. Однако уровень внимания к комплаенсу возрастает во всем мире.

Предполагаю, что в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС и общей задачей по борьбе с коррупцией Украина значительно ужесточит требования к комплаенсу в ближайшие годы. Поэтому украинским компаниям следует стремиться к международным стандартам комплаенса уже сегодня.

 

— Применяется ли международная практика по борьбе с коррупцией на украинском рынке?

— Существуют два очень важных закона, направленных на борьбу с коррупцией и применимых во всем мире, — Закон США о коррупции за рубежом (FCPA) и Закон Великобритании о взяточничестве (UK Bribery Act).

FCPA и UK Bribery Act — всеобъемлющие законодательные акты, целью которых является предотвращение коррупционных действий в других странах, в том числе и на Украине. И FCPA, и UKBA создают серьезные требования в сфере комплаенса для компаний, которые зарегистрированы или работают на территории США или Великобритании. Недавний пример, который характеризует серьезность последствий несоблюдения этих требований, — штрафные санкции, наложенные на французскую компанию Alstom в 2014 году в размере 772 млн долл. США за нарушение FCPA.

 

— Для кого комплаенс сегодня важнее: для иностранных компаний, работающих на Украине, или для украинского бизнеса?

— Я думаю, что как иностранный, так и украинский бизнес сейчас очень мотивирован к внедрению более высоких стандартов в сфере комплаенса.

С точки зрения иностранного инвестора, украинский бизнес, который может продемонстрировать устойчивые подходы и работающую систему комплаенса, более привлекателен для инвестиций, то есть чем лучше система комплаенса, тем выше инвестиционная привлекательность бизнеса и доверие к нему.

Для украинского бизнеса демонстрировать нулевую толерантность к коррупции и высокий уровень комплаенса — это очень позитивный сигнал и для привлечения международного финансирования, и для привлечения инвестиций, и для поддержки устойчивости экономики страны.

 

— Какие направления практики комплаенса наиболее актуальны и востребованы сегодня?

— Исходя из собственного опыта, отмечу, что чаще всего возникают вопросы в области коррупции и соблюдения норм конкурентного права.

Помимо этого к сфере комплаенса принято относить также вопросы соблюдения законодательства, направленного на борьбу с отмыванием денег, защиту персональных данных, природоохранного законодательства, законодательства в сфере качества и безопасности продукции, трудового права, права интеллектуальной собственности, налогового права.

На Украине актуальны все перечисленные сферы комплаенса. Рассуждая о рисках в сфере комплаенса, важно принимать во внимание также и отраслевое регулирование того или иного бизнеса. Например, на Украине динамично развивается сектор IT, соответственно, вопросы соблюдения законодательства при обработке и передаче персональных данных актуальны для этого сектора. Однако справедливо будет сказать, что наибольшие риски (и, соответственно, внимание компаний) влекут вопросы, связанные с антикоррупционным законодательством.

 

— Из чего состоит комплекс услуг, предоставляемых внешними консультантами в сфере комплаенса?

— Компании редко имеют возможность или считают целесообразным создавать внутренние подразделения для работы над вопросами комплаенса. Преимущественно именно внешний консультант занимается вопросами аудита или разработки системы комплаенса в компании. Привлечение внешнего консультанта в большинстве случаев также имеет и другие преимущества. Внешний консультант, бесспорно, более независим, чем штатный юрист, а также может объективно оценивать самые болезненные внутренние вопросы бизнеса и реагировать на них.

 

— А какова роль внешних консультантов (юристов) на стадии «посткомплаенс»?

— После внедрения системы комплаенса роль юриста сводится к поддержанию ее в актуальном состоянии и периодическому аудиту системы. Важно следить как за изменениями в украинском регулировании, так и за возможными изменениями на международном уровне, чтобы все они своевременно отражались в системе комплаенса и работали на практике.

 

— Вы более семи лет занимались вопросами комплаенса в международной юрфирме Hogan Lovells. Какой будет ваша практика в национальной юрфирме Redcliffe Partners?

— Практика комплаенса в Redcliffe Partners уникальна для Украины по нескольким причинам. Во-первых, наша команда объединяет юристов, имеющих право на юридическую практику в США и ЕС, которые не только знают и понимают законодательные требования США и Европейского Союза, но и имеют практический опыт построения международных комплаенс-систем.

Во-вторых, практика комплаенса в Redcliffe Partners работает на сильной международной платформе и имеет доступ к интегрированным сетям некоторых лучших международных юридических фирм, что для практики комплаенса критично важно, так как комплаенс-системы и расследования в связи с возможными нарушениями комплаенс-требований носят международный характер.

В-третьих, мы строим практику на моем более чем семилетнем опыте в сфере комплаенса на международном уровне, который наработать на Украине было бы практически невозможно, так как спрос на услугу только формируется. То есть более глубокое, чем у нашей команды, понимание и уровень предоставления этой услуги на Украине клиенту найти достаточно сложно.

Таким образом, мы сейчас можем предложить рынку именно нужный продукт, разработанный с учетом требований, наиболее актуальных для бизнеса юрисдикций (США и ЕС), командой, свыше семи лет специализирующейся исключительно на услуге комплаенса.

Мы сосредоточимся на консультировании клиентов на Украине и в СНГ относительно минимизации возможных комплаенс-рисков на всех этапах развития комплаенса в компании. Приоритетными направлениями станут создание систем комплаенса, проведение внутренних расследований и предоставление консультаций в отношении FCPA и UKBA.

 

— Над какими проектами вы работали в Hogan Lovells?

— Большинство проектов было связано с предполагаемыми случаями коррупции внутри компаний, а также с предполагаемыми проявлениями коррупции в иностранных юрисдикциях (например, это Пакистан, Южная Корея, Швейцария, Германия). Мы представляли как крупные международные компании, так и средний бизнес. Проводили ряд внутренних расследований в связи с соблюдением требований FCPA и UKBA, консультировали относительно построения системы комплаенса, проводили обучения, тренинги. Во многих случаях юристам приходилось иметь дело с прессой, правительственными и правоохранительными органами, защищать интересы клиентов в суде.

 

— Как вы в целом оцениваете перспективы практики комплаенс на Украине?

— Уровень комплаенса в украинских компаниях определяет их конкурентоспособность на мировом рынке. Кроме того, Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС требует лучшего понимания правил ЕС относительно как ведения бизнеса, так и продаваемой на территории ЕС продукции. В целом очевидно, что комплаенс — это один из приоритетов для Украины и украинского рынка в ближайшие годы.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)

 

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

FALSE

IPF-адрес

Акцент

Бурная редакция

Документы и аналитика

Один плюс один

Книжная полка

Преподать право

Неделя права

Дефицит кадров

Обязательное участие адвокатуры

Канадская технология

Судейские сомнения

Определиться со статусом

Новости юридических фирм

Частная практика

WIPR Leaders 2016 назвал А. Мамуню одним из ведущих юристов в сфере интеллектуальной собственности

В Одессе прошел Зерновой форум & Maritime Days in Odessa 2016

Юристы МЮФ Wolf Theiss разработали изменения в законодательство для отмены регистрации иностранных инвестиций на Украине

ЮФ AVELLUM награждена за проведение лучшей налоговой сделки по реструктуризации в Европе

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник реструктуризации задолженности «Укравтодора»

Я. Петров назначен региональным представителем YIAG на Украине

МЮФ ETERNA LAW консультировала CarPrice при инвестировании в бразильский сервис Instacarro

Отрасли практики

Маркетинговый плен

Фондовый режим

Рабочий график

ANTITRUST FORUM

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Репортаж

Канадский уклон

Самое важное

Головная роль

Комплексная оценка

Кассационный труд

Судить будем по-новому

Судебная практика

Акт в независимости

Земля у советов

Бесцельные советы

Акциз на б/у автомобили

Новая аренда

Цена несправедливости

Тема номера

Проявить позитив

Разбавить концентрат

Раскаты рома

Поведение аукциона

Устроить цену

Расчетная палата

Особое значение

Быль и убыль

Частная практика

Отправиться в допуск

Превентивное содействие

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: