Претензия необязательна — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (401) » Претензия необязательна

Претензия необязательна

23 июня 2005 года Президент Украины подписал Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно досудебного урегулирования споров» (Закон). Закон вступил в силу с момента опубликования, то есть с 22 июля 2005 года (опубликован в газете «Голос Украины» № 133 от 22 июля 2005 года).

Законом внесены изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс (ХПК) Украины, Кодекс торгового мореплавания (КТМ) Украины, Хозяйственный кодекс (ХК) Украины, Гражданский кодекс (ГК) Украины, Закон Украины «О железнодорожном транспорте», Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и Декрет Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине».

Основной целью Закона является окончательное закрепление претензионного порядка как альтернативного, но не обязательного способа разрешения споров, возникающих в хозяйственной деятельности между сторонами. Идея изменений состоит в том, что направление претензии не может быть обязательным условием для обращения заинтересованного лица в суд ни при каких обстоятельствах. Исключением в подобных случаях может быть лишь договоренность сторон.

История вопроса

Напомним, что ранее действовавшее процессуальное законодательство (часть 2 статьи 5 ХПК Украины) предусматривало обязательный порядок направления претензии по следующим категориям споров:

— споры, возникающие из договора перевозки;

— споры, возникающие из договора о предоставлении услуг связи;

— споры, основанные на государственном заказе.

Указанному положению процессуального законодательства корреспондировало и содержание норм материального права. Так, в соответствии со статьей 925 ГК Украины, до предъявления иска перевозчику направление ему претензии является обязательным. Часть 2 статьи 26 Закона о железнодорожном транспорте предусматривала, что требования грузоотправителей, грузополучателей к перевозчикам рассматриваются в претензионно-исковом порядке.

Вопрос об обязательном направлении претензии стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины, что повлекло принятие решения № 15-рп/2002 от 9 июля 2002 года (дело о досудебном урегулировании споров, решение по делу № 1-2/2002 от 9 июля 2002 года опубликовано в «Вестнике Конституционного Суда Украины» № 4 за 2002 год). Тогда Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что право лица (физического или юридического) на обращение в суд за разрешением спора не может быть ограничено законом, другими нормативно-правовыми актами. В то же время Конституционный Суд Украины указал, что установление законом или договором досудебного урегулирования споров по волеизъявлению субъектов правоотношений не является ограничением юрисдикции судов и права на судебную защиту.

Таким образом, фактически продолжала существовать практика обязательного направления претензий по отдельным категориям споров (наземные и морские перевозки, услуги телефонной и почтовой связи и др.). Наличие положений об обязательном направлении претензий нередко позволяло недобросовестным должникам затягивать обращение в суд или вовсе уходить от ответственности. Ситуация осложнялась еще и тем, что суды могли возвращать исковые заявления (пункт 7 статьи 63 ХПК Украины; пункт 2 статьи 136 ГПК Украины) без рассмотрения, если истцом не представлены доказательства принятия мер досудебного урегулирования спора по отдельным категориям споров.

Претензия — дело добровольное

Поскольку основным законом, определяющим основания и порядок направления претензии в хозяйственных отношениях был, ХПК, большая часть изменений коснулась именно этого акта. Основные, по моему мнению, изменения представлены в таблице 1.

Таким образом, начиная с 23 июля 2005 года направление претензии по спорам, связанным с перевозкой грузов или пассажиров, вытекающим из договоров связи и государственного заказа, не является обязательным. Более того, отсутствие направленной претензии не может быть основанием для возврата заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения.

Тем не менее стороны вправе включить в любой договор специальную оговорку, сделав тем самым обязательным направление претензии для себя. Такая оговорка может выглядеть следующим образом: «Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего спора, стороны намерены решать путем переговоров. В случае если решить спор путем переговоров не представляется возможным, сторона вправе направить другой стороне претензию.

Претензия должна содержать следующие реквизиты: наименование, почтовый адрес и банковские реквизиты заявителя; дата подачи претензии и ее номер; обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия; доказательства, которыми подтверждаются эти обстоятельства; требования заявителя со ссылкой на нормативные акты; сумма претензии и ее расчет; перечень документов, прилагаемых к претензии».

Изменения в КТМ, ГК и ХК Украины

Ранее действовавшая редакция статьи 383 КТМ Украины предусматривала, что иск к перевозчику может быть предъявлен исключительно после направления ему претензии. Новая редакция этой нормы выглядит следующим образом: «До заявления перевозчику иска, вытекающего из договора морской перевозки, ему может быть направлена претензия». Как видим, направление претензии морскому перевозчику отныне не является обязанностью в силу нормы закона.

Кроме того, часть 3 статьи 218 данного Кодекса дополнена следующим положением: «Несоблюдение сторонами досудебного порядка урегулирования спора не препятствует обращению в суд в порядке, установленном законом».

Поскольку общие правила о перевозках (как наземных, так и морских) установлены Гражданским кодексом Украины (глава 64), аналогичные изменения коснулись и норм ГК. Так, статья 925 приобрела следующую редакцию: «До предъявления перевозчику иска, вытекающего из договора перевозки груза, почты, ему может быть направлена претензия в порядке, установленном законом, транспортными кодексами (уставами)».

Изменения коснулись и Хозяйственного кодекса Украины. В частности, часть 3 статьи 315 ХК Украины изложена в новой редакции (см. таблицу 2).

Представляется, что оговорка о претензиях будет включаться в договор прежде всего по инициативе перевозчика. Наличие оговорки позволит перевозчику в значительной степени затянуть начало судебного разбирательства. Не исключено также, что судебная практика пойдет по пути возврата исковых заявлений в случае, когда истцом не соблюден претензионный порядок, предусмотренный договором.

Изменения в Законе о прибыли

Как известно, порядок урегулирования безнадежной задолженности определен статьей 12 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий». В соответствии с пунктом 12.4.2 статьи 12 Закона, если, согласно заключению Торгово-промышленной палаты Украины или иного компетентного органа иностранного государства либо при наличии соответствующего Указа Президента Украины или постановления (распоряжения) Кабинета Министров Украины, обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер и не влияют на дееспособность дебитора уплатить задолженность после их окончания, кредитор был обязан предъявить дебитору претензию в течение 30 календарных дней после окончания срока действия таких обстоятельств.

Новая редакция указанной нормы предоставляет кредитору право обратиться с претензией к дебитору, но не обязывает его делать это. Кроме того, такая претензия может быть предъявлена в любое время (а не на протяжении 30 календарных дней с момента прекращения действия обстоятельств непреодолимой силы) см. таблицу 3.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Реформирование ГАИ идет полным ходом

Деловая практика

Претензия необязательна

Законодательная практика

А выборы народных депутатов не за горами…

Комментарии и аналитика

Безапелляционная апелляция

Государственное предприятие: прибыль или убыток для государства?

Перевозка грузов железнодорожным транспортом или подача-уборка вагонов?

Неделя права

Российский суд переложил ответственность на террористов

Угроза независимости российской адвокатуры

«Войны» по-черкасски

Всем оставаться на местах, это мера обеспечения…

БТИ – это монополисты!

Реестр событий

Минюст уполномочен отказать!..

Прокуратура снова взялась за свое...

Деньги «Приднепровью» не вернут?!

Процессуальная революция

Судебная практика

Имущественные права как предмет залога

Важна ли достоверность доказательств?

Все меняется, а обязательства остаются

Срок, не подлежащий возобновлению

Судебные решения

Нарушение правил пожарной безопасности — основание для отказа в страховой выплате

Страхователь — тоже потребитель

Страховщикам сроки нарушать не рекомендуется

Тема номера

Определение размера страховых платежей

Потребители против страховых компаний

Частная практика

Говорить или молчать?

Юридический форум

Пересмотр актов №2?

Лето — хорошая пора для учебы...

Інші новини

PRAVO.UA