Кабинетом Министров Украины разработан и внесен в парламент проект Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О предварительном заключении» (относительно усовершенствования отдельных норм)» (№ 2979). Принятие данного акта мотивируется в том числе приведением законодательства к европейским стандартам, однако не приходится говорить о том, что такие изменения приведут к существенному расширению свободы для заключенных.
«Одиночные» изменения
Следует отметить, что изменения затронут права огромного количества граждан. Правозащитники из Украинского Хельсинского союза по правам человека прослеживают тенденцию к снижению количества заключенных, в том числе и лиц, ожидающих приговора. По состоянию на конец 2014 года в СИЗО и учреждениях исполнения наказаний с функцией СИЗО содержалось 16,5 тыс. человек (подозреваемых, обвиняемых и осужденных, приговор в отношении которых еще не вступил в законную силу). Среди наиболее принципиальных изменений в отношении прав заключенных правозащитники отмечают разрешение заключенным пользоваться Интернетом. Однако считают новацию противоречивой, поскольку осужденным запрещено иметь компьютеры, то есть они лишены возможности пользоваться правом, тогда как в закон о предварительном заключении какие-либо существенные изменения за последний год не вносились. Следует добавить, что общественность настаивала на изменении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденных Минюстом в 2013 году. Среди прочего указывалось, что законодательство предоставляет широкие возможности по контролю за корреспонденцией для лиц, пребывающих под стражей. И, как можно догадаться, сейчас правительство вознамерилось решить назревшие проблемы. Хотя нельзя сказать, что на эти новации рассчитывали предварительно заключенные.
Для начала обратим внимание на изменения, которые, вероятно, позитивно скажутся на соблюдении прав лиц, взятых под стражу.
Так, в предложенной редакции статьи 8 закона частично учитываются нормы европейских актов. С целью сохранения тайны досудебного расследования и защиты заключенных от возможных посягательств на их жизнь или предотвращения совершения ими нового преступления при наличии медицинских оснований или по письменному заявлению взятого под стражу лица, мотивированному уважительной причиной, заключенного могут держать в камере в одиночку.
В неотложных случаях, когда существует реальная угроза жизни и здоровью лица, взятого под стражу, допускается его одиночное содержание в камере по постановлению начальника учреждения предварительного заключения с одновременным письменным уведомлением прокурора.
Не обошлось, правда, и без размытых норм: «Размещение лиц, взятых под стражу, в камерах осуществляется с учетом их личности и психологической совместимости». Поэтому попытка следовать данным прогрессивным принципам может быть своеобразной. Несколько декларативно звучит и норма, гарантирующая право на гуманное отношение к лицам, взятым под стражу, и уважение их человеческого достоинства.
Относительно нейтральные изменения вносятся в статью 7 закона. Предусматривается, что изъятые деньги у новоприбывших лиц, взятых под стражу, зачисляются на их лицевые счета. При уничтожении изъятых продуктов должен составляться письменный акт.
Деньги, драгоценные металлы и изделия из них, средства мобильной связи, компьютерная техника и другая техника, использование которых запрещено в местах предварительного заключения, изымаются, о чем должностное лицо учреждения предварительного заключения составляет протокол. По ходатайству учреждения предварительного заключения суд рассматривает вопрос о конфискации и передаче в собственность государства этих вещей. Другие вещи уничтожаются в присутствии собственника или отдаются на хранение на склад (в обоих случаях составляется акт).
Строгий режим
Из статьи 14 закона исключена такая мера поощрения, как увеличение продолжительности прогулки на один час. «На практике это невозможно обеспечить» — так убедительно объясняется это изменение в пояснительной записке.
В перечень вещей взятого под стражу гражданина, которые могут подвергаться досмотру, включены также бандероли. Справедливости ради отметим, что норма, регламентирующая получение корреспонденции, излагается в новой редакции: лица, взятые под стражу, вправе «получать без ограничения количества передачи, посылки, бандероли и денежные переводы и передачи».
Предусматривается, что обыск лиц, взятых под стражу, досмотр их личных вещей, посылок, передач и бандеролей, поступающих в их адрес, проводятся с использованием технических средств. Ужесточение норм коснется не только лиц, взятых под стражу. Также осмотру с применением техсредств подлежат лица, входящие на территорию учреждения или покидающие ее. Конкретизируется, что отказ от прохождения такого досмотра препятствует прохождению на территорию СИЗО.
С одной стороны, правительственный акт усиливает меры контроля с целью недопущения применения оружия лицами, взятыми под стражу, но при этом уточняет условия применения оружия сотрудниками СИЗО. Так, разрешается применять огнестрельное оружие к женщинам с явными признаками беременности, лицам пожилого возраста или с выраженными признаками инвалидности и несовершеннолетним, в том числе в случае «вооруженного нападения». Ранее это позволялось в случае «вооруженного сопротивления». Отметим, что статья 12 Закона Украины «О милиции» позволяет применение спецсредств и оружия к данным категориям граждан как в случае вооруженного нападения, так и при вооруженном сопротивлении.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…