Высокая миссия адвокатов в обществе, определенная Конституцией Украины, предполагает для тех, кто занимается адвокатской деятельностью, четкие гарантии. Одна из них предусмотрена в статье 18 Закона Украины «Об адвокатуре» и состоит в том, что местные органы государственного управления в пределах своей компетенции содействуют адвокатам и адвокатским объединениям в решении социальных вопросов, предоставляют им в аренду пригодные для работы помещения, устанавливают льготы по арендной плате за пользование ими.
По большому счету, сегодня именно гарантии и права, предусмотренные Законом «Об адвокатуре», и определяют преимущество статуса адвоката перед юристами — специалистами в отрасли права.
Но этот нюанс мало учитывается органами государственной власти и местного самоуправления при разрешении вопроса о предоставлении в аренду помещения адвокату.
В соответствии с Законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» (Закон об аренде) лица, желающие заключить договор аренды, направляют арендодателю заявление, проект договора аренды и другие документы, перечень которых устанавливает Фонд государственного имущества Украины. По отношению к коммунальному имуществу, собственником которого является территориальная община, арендодателем выступает соответствующий местный совет.
Если прочесть закон, то, кажется, все достаточно просто: составил проект договора аренды, написал заявление, приложил к нему адвокатское свидетельство и направил все это в местный совет. Но практика иная.
Изначально подается только заявление о том, что адвокат имярек имеет намерение арендовать у территориальной общины такое-то помещение. Затем совет рассматривает это заявление (проверяет, может ли помещение быть сдано в аренду в соответствии с абзацем части 4 статьи 9 Закона об аренде) и дает соответствующее заключение. После положительного ответа адвокату будет предоставлена информация о самом помещении, а также о ставках аренды, и он может подавать проект договора. После этого снова рассматривается заявление, проект договора, другие документы, и местный совет принимает решение о сдаче недвижимого имущества в аренду.
Собственно, в этом процессе есть два нюанса. Во-первых, информация о наличии свободного помещения коммунальной собственности не такая уж открытая (хотя потенциальный арендатор и является, чаще всего, членом той же территориальной общины, у которой хочет снять помещение). Даже если известно, что помещение свободно, информация о том, сдается ли оно кому-нибудь в аренду, нигде не афишируется, кроме как самим арендатором в виде вывески над дверью. Но это тема другого материала.
Во-вторых, необходимо правильно определить ставку, по которой адвокату должно быть сдано в аренду коммунальное имущество. Вот с ней и попробуем разобраться.
Закон об аренде наделяет полномочиями по определению ставок аренды государственного и коммунального имущества Кабинет Министров Украины и органы местного самоуправления (соответствующие), то есть местные советы.
В принципе, закон никоим образом не обязывает местные советы утверждать ставки, которые определил КМУ для аренды государственного имущества. Но большинство местных советов установили те же ставки (или хотя бы использовали деление по категориям видов деятельности, для которых арендуется имущество), которые утвердил КМУ в Методике расчета и порядке использования платы за аренду государственного имущества (постановление от 4 октября 1995 года № 786 с изменениями и дополнениями).
Пункт 8 приложения 2 к этой Методике определил для субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере права, ставку аренды государственного имущества в 20 %.
Можно утверждать, что аналогичный пункт содержится во всех методиках, принятых местными советами, и именно он применяется для определения ставки аренды коммунального имущества адвокатами.
С этим категорически не соглашаются адвокаты, поскольку они не являются субъектами хозяйствования в понимании Хозяйственного кодекса Украины. Деятельность адвокатов, не зарегистрированных в качестве субъектов предпринимательской деятельности, не регулируется хозяйственным законодательством, а только Конституцией и Законом Украины «Об адвокатуре».
Исходя из этого, адвокаты требуют от местных советов в арендных правоотношениях с ними применять ставки, рассчитанные не для субъектов хозяйствования, а для неприбыльных или общественных организаций. Либо другие, определенные для аналогичных категорий, в зависимости от того, какие категории определены в методике местного совета.
К слову, в данном случае аргументом в пользу адвоката станет то, как он зарегистрирован в налоговой. Если как СПД — шансов мало, а если как физическое лицо — адвокат, успех почти гарантирован. Правда, не исключено, что для заключения договора или изменения ставки потребуется обратиться в суд.
История одного дела
Индивидуально практикующему адвокату Николаю Науменко, который арендовал помещение в г. Киеве еще в Старокиевском районе, Печерский районный совет отказал в продлении договора аренды. Точнее, даже не совет, а Управление по вопросам имущества, которое, рассматривая проект договора аренды, определило, что поскольку истец — физическое лицо, занимается индивидуальной адвокатской деятельностью, то арендную ставку необходимо применять как для физического лица, осуществляющего деятельность в сфере предоставления юридических услуг (пункт 17 Методики расчета и порядка использования арендной платы, утвержденной Печерским районным советом г. Киева в 2006 году).
Это означало, что продлить договор аренды адвокат может, если согласится на арендную плату по ставке 20 % с коэффициентом 1,5, т.е. по цене 30 % от стоимости объекта аренды в год. Это составило бы примерно 7700 грн в месяц (что на момент возникновения спора составляло 1500 долларов США). До этого г-н Науменко арендовал это же помещение по ставке 2 % (пункт 37 Методики, ставка как для неприбыльных организаций, так и для размещения органа управления для лица — участника ликвидации аварии на ЧАЭС) с коэффициентом 0,8 (за подвальное помещение). Таким образом, за 50 м2 площади плата устанавливалась в размере расходов на содержание объекта аренды, а на площадь свыше указанной — 2 % с коэффициентом 0,8. На сегодняшний день фактически арендная плата составляет 700 грн.
Не согласившись с таким увеличением платы и установлением ставки как для субъекта хозяйствования, Николай Науменко обратился в суд.
Решением Печерского районного суда г. Киева от 11 июня 2008 года его исковые требования были удовлетворены частично (в части побуждения к заключению договора по применяемым ранее ставкам). По состоянию на сегодняшний день это решение оставлено в силе судом апелляционной инстанции, и с адвокатом заключен новый договор.
По словам г-на Науменко, применение ставок для адвокатов как для лиц — субъектов предпринимательской деятельности, предоставляющих юридические услуги, неправильно. По налоговому законодательству к адвокатам, наоборот, не применяется такой статус, и доход облагается налогом по ставке как для самозанятых лиц. Это в сумме с отчислениями в различные фонды составляет до 60 % дохода, из суммы которого индивидуально практикующему адвокату нельзя вычесть расходы, понесенные в связи с его получением.
Однако для субъектов хозяйствования по предоставлению юридических услуг арендная плата может быть исключена из валового дохода, и на нее не будут начисляться налоги.
Причем именно то, как истец был зарегистрирован в ГНИ, послужило весомым аргументом в пользу его позиции: как физическое лицо, плательщик налогов, занимающийся адвокатской практикой на основании свидетельства. Поэтому к нему не могут быть применены ставки как для предпринимателей, предоставляющих юридические услуги.
Также, отметил адвокат, ему пришлось доказывать его право аренды, поскольку Печерский райсовет не признавал соответствующее решение Старокиевского райсовета.
«Индивидуально практикующий адвокат, по моему мнению, является наиболее классической формой деятельности адвоката. Но именно они наименее защищены законом, — отметил г-н Науменко. — В случае со ставками аренды необходимо требовать применения к адвокатам (объединениям адвокатов) ставок как для неприбыльных организаций, поскольку статус адвокатов, работающих на основании Закона «Об адвокатуре», а не на основании хозяйственного законодательства, вполне соответствует статусу неприбыльной организации».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…