В последнее время тема существования Украины в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) вызывает интерес не только у отечественных предпринимателей, но и у представителей иностранных государств — физических и юридических лиц, желающих «делать деньги» на нашей территории.
Получив статус полноправного члена ВТО, Украина взяла на себя обязательство соблюдать положения Генерального соглашения о торговле услугами 1995 года (ГАТС) и, соответственно, Графика специфических обязательств в секторе услуг (График), принятых на себя нашим государством. Указанное событие открыло и сделало более привлекательным рынок услуг Украины, улучшило международный статус государства и привлекло иностранных субъектов.
Немало иностранцев в процессе осуществления своей деятельности понимают и могут оперировать нормами законодательства своей страны проживания, а если страна — член ВТО, то и нормами ГАТС. Однако в данной статье я предлагаю остановиться на услугах, предоставляемых именно на территории Украины и требующих применения именно украинского законодательства.
Иностранное лицо, намеревающееся осуществлять предпринимательскую деятельность на Украине, не всегда имеет возможность четко осознавать и владеть информацией относительно ограничений, установленных Украиной. В своих специфических обязательствах Украина выделяет общие ограничения относительно национального режима и относительно доступа к национальному рынку. Например, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, желающие приобрести в частную собственность земли на Украине, должны понимать, что здесь применяются определенные ограничения относительно национального режима приобретения прав собственности на землю.
Так, иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права:
— приобретать в собственность земли сельскохозяйственного назначения;
— бесплатно приобретать земельные участки государственной и коммунальной собственности или приватизировать земельные участки, ранее предоставленные им в пользование.
В то же время они могут приобретать права собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения на территории населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности на Украине, и за пределами населенных пунктов — в случае приобретения объектов недвижимого имущества иностранными юридическими лицами.
Что касается доступа к национальному рынку Украины, то здесь существуют ограничения на перемещение физических лиц — иностранцев на территории страны. Так, необходимо обратить внимание на то, что иностранный поставщик услуг должен получить разрешение на временное пребывание на Украине или разрешение на трудоустройство. Так, согласно Графику, всем иностранцам разрешение на трудоустройство должно выдаваться сроком на три года. Этот срок может быть продлен на два года.
Но на практике работодатели, использующие труд иностранных граждан, сталкиваются совсем с другой картиной. Законодатель не обратил внимания на необходимость приведения действующего законодательства в соответствие с требованиями международных обязательств.
Согласно пункту 7 Порядка оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 2028 от 1 ноября 1999 года, такое разрешение выдается на период до одного года, который, соответственно, может быть продлен. Несмотря на экономический рост страны, изменения в обществе, тенденции развития рынка труда, вступление Украины в ВТО, положения данного нормативного документа так и не изменились с 2005 года. Поэтому работодатели вынуждены проходить все бюрократические процедуры снова и снова, а иностранные граждане — рисковать своим положением.
Бывают случаи, когда работодатель иностранца просто пренебрегает требованиями законодательных актов и не оформляет разрешение на трудоустройство. Такие действия являются незаконными и могут стать причиной выдворения иностранца из страны.
Украина в связи со своим открытым и иногда специфическим рынком является очень привлекательной страной для бизнеса в сфере предоставления услуг. Поэтому не возникает вопрос, почему же именно иностранный гражданин или юридическое лицо — нерезидент вкладывают и приумножают свои средства на нашей территории.
Так, ограничения, установленные Украиной для иностранных субъектов из стран — членов ВТО, на сегодня не очень весомые. Они никак не могут повлиять на количество желающих заработать деньги, объем вложенных средств и полученной прибыли.
Но иностранным субъектам необходимо понимать, что, несмотря на общие международные документы, Украина является иным государством, имеющим свое законодательство и свои двусторонние соглашения с конкретными странами. Можно хотя бы остановиться на налогообложении доходов, которые может получить физическое лицо — иностранец на Украине. Так, всем известно выражение «двойное налогообложение». И, конечно, никто не хочет платить налог больше обычного да еще и в двойном размере как на территории страны получения прибыли, так и на территории страны постоянного местожительства.
Предлагаю рассмотреть два случая: когда иностранец трудоустроен согласно действующему законодательству Украины и когда просто предоставляет услуги без оформления трудовых отношений.
Итак, в соответствии с Законом Украины «О налоге на доходы физических лиц» физическое лицо — резидент (лицо, постоянно проживающее на территории Украины) платит общую ставку одноименного налога от объекта налогообложения в размере 15 %. Что касается иностранных граждан, то здесь несколько иная картина. За полученную заработную плату иностранец-нерезидент платит по ставке 15 %, а со всех остальных доходов он должен отдавать государству 30%.
На первый взгляд, иностранцу, не имеющему постоянного местожительства на Украине, а просто арендующему жилье, это может показаться очень сложным. В дальнейшем будут возникать вопросы типа: нужно ли платить размер того или иного налога, если я нерезидент; как платить; куда платить; может, его вообще не нужно платить и никому не говорить о таком доходе и т.д. Но все можно облегчить — просто необходимо, чтобы иностранец признал за собой статус налогового резидента.
В соответствии с действующим законодательством Украины статус налогового резидента признается в таких случаях:
— при оформлении разрешения на трудоустройство на Украине;
— когда иностранец (нерезидент) пребывает на Украине на легальных основаниях (имеет удостоверение на временное пребывание на Украине или соответствующую отметку в паспорте и т.п.) и намеревается заниматься на территории Украины независимой деятельностью (согласно терминологии межгосударственных договоров об избежании двойного налогообложения, предоставлением независимых услуг).
После сообщения работодателя о налоговом статусе работника-иностранца все его доходы должны облагаться налогами как для резидентов Украины, то есть по ставке 15 %.
Во втором случае, когда иностранец намеревается предоставлять услуги как самостоятельное лицо, ему лучше зарегистрироваться субъектом предпринимательской деятельности. При этом иностранец автоматически получает статус налогового резидента. Так как действующим законодательством Украины не предусмотрены никакие ограничения относительно регистрации физических лиц — иностранцев субъектами предпринимательской деятельности Украины.
Но если в первом случае иностранцу может помогать оформлять все бумаги работодатель, то во втором ему необходимо найти юриста, который сможет правильно оформить и получить все необходимые документы.
Если у физического лица — иностранца, зарегистрированного субъектом предпринимательской деятельности, объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. грн, он может воспользоваться нормами Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» № 727/98 от 3 июля 1998 года и платить от 20 до 200 грн в месяц (в зависимости от вида деятельности).
Но здесь необходимо быть осмотрительным, ведь такой единый налог должен уплачиваться ежемесячно, что не всегда возможно для иностранца, постоянно не находящегося на территории Украины. Поэтому я рекомендовала бы оставить на Украине доверенное лицо, которое осуществляло бы все эти уплаты без нарушений действующего законодательства.
Однако упрощенную систему налогообложения могут использовать не все субъекты предпринимательской деятельности. Так, действие упомянутого Указа Президента Украины не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, которые:
— осуществляют деятельность в сфере игорного бизнеса (в том числе связанную с устройством казино, других игровых мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей, в том числе государственных, и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме) и обмен иностранной валюты;
— являются производителями подакцизных товаров, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;
— осуществляют добычу и производство драгоценных металлов и драгоценного камня, драгоценного камня органогенного образования; оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, которые подлежат лицензированию соответственно Закону Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».
Иностранцу необходимо обратить внимание и на двусторонние соглашения, подписанные Украиной и страной постоянного местожительства иностранца с целью избежания двойного налогообложения. Так, иностранец получает статус налогового резидента Украины в первом случае — самостоятельно признав его путем подачи соответствующего заявления в налоговые органы по месту проживания, во втором — автоматически.
По общему правилу иностранец платит налог в стране осуществления деятельности, то есть вне границ страны своего постоянного местожительства, в случае пребывания в стране осуществления деятельности не менее 183 дней или пребывания в официальных трудовых отношениях вне границ страны постоянного местожительства. Для подтверждения этого факта, учитывая получение статуса налогового резидента, иностранец может получить соответствующую справку-подтверждение для предъявления на территории своей страны.
Таким образом, осведомленность иностранных субъектов о вступлении Украины в ВТО и о применении украинского законодательства предоставит возможность иностранцам чувствовать себя юридически защищенными, а Украине стать плацдармом для прозрачного, честного и возрастающего обращения качественных услуг.
ГУДИЙ Валерия — юрист, юридическая фирма «Ильяшев и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…