Правовой статус НДС-векселей — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №9 (375) » Правовой статус НДС-векселей

Правовой статус НДС-векселей

В связи с принятым недавно Законом Украины «О Государственном бюджете на 2005 год» (Закон о бюджете) многие из нас уже сейчас сталкиваются с многочисленными проблемами, возникающими, пожалуй, в самой неустойчивой сфере украинского законодательства — сфере налогообложения. И хотя новый Закон привнес неясности в порядок обложения практически каждым видом налога, речь в этой статье пойдет о порядке уплаты всем известного налога на добавленную стоимость (НДС) при ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию Украины.

Несмотря на то что появляющиеся в последнее время в прессе публикации, разъясняющие порядок уплаты налогов с учетом положений нового Закона о бюджете, несомненно вносят неоценимый вклад в процесс познания порядка налогообложения на Украине (Винокуров Д. Закон о госбюджете-2005: оперативно о главном. — «Налоги и бухгалтерский учет» № 1-2 (768-769), январь, 2005 года), однако не стоит воспринимать такие разъяснения как неоспоримые истины, не подвергаемые сомнениям со стороны налогоплательщиков. То же касается и самих норм украинского законодательства, которые, как оказалось, могут толковаться по-разному.

Статья 62 Закона о бюджете устанавливает следующее правило: запретить осуществление расчетов с бюджетами в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применения векселей… за исключением операции по уплате НДС при импортировании на таможенную территорию Украины товаров, ввозимых по прямым договорам для собственных производственных нужд (не предназначенных для дальнейшей продажи). В свою очередь статья 74 указанного Закона дает определение терминам «собственные производственные нужды» и «прямые договоры».

Ознакомившись с содержанием статьи 62, многих налогоплательщиков охватила паника по поводу утраты возможности использовать налоговый вексель в качестве обеспечения налогового обязательства и дальнейшего зачета суммы экспортного возмещения в счет погашения такого векселя. (Право на осуществление данной операции предусмот­рено пунктом 11.5 статьи 11 и пунктами 8.2, 8.7 статьи 8 Закона об НДС). В подобном состоянии, видимо, оказались и авторы статей, поясняющие читателю механизм уплаты НДС при ввозе товаров, исключая возможность применения налоговых векселей. И неудивительно, ведь этому поспособствовали органы государственной власти, а именно Кабинет Министров Украины (КМУ), приняв незаконное и необоснованное постановление «О ­мерах по обеспечению исполнения Государственного бюджета Украины в I квартале 2002 года» № 21 от 10 января 2002 года, и Государственная налоговая администрация, сделавшая необоснованные выводы в своем письме № 4472/7/26-3117 от 17 марта 2004 года, используя признанный судом недействительным пункт 9 указанного постановления КМУ вместо подлежащего применению постановления Верховного Суда Украины от 2 марта 2004 года по делу № 2/224-24/57.

И хотя г-н Винокуров в своем материале указывает на нелогичность такого подхода, он все же зря не желает «всерьез спорить с тем, что налоговые векселя можно выдать только при ввозе товаров для собственных производственных нужд», так как в приведенной ситуации буква закона полностью на стороне налогоплательщика. Более того, учитывая малую вероятность экспортного возмещения в случае своевременной уплаты суммы налогового обязательства, возникшей в результате импорта товаров, из бюджета в положенные по Закону 30 дней (пункт 8.1 статьи 8 Закона об НДС) вследствие многомиллионной задолженности государства перед налогоплательщиками за прошедший год, данный вопрос становится особенно актуальным.

Для обоснования своей позиции начну с действующих норм специального Закона Украины, определяющего порядок уплаты НДС, в том числе особеннос­ти обложения НДС экспортных и импортных операций, — Закона об НДС.

Пункт 11.5 статьи 11 Закона преду­смат­ривает, что с момента вступления в силу данного Закона налогоплательщики при ввозе товаров на таможенную территорию Украины могут по собственному желанию предоставлять органам таможенного контроля простой вексель на сумму налогового обязательства. Налогоплательщик может по самостоятельному решению досрочно погасить вексель, в том числе путем зачета суммы экспортного возмещения в соответствии с пунктом 8.7 статьи 8 этого Закона, где в свою очередь указывается, что в случае, когда налогоплательщик имеет непогашенный налоговый вексель, выданный в соответствии с пунктом 11.5 статьи 11 Закона, сумма экспортного возмещения засчитывается в счет погашения такого векселя. При этом в пунк­те 11.4 статьи 11 Закона определено, что изменения порядка налогообложения НДС могут осуществляться только внесением изменений в этот Закон.

Теперь перейдем к основному нормативному акту, устанавливающему основы системы налогообложения на Украине, — Закону Украины «О системе налого­обложения».

Согласно абзацу третьему статьи 1 этого Закона, ставки, механизм взимания налогов и сборов и льготы относительно налогообложения не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении. Более того, в абзаце втором статьи 7 Закона содержится специальная норма о том, что изменение ставок и механизм взимания налогов и сборов не могут вводиться Законом о бюджете на соответствующий год.

А то, что правило, предусмотренное пунктом 11.5 статьи 11 Закона об НДС, регулирует именно механизм уплаты НДС во время таможенного оформления импортируемых товаров, не вызывает ни малейшего сомнения, что и подтверждается в мотивировочной части решения Хозяйственного суда г. Киева от 22 марта 2002 года по делу № 25-144, оставленном в силе постановлением ВСУ от 2 марта 2004 года по делу № 2/224-24/57.

Таким образом, можно сделать вывод, что в вышеприведенных нормах Закона об НДС установлен механизм уплаты данного налога, который не может быть изменен другими законами Украины, кроме законов о налогообложении, а тем более Законом о бюджете на соответствующий год. Если же такие изменения все-таки осуществляются в законном порядке, то они должны обязательно сопровождаться внесением соответствующих изменений в указанные нормы Закона.

Принимая во внимание, что высший орган законодательной власти — Верховный Совет Украины обязан, в соответствии со статьей 19 Конституции Украины, действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, преду­смотренными Конституцией и законами Украины, и, соответственно, не может нарушать правила, установленные в нормах вышеприведенных законодательных актов, очевидно то, что в статье 62 Закона о бюджете речь идет не о налоговых векселях, а о запрете при расчете с бюджетом применять обычные векселя — простые и переводные. В свою очередь пункт 11.5 статьи 11 Закона об НДС предусматривает возможность применения специальных векселей — налоговых векселей, имеющих определенные особенности выпуска, обращения и погашения. И поскольку, как указано в данном пункте, выдача налогового векселя не погашает обязательства налогоплательщика по уплате НДС, а только является фактической отсрочкой уплаты этого налога, и после наступления срока погашения налогового векселя эта сумма включается в налоговые обязательства плательщика в соответствующем налоговом периоде и подлежит уплате в порядке, предусмотренном Законом об НДС, то можно однозначно утверждать, что налоговый вексель не является формой расчета с бюджетом, ограниченной в применении согласно новому Закону о бюджете.

Именно такая позиция подтверждается в указанном решении Хозяйственного суда г. Киева, в котором отражается подобное заключение относительно аналогичных положений Закона Украины «О Государственном бюджете на 2002 год».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

— норма, закрепленная в статье 62 Закона о бюджете, не предусматривает ограничений на применение налогового векселя при импорте товаров на таможенную территорию Украины, а касается простых векселей и других неденежных форм расчета с бюджетом;

— пункт 11.5 статьи 11 Закона об НДС устанавливает механизм уплаты НДС, в том числе возможность использования налогового векселя в качестве обеспечения налогового обязательства и дальнейшего зачета суммы экспортного возмещения в счет погашения такого векселя. Действие данного пункта никто не прекращал, и он продолжает действовать на общих основаниях;

— в этом же пункте определен круг лиц, которые могут применять налоговый вексель. Законодатель при этом ограничивается только указанием того, что такое право имеют плательщики НДС. Таким образом, существуют два условия для использования импортером налогового векселя во время таможенного оформления: импортер должен быть плательщиком НДС и иметь желание выдать такой вексель органам таможенного контроля;

— установление дополнительных ограничений в отношении круга лиц, имеющих право выдавать налоговый вексель во время таможенного оформления импортных товаров, а значит, изменение механизма уплаты НДС, может происходить только посредством законов о налогообложении (не Законом о бюджете) с параллельным внесением соответствующих изменений в Закон об НДС.

Так что, господа, будьте бдительны и не поддавайтесь уловкам со стороны органов государственной власти, пытающихся ограничить вас в законных правах. И главное — не бойтесь оспаривать неправомерные действия органов таможенной службы, как это сделало частное предприятие «М» в своем иске против Западной региональной таможни (дело № 25-144).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Нас ждет очередная судебная реформа?

Деловая практика

Правовой статус НДС-векселей

Законодательная практика

На страже прав граждан

Комментарии и аналитика

Отсутствующий должник

«Необязательные» пенсионные взносы

Неделя права

Обеспечение экс-президента не соответствует законодательству?

Печерский суд «продинамил»

Две грани одного налога...

ВОИС набирает обороты

Евросуд гарантирует право на личную и семейную жизнь

Реестр событий

Какой суд «специальнее»?

Высший совет юстиции на марше

Судьям – стабильную зарплату!

Судебная практика

Война и МИРовое соглашение

Чем заканчивается приватизация?! Судом!

Судебные решения

Применение мер досудебного урегулирования

Удостоверение права собственности на вексель

Субъекты подачи кассационных жалоб

Процессуальные права сторон спора

Возобновление процессуальных сроков для подачи кассационной жалобы

Полномочия филиалов банков на заключение договоров

Тема номера

Недостатки действующего ХПК Украины

Трибуна

Современные реалии практической работы в украинском нотариате

Частная практика

Плодотворная работа ВККА

Юридический форум

Внимание — студентам

Судьи обсуждают наболевшее

Каждый имеет право налево?

Інші новини

PRAVO.UA