Правовой статус частных портов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (304) » Правовой статус частных портов

Правовой статус частных портов

В 2002 году средства массовой информации сообщили о создании первого на Украине частного порта. Порт Ника-Тера в г. Николаеве полностью построен за счет инвесторов. А отличительной особенностью является то, что он имеет собственную лоцманскую службу, необходимые акватории для маневрирования судов и специальную инспекцию по безопасности мореплавания и пожарной безопасности. Вслед за этим портом в Николаеве был создан частный порт Очаков возле специализированного порта Октябрьск. И тут возникает вопрос: а правомерно ли создание данных портов? Если да, то чем они отличаются от государственных? Если нет, то выходит, что портовые услуги монополизированы портом?

Определение порта на Украине имеет некоторую специфику. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Украины морской порт — государственное транспортное предприятие, предназначенное для обслуживания судов, грузов и пассажиров на отведенных порту территории и акватории, а также перевозки грузов и пассажиров на принадлежащих порту судах. Международное и иностранное законодательство дает отличное от украинского определение порта. В соответствии с Международной конвенцией и уставом о режиме морских портов, портами являютчся все порты, нормально посещаемые судами. Проект директивы Европейского парламента и Совета «О свободном рыночном доступе к портовым услугам» определяет морской порт как зону территории и акватории, на которой размещаются сооружения, оборудование и т.д. для обеспечения в основном принятия судов, их погрузки и выгрузки, хранения, принятия и доставки грузов наземным транспортом, посадки и высадки пассажиров.

Законодательство стран Европейского Союза также называет порт участком территории, но точного определения не содержит, к нему можно прийти путем длительного анализа законодательства. Например, законодательство Великобритании (Dock Work Act 1989) определяет порт как территорию, определенную актом парламента, Королевским или временным указом. Но ни определения целей создания такой территории, ни пределов территории в нормах права Великобритании не содержится.

Кодекс торгового мореплавания РФ под морским торговым портом подразумевает комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории, предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту. То есть, как мы видим, иностранные законодательства определяют порт прежде всего как участок территории, на которой расположены портовые сооружения, предназначенные для обслуживания судов, грузов и пассажиров, в то время как украинское указывает, что порт — предприятие, причем исключительно государственной формы собственности. То есть, исходя из определения порта, можно сделать вывод о том, что портовые услуги монополизированы портом. Но данная норма нигде, кроме как в Кодексе торгового мореплавания Украины, не закреплена.

Единственным нормативным актом, определяющим перечень услуг, предоставляемых только государственным предприятием, является Закон Украины «О предпринимательстве на Украине», но и он в своем перечне портовые услуги не содержит. Постановление Кабинета Министров Украины «О пограничном режиме», определяя порт как транспортное предприятие, не устанавливает права собственности на порт. В данном случае Кабинет Министров Украины либо решил отойти от сложившегося стереотипа, либо государственную собственность на порт считает само собой разумеющимся и не требующим дополнительных разъяснений. В соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 года действия по созданию субъекта предпринимательской деятельности, которое может привести к ограничению или уничтожению конкуренции, являются противозаконными действиями. Однако это положение не относится к субъектам природных монополий. Согласно Закону Украины «О естественных монополиях» от 20 апреля 2000 года, порты являются естественными монополиями (…в сферу деятельности субъектов природных монополий входит предоставление специализированных услуг транспортными терминалами, портами, аэропортами, согласно перечню, предоставляемому Кабинетом Министров Украины). Перечень субъектов естественных монополий составляется и ведется Антимонопольным комитетом Украины, но в данном перечне морские порты не числятся. К тому же специализированные услуги также ни одним нормативно-правовым актом не определены.

Некоторые противоречия в праве предоставления портовых услуг нам видятся и в самом Кодексе торгового мореплавания Украины. Определяя порт как государственное предприятие, в части 3 статьи 73 Кодекса делается ссылка на то, что на территории порта могут действовать предприятия всех форм собственности, целью деятельности которых является предоставление услуг судам, грузам и пассажирам. Если проанализировать определение порта, можно сделать вывод, что основной целью его деятельности является предоставление услуг судну, грузам и пассажирам. Чем же в таком случае морской порт отличается от предприятий, возможность создания которых предусмотрена указанной нормой. Чем тогда морской порт отличается от причала порта или СРЗ?

На мой взгляд, этот вопрос не имел бы места, если бы законодательство о портах Украины было приведено в соответствие с международным. Как это следует из постановления Кабинета Министров Украины «О концепции адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» от 16 августа 1999 года. Однако вопреки данному положению законодатель пытается укрепить монополию порта на предоставление портовых услуг.

Например, согласно проекту Закона Украины «О морских портах на Украине», морской порт — государственное транспортное предприятие, которое на отведенных ему территории (включая созданную им территорию искусственного происхождения) и акватории обслуживает суда, грузы и пассажиров, обеспечивает соблюдение требований по безопасности мореплавания и предоставляет соответствующие специализированные и другие предусмотренные его уставом услуги.

Правда, определенные шаги были сделаны в отношении права собственности на порт. На одной из стадий разработки проекта была введена частная и коммунальная собственность на порты, но вскоре данное новшество было изъято. Авторы законопроекта аргументировали свою позицию тем, что определенные законодательные акты не предусматривают разгосударствления портов (Закон Украины «О комплексной программе становления Украины как транзитного государства на 2002–2010 годы» от 7 февраля 2002 года), а некоторые прямо запрещают это — Закон Украины «О перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации». Однако положения данных актов трактуются законодателем не только как запрет к приватизации, но и как запрет на создание негосударственных морских торговых портов.

Часть 3 статьи 73 Кодекса торгового мореплавания получила подтверждение и в проекте Закона Украины «О морских портах на Украине», предусматривающем создание портовых терминалов — специализированных технологических комплексов для переработки отдельно определенной категории грузов, которые в пределах отведенной территории обеспечивают выполнение для этих целей операций или услуг.

То есть законодатель, определяя порт как государственное предприятие, предоставляет негосударственным структурам право предоставлять портовые услуги. И, вероятно, монополии государства на предоставление портовых услуг вообще не существует, а в определение порта законодатель вкладывает больший смысл, нежели предоставление услуг судну, грузам и пассажирам.

Проект Закона Украины «О морских портах на Украине» дает более точное определение морскому порту, наделяя только государственный порт правом предоставлять специализированные услуги.

Но предоставление специализированных услуг — не единственный критерий разграничения государственных и частных портов/портовых терминалов.

Проведенные исследования позволяют выделить несколько признаков, отличающих порты от причалов и портовых терминалов. Приведем некоторые наиболее существенные критерии разграничения.

НАЛИЧИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Данный признак (причем единственный) прямо вытекает из определения морского торгового порта, данного Кодексом торгового мореплавания Украины.

Инфраструктура порта — подходные каналы, причалы всех категорий, защитные портовые сооружения, погрузо-разгрузочные механизмы, складские помещения, системы навигационного обеспечения, сигнализации, связи, энерговодопоставки и водоотвод, автомобильные дороги, железнодорожные пути, другие сооружения, обеспечивающие нормальное функционирование порта.

ОТКРЫТИЕ ПУНКТА ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ

Пункт пропуска — это специально отведенная территория на железнодорожных и автомобильных станциях, в морских и речных портах, где осуществляется пограничный, таможенный и другие виды контроля для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества. Пункты пропуска открываются по решению Кабинета Министров Украины.

ПРАВО ВЛАДЕТЬ АКВАТОРИЕЙ

Одним из существенных признаков морского порта является владение территорией и акваторией. Предоставление и изъятие участков производится в установленном законом порядке. Этот признак является существенным, однако не выполняется на практике. Этот порядок был соблюден только при выделении акватории Севастопольскому морскому торговому порту — постановление Кабинета Министров Украины от 25 октября 2002 года «Об акватории Севастопольского морского торгового порта». Относительно других портов речь идет только об открытии акватории для захода иностранных невоенных судов — распоряжение Кабинета Министров Украины от 5 июня 2000 года «Об открытии акватории Мариупольского морского торгового порта для захода иностранных невоенных судов».

ПРАВО ПРЕДОСТАВЛЯТЬ УСЛУГИ ПО НАДЗОРУ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ МОРЕПЛАВАНИЯ

Обеспечение безопасности мореплавания — одна из функций морского торгового порта. Данный признак определен Кодексом торгового мореплавания Украины. Исполнение данной функции возложено на капитана морского торгового порта, который возглавляет инспекцию Государственного портового надзора и действует на основании приказа Министерства транспорта Украины «Об утверждении Положения о капитане морского торгового порта». В обязанности капитана морского торгового порта входит:

— надзор за соблюдением действующего законодательства и правил мореплавания, а также международных договоров относительно безопасности мореплавания;

— регистрация судов в Государственном судовом реестре Украины, Судовой книге Украины и выдача судовых документов, если иное не предусмотрено действующим законодательством Украины;

— проверка судовых документов, а также квалификационных свидетельств и дипломов;

— выдача удостоверений моряка лицам, которые входят в состав судового экипажа;

— надзор за соблюдением требований относительно порядка захода судов в порт и выхода из порта;

— надзор за соблюдением требований относительно предотвращения загрязнения окружающей природной среды;

— оформление прихода и выхода судов из порта;

— руководство лоцманской службой и службой регулирования движением судов;

— организация и надзор за ледовым проведением судов на подходах в порту и в пределах его акватории;

— выдача разрешений на поднятие имущества, на проведение в пределах территории и акватории порта строительных, гидротехнических работ;

— учет и расследование аварийных морских происшествий.

Инспекция портового надзора входит в состав государственного морского торгового порта. В случае создания негосударственной структуры, предоставляющей услуги судну, грузам и пассажирам, услуги по надзору за безопасностью мореплавания будут осуществляться капитаном порта, состоящим в Госфлотинспекции.

ПРАВО ВЗИМАТЬ ПОРТОВЫЕ СБОРЫ

Наличие инфраструктуры также является признаком порта. Этот признак определяет данный субъект как государственный порт. А в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Украины портовые сборы могут быть использованы только по целевому назначению, то есть на содержание инфра-структуры.

Вышеперечисленные признаки не очевидны.

И, на мой взгляд, данные признаки должны указываться в самом определении порта. Определение морского порта, данное в проекте Закона Украины «О морских портах на Украине», отвечает установленным требованиям. Потому как порт определен в нем как государственное транспортное предприятие, которое на отведенной ему территории и акватории обслуживает суда, грузы и пассажиров, обеспечивает соблюдение требований по безопасности мореплавания и предоставляет соответствующие специализированные и другие предусмотренные законодательством и его уставом услуги.

РОМАНЕНКО Юлия — стипендиат юридической фирмы «АНК», г. Одесса

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Прокуратуру надо реформировать

Реплика, или Опровержение на опровержение

Законодательная практика

Новшества исполнительного производства Украины

Зарубежная практика

$ 9 млрд взыскать не удалось

Кадровые новости

«Оранта» расширяет штат юристов

В «Укрсоцстрахе» новый юрисконсульт

Неделя права

Введение ХК переносить нельзя?

Все МЧП в одном нормативном акте?

Еще раз о рекламе

АМКУ переходит к жестким мерам

Апелляция на стороне «Сармата»

Новости делового мира

Учет задолженности покупателя

Выход из ООО

Когда можно выдвигать регрессные требования?

Новости законодательства

Зарплата прежде всего

Устав для налоговиков

Закон «О лизинге» хотят изменить

Закон для законодателей

К вопросу подсудности

Новости из-за рубежа

Генпрокуратура РФ: дело в отношении Гусинского не прекращено

Испания на время закрывает «дело Берлускони»

Новости профессии

Юристы настаивают на принятии Закона о законотворческой деятельности

Преподавателей права будут учить

Генпрокуратура проверит председателя суда и ВСЮ

Суд признал бездеятельность КМУ неправомерной

Новости юридических фирм

У «Чернявский, Калинская и партнеры» новый офис

«Александров и партнеры» переехала в новый офис

Создана корпорация «АДК — Юкрейн»

«Эрнст энд Янг» представляет новый брэнд

Первая полоса

Правовой статус частных портов

Совет коллеги

Как ответить АМКУ?

Так какой размер выходного пособия?

Тема номера

Проблемные аспекты страхования государственных морских судов

Трибуна

О пользе дискуссий в адвокатуре

Частная практика

Всеукраинская «паутина» юридических фирм

Юридический форум

«Двигатель торговли» типично украинской сборки

Техасский суд за средний палец

Український юрист

UJBL: все о связи

Президент отметил юристов

Юрисконсульт

Порядок проведения общего собрания акционеров

Обжалование действий или исковое производство?

Что общего у «O'Brien's» с «O'Braien's»?

Лучше кадры — меньше рисков

СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ. Внесение изменений в устав должно быть последовательным

СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ. Передача полномочий должна быть оформлена надлежащим образом

Інші новини

PRAVO.UA