После дипломатической работы за границей в должности генерального консула Украины в Стамбуле в апреле 2010 года Владимир Пузырко был назначен директором Договорно-правового департамента Министерства иностранных дел Украины — одного из наиболее важных подразделений министерства, призванного обеспечить реализацию задач внешней политики государства в сфере международно-правового сотрудничества. «ЮП» расспросила Владимира Михайловича о наиболее интересных аспектах его нынешней работы.
— Деятельность внешнеполитического ведомства любой страны сложно представить без эффективной международно-правовой службы, осуществляющей правовое обеспечение государственной политики в сфере внешних сношений. Какая роль отведена Договорно-правовому департаменту в системе Министерства иностранных дел Украины и какие основные задачи стоят сегодня перед Департаментом?
— Безусловно, международное право и дипломатия — это неразрывно связанные между собой понятия. Каждое государство осуществляет дипломатическую деятельность в разных формах: путем международных переговоров, заключения международных договоров, дипломатической переписки, представительства государства в международных организациях, участия в работе международных конференций.
Правовое обеспечение реализации внешнеполитической деятельности того или иного государства, выработка и реализация задач внешней политики государства в сфере международно-правового сотрудничества принадлежат непосредственно к компетенции договорно-правовых департаментов внешнеполитических ведомств. В других странах такие службы еще называются «офис юридического советника».
Основными задачами Договорно-правового департамента Министерства иностранных дел Украины является обеспечение представительства Украины в международно-правовых форумах, осуществление международно-правовой экспертизы проектов международных договоров и общего надзора за выполнением обязательств, следующих из положений международных договоров Украины; выполнение функций депозитария в соответствии с международными договорами Украины; обеспечение договорно-правового оформления государственной границы Украины; содействие защите прав и интересов государства в международных и иностранных судебных и арбитражных учреждениях.
Департамент состоит из 5 отделов (отдел международных договоров, отдел специальных международно-правовых проблем, отдел международного права и законодательства в области внешней политики, отдел правового оформления государственной границы, отдел официальных переводов), которые на высоком профессиональном уровне оказывают содействие выполнению задач и связанной с этим координации работы по комплексному международно-правовому обеспечению государственной политики в сфере внешних сношений.
Должен сказать, что за последние годы у нас сложился замечательный коллектив юристов-международников. Преимущественно это талантливые молодые дипломаты, которым присущи такие черты, как профессионализм, порядочность, целеустремленность, патриотизм. Наши специалисты оттачивают свое мастерство на разных международных учебных курсах, например, в Женевском центре политики безопасности (Швейцария), Гаагской академии международного права (Нидерланды), стажируются также и в учебных центрах внешнеполитических ведомств в разных уголках мира, в частности в Германии, Австрии, Польше, Индонезии, Корее и т.п. Накапливая знания, украинские дипломаты обеспечивают своей стране достойное место на международной арене.
— Украина активно работает в направлении противодействия морскому пиратству и даже выступила инициатором проекта Всеобъемлющей конвенции о борьбе с актами пиратства на море. Насколько успешно идет продвижение разработанного украинской стороной проекта Конвенции в рамках международных форумов?
— Проблематика противодействия морскому пиратству приобретает особую актуальность для нашего государства, учитывая то, что большое количество наших граждан работает по найму в области международного морского торгового судоходства, и защита их прав и интересов была и остается нашим приоритетом.
С целью усиления на международном уровне борьбы с безнаказанностью за совершение преступлений морского пиратства Договорно-правовым департаментом министерства был разработан проект Всеобъемлющей конвенции о борьбе с актами пиратства на море. Инновационными элементами проекта документа стали квалификация преступления морского пиратства как одного из видов международной организованной преступности (на сегодня ни один международно-правовой документ этого не предусматривает), а также создание международного судебного органа (Судебной палаты) по борьбе с пиратством.
Первым этапом в продвижении этого документа на международном уровне стало распространение разработанного Украиной проекта Конвенции как рабочего документа Генеральной Ассамблеи ООН и представление его в ходе заседания Второй рабочей группы по вопросам борьбы с пиратством, заседание которой состоялось в ноябре с.г. в Копенгагене (Дания).
Вторым этапом стало включение делегацией Украины в ежегодную резолюцию Генассамблеи ООН «Мировой океан и морское право» положения, в котором страны — члены ООН впервые призываются к обеспечению эффективной имплементации международного права, применимого к борьбе с морским пиратством, а также к применению мер на национальном уровне с целью задержания и осуждения подозреваемых в пиратстве лиц, учитывая положения международно-правовых инструментов, которые не противоречат Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Планируется, что этот параграф станет правовым основанием для дальнейшего продвижения разработанной Украиной Конвенции.
— Как известно, в ООН Украина имеет реноме активной страны-участницы миротворческих усилий Организации. Недавно украинской делегацией в ООН были внесены предложения относительно усиления механизмов правовой защиты «голубых шлемов». Какая основная идея предложенного Украиной механизма защиты миротворцев?
— Украина придает особое значение деятельности ООН по поддержанию международного мира и безопасности, рассматривая участие в ней как важный фактор своей внешней политики. Начиная с июля 1992 года Украина выступает активным контрибутором военных подразделений и персонала для операций ООН по поддержанию мира.
Наше государство активно приобщилось к процессу реформирования миротворчества, чтобы сделать его более эффективным и адекватным современным вызовам. Одним из наших достижений в 2010 году стала частичная имплементация инициативы Украины, выдвинутой еще в ходе 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, относительно устранения пробелов в международном праве, касающихся расследования преступлений, совершенных против миротворцев.
Так, по настоянию делегации Украины Генассамблея ООН обратилась к Генеральному секретарю ООН с просьбой представить ей до конца 2010 года всеобъемлющий доклад о путях усовершенствования механизмов расследования преступлений, совершенных против жизни и здоровья персонала ООН, в частности большего привлечения к расследованиям стран — контрибуторов такого персонала.
Практическая имплементация инициативы Украины станет существенным взносом нашего государства в создание новых и эффективных международно-правовых механизмов для обеспечения надлежащего расследования и привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против миротворцев.
— Какие еще весомые достижения министерства в сфере международно-правового сотрудничества можно выделить за последний год?
— Я думаю, что 2010 год был успешным для украинской дипломатии в целом. Можно указать такие направления, как дальнейшее движение Украины по пути европейской интеграции, значительные продвижения в наших двусторонних отношениях, в продвижении отдельных инициатив в рамках международных организаций. Все это — огромная работа, огромная отдача наших дипломатов.
В международно-правовой сфере, кроме вышеперечисленных инициатив Украины в сфере борьбы с преступлениями морского пиратства и международно-правовой защиты миротворцев, можно выделить и другие достижения.
Так, в ходе 74-й сессии Дунайской комиссии делегация Украины отстояла включение предложения Украины относительно проекта восстановления глубоководного судового хода «р. Дунай — Черное море» в пакет предложений Дунайской комиссии, который был направлен Европейской комиссии в связи с разработкой Стратегии ЕС для Дунайского региона. Нами проводилась активная работа по продвижению вопроса вхождения Украины в Специальную речную администрацию в низовьях Дуная.
Были активизированы усилия по договорно-правовому оформлению государственной границы Украины. Значительной вехой стало подписание 17 мая 2010 года в Киеве Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о демаркации украинско-российской государственной границы, которое создает правовые основания для начала процесса демаркации сухопутного участка государственной границы с РФ.
В этом году начаты демаркационные работы на центральном (приднестровском) участке украинско-молдавской государственной границы. По состоянию на сегодня Общей украинско-молдавской демаркационной комиссией утверждены места установления 200 пограничных знаков, в целом вынесено на местность 97 км линии государственной границы.
Мы серьезно расширили и договорно-правовую базу сотрудничества. На протяжении 2010 года в результате осуществленной МИД работы подготовлены и подписаны 120 международных договоров Украины (106 двусторонних и 14 многосторонних), из них подписаны Украиной на межгосударственном уровне — 15, межправительственном — 42 и межведомственном — 63. Вступили в силу для Украины в 2010 году 21 многосторонний договор и свыше 80 двусторонних соглашений.
Департаментом также проводилась активная работа по содействию защите прав и интересов Украины во время урегулирования споров в иностранных юрисдикционных органах, в частности, в части обеспечения юрисдикционных иммунитетов нашего государства за границей.
Мне приятно, что сегодня мы можем говорить о существенных и конкретных результатах деятельности Договорно-правового департамента Министерства иностранных дел Украины.
— В контексте сложных и комплексных вызовов нового тысячелетия каковы приоритеты вашего Департамента в ближайшей перспективе?
— Впереди у нас еще более амбициозные задачи, которые вытекают из необходимости преодоления новых или видоизмененных вызовов.
Учитывая сложность процесса принятия многосторонних юридических договоров по такой проблематике, как морское пиратство, в частности, необходимость проведения переговоров с большим количеством государств, привлечение экспертов в рамках правовых форумов, Департамент продолжит работу по продвижению проекта Всеобъемлющей конвенции о борьбе с актами пиратства на море в рамках Генассамблеи ООН с целью внедрения эффективного юридически обязывающего документа универсального характера в этой сфере.
Сегодня международным сообществом уделяется значительное внимание вопросу правового регулирования деятельности частных военных и охранных компаний (ЧВОК), задействованных во время вооруженных конфликтов и в пост-конфликтных ситуациях, что объясняется сферой их деятельности, а также потенциальными угрозами, которые возникают в результате такой деятельности.
На Украине отсутствуют специальные нормативные акты по регулированию деятельности ЧВОК. Нет также международно-правовых инструментов и механизмов регулирования деятельности таких компаний. В связи с этим наши специалисты готовы к участию в разработке соответствующих международно- и национально-правовых инструментов в этой сфере с целью поиска путей урегулирования этой проблемы.
Важной составляющей работы Департамента остается вопрос договорно-правового оформления государственной границы Украины.
Так, в ближайшей перспективе мы планируем начать проведение демаркации государственной границы Украины с Российской Федерацией, Республикой Беларусь, продолжить демаркационные работы на центральном (приднестровском) участке украинско-молдавской государственной границы, выработать компромиссные решения по демаркации несогласованных отрезков на ее северном и южном участках.
Усилия министерства будут также направлены на активизацию переговорного процесса между Украиной и Российской Федерацией по подготовке проектов Договора между Украиной и РФ об украинско-российской государственной границе в Азовском море и Договора между Украиной и РФ о размежевании территориальных морей, континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море. Нуждается также в урегулировании вопрос размежевания линии государственной границы Керченского пролива.
— 22 декабря — День работников дипломатической службы. Что бы вы хотели пожелать своим коллегам по случаю профессионального праздника?
— По моему глубокому убеждению, дипломатия может быть эффективной лишь тогда, когда она хорошо подготовлена. А это зависит прежде всего от каждого из нас — сотрудников дипломатической службы. Поэтому хотел бы пожелать всем дипломатам, в частности, молодежи, которая лишь недавно избрала дипломатический путь, всегда профессионально и взвешенно подходить к своему делу, быть образцом патриотизма, порядочности и преданности идеалам дипломатии.
Пользуясь случаем, хотел бы также поздравить всех читателей с наступающим Новым годом и Рождеством и пожелать здоровья, счастья, благосостояния и согласия.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…