19 сентября 2016 года в Верховном Совете Украины был зарегистрирован проект закона о внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно начала реальной реформы судебной ветви власти.
Автор законопроекта предлагает внести ряд изменений и нововведений в действующее законодательство (в том числе и во все процессуальные кодексы Украины), ключевыми из которых являются следующие: новое понятие «правовая позиция Верховного Суда Украины», лишение судов права отходить от правовой позиции Верховного Суда Украины, закрепление обязательного использования правовой позиции Верховного Суда Украины, особая процедура рассмотрения Верховным Судом дел, в которых имеются одновременно несколько правовых позиций в подобных правоотношениях, и принятие решений по таким делам, а также ряд иных положений.
Исходя из анализа судебной практики и опыта правоприменения норм законодательства, предложенные нововведения являются в большей степени целесообразными, поскольку указанные изменения приводят к единству судебной практики и уменьшению в ней коллизий, а также косвенно влияют на снижение коррупционных рисков во время реализации правосудия. Кроме того, в случае принятия предложенных норм потерпевшие, а также другие лица, права и/или законные интересы которых были нарушены, могут хотя бы в какой-то степени предугадать действия суда и соответственно оценить некий их результат.
В свою очередь, инициатор законопроекта предлагает во всех юрисдикциях расширить круг субъектов, которые имеют право обратиться в Верховный Суд с заявлением о пересмотре судебных решений. В частности, таким правом предлагается наделить фактически любое лицо, единственное условие — судебное дело с участием этого лица как стороны должно быть подобным делу, в котором решение международного судебного учреждения служит основанием для его пересмотра. Данное изменение приведет к ряду негативных последствий, а именно — к злоупотреблению со стороны недобросовестных жалобщиков правом обращения с заявлением о пересмотре в Верховный Суд Украины, и значительно повысит коррупционные риски при реализации правосудия Верховным Судом, поскольку, предложив данное нововведение относительно инициаторов пересмотра решений, автор законопроекта не предусмотрел критерии определения «подобных» судебных дел, а также то, какой субъект это устанавливает.
Таким образом, предложенные в указанном законопроекте нововведения в большей степени являются позитивными и приведут к усовершенствованию судопроизводства.
ФИЛОНЕНКО Евгений — старший юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…