Законы — ничто, пока за ними
не стоит живое, заинтересованное
общественное мнение.
Уэнделл Филипс
На арену общественной жизни страны сегодня выходит независимый, свободный от корыстных интересов и политических симпатий Адвокат, выступающий гарантом законности и справедливости, играющий для государства ту же роль, какая в человеке принадлежит совести. Ядром всякой правовой реформы выступают преобразования суда и процесса, под знаком и во имя которых изменяется предназначение и деятельность многих органов и институтов. Сегодняшняя правовая реформа — это коренное преобразование, касающееся не только судов, адвокатуры, но практически и всех правоохранительных органов, действующих до суда, для суда и после суда.
Правовой реформе присуща комплексность, ей сопутствует политическая воля и искреннее желание власти довести начатые изменения до конца во всей их полноте.
Словно пятнадцатилетний подросток, политическая элита Украины, несмотря на седину каждого в отдельности, собранная вместе, продолжает являть миру нравы все-таки переходного возраста.
Исключением не является и элита адвокатуры. В нашем сообществе есть консерваторы, коммунисты, молодые реформаторы, «свободолюбивые радикалы», безразличные внефракционные дерегулируемые коллеги и седые подростки. Сегодняшняя адвокатура многолика и гипердемократична.
Как институт гражданского общества адвокатура призвана содействовать установлению в обществе баланса различных сил, упрочению самосознания всех членов этого общества, установлению контроля за деятельностью органов государственной власти, иных государственных органов и организаций.
Реформа адвокатуры, о которой много лет идут дискуссии, утверждаются концепции, подписываются меморандумы, принимаются решения съездов адвокатов, вносятся законопроекты, пишутся научные работы и защищаются диссертации, состоится в ближайшее время. Этого давно ждет и Совет Европы. В парламенте находилось четыре законопроекта об адвокатуре, похожих между собой, в целом состоящих из концептуальных принципов, наработанных на протяжении многих лет и не один раз обсуждаемых адвокатским сообществом, рецензированных международными экспертами.
«Хорошо составленные законы должны оставлять как можно меньше произволу судей, потому что законы составляются людьми на основании долговременных размышлений, судебные же приговоры произносятся на скорую руку», — говорил Аристотель.
Возникает острая необходимость еще раз перед принятием Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» проанализировать законопроекты с учетом реалий современного момента проведения судебно-правовой реформы на Украине, европейских стандартов, усиления адвокатуры как независимого демократического института с учетом новой концепции Уголовно-процессуального кодекса Украины, реформирования судоустройства, прокуратуры и других правовых институций.
Престиж адвоката и эффективность его деятельности находятся в прямой зависимости от положения человека в обществе и государстве, от отношения к фундаментальным принципам демократии и законности.
Изучая положение отечественной адвокатуры в настоящее время, необходимо отметить, что судебно-правовая реформа практически ее не затронула. Адвокатура представляет собой объединение граждан, построенное на основе профессиональной общности его членов и единства решаемых задач (защита прав, свобод и законных интересов граждан, юрлиц, органов государственной власти и местного самоуправления).
Анализ существующего порядка организации и деятельности адвокатуры на современном этапе, влияния новых экономических отношений на формы и методы адвокатской деятельности позволяют сделать вывод о необходимости реформирования адвокатуры, выработки новых подходов к проблеме организационно-правового построения адвокатуры. Неразбериха с налогообложением, материальным обеспечением квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры, Высшей квалифкомиссии адвокатуры (ВККА) требует наведения элементарного порядка в адвокатуре, чтобы был гарантирован конституционный принцип предоставления каждому квалифицированной юридической помощи.
В рамках проводимой в стране правовой реформы подготовлен проект Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». Принятие этого Закона станет одним из важнейших элементов реформы адвокатуры. Закон должен упорядочить организационные условия деятельности адвокатуры, установить общие требования к претендентам на приобретение адвокатского статуса, уравнять в правах и обязанностях всех работающих в стране адвокатов. Объединение адвокатских образований, разделенных ранее, в Национальную палату адвокатов, несомненно, будет способствовать повышению профессионального уровня, правовой культуры, корпоративной солидарности украинской адвокатуры.
В этой связи хорошо прослеживается и другая тема — регулирование всей сферы оказания юридической помощи. Если рассматривать ее целиком, нельзя не признать, что отнюдь не адвокаты формируют общее негативное отношение общества к практикующим юристам. Чаще всего люди негодуют по поводу тех свободных консультантов, которые не скованы ни корпоративными рамками, ни требованиями нормативных актов, устанавливающих стандарты профессии. Не менее важным является и вопрос о бесплатной юридической помощи. Позиция представителей ВККА, которые входят в созданную рабочую группу по разработке концепции системы оказания бесплатной юридической помощи, заключается в том, что должно быть четко определено место адвокатуры в этой системе и полностью использованы ее возможности по оказанию квалифицированной юридической помощи малоимущим. Для этого необходимо, прежде всего, расширить в проекте Закона об адвокатуре перечень категорий граждан, которые имеют право на бесплатную юрпомощь. Защиту прав своих граждан государство должно обеспечить, а не только продекларировать.
ВККА предложила законодателю свою концепцию урегулирования сферы юридической помощи, отметив, что установление профессионального представительства в судах, повышение уровня правовой защищенности населения, обеспечение доступной юридической помощи для всех категорий граждан — наша общая с государством задача. Полагаю, говорить о реформе адвокатуры в отрыве от решения этой проблемы не просто нелогично, но и бессмысленно.
Проект Закона должен обеспечить правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, ее взаимодействия с органами госвласти и органами местного самоуправления, предусмотреть гарантии независимости адвокатов и адвокатских организаций. Смыслом и целью существования адвокатуры, как института профессиональной защиты и представительства, является оказание юридической помощи всем, кто в таковой нуждается. Пожалуй, только применительно к адвокатуре, и ни к одной другой организации, цели и задачи ставит само гражданское общество. Ни на одну другую организацию, не являющуюся государственной, сегодня не возлагаются столь важные государственные функции. Залогом успешной адвокатской деятельности является демократия, законность, соблюдение прав человека, уважение его индивидуальной свободы, чести и достоинства.
Закон должен урегулировать многолетние нереформированные отношения. Благодаря новому Закону, в конце концов, должен начаться реальный объединительный процесс адвокатов. Закон эволюционирует вслед за всем украинским законодательством. Наиболее важными необходимыми изменениями считаю: индивидуализацию адвоката — чтобы главным лицом был (не объединения или иные общественные учреждения, организации) адвокат; законодательно важно оформить гарантию на защиту адвокатской тайны. Сегодня в адвокатском сообществе не будет эллина, и нет иудея — все едины.
Самое главное в том, что наконец-то должно быть определено понятие адвокатской деятельности — это профессиональная деятельность, носящая общественно-публичный характер. Адвокат должен стать и экономически, и процессуально независимым. Необходимо прописать целый ряд гарантий адвоката. Максимум демократичности должно быть во всех процедурах, связанных с корпоративностью и самоуправляемостью. Закон не может устраивать всех и быть исключительно положительным. Но сейчас, как мне кажется, уже не время говорить о недостатках, поскольку перед нами стоит другая, более важная задача — сделать так, чтобы новый Закон был принят с учетом всех предложений. «Закону мало быть справедливым: надо, чтобы его признали таковым люди, от которых он ожидает повиновения», — говорил Тертуллиан (христианский богослов).
Конечно, все адвокаты осознают свою исключительность, потому что мы — узаконенная оппозиция государству по всем уголовным делам, потому что право на защиту гарантируется каждому. И эта обязанность делегирована нам не государством в лице парламента или Президента, а Конституцией. Естественно, государство контролирует соблюдение закона. «Если исправление старого закона является незначительным улучшением, не столько будет пользы от изменения закона, сколько вреда, если появится привычка не повиноваться существующему порядку» (Аристотель).
Деятельность украинской адвокатуры с первых шагов ее становления была подчинена гуманистической задаче — оказанию правовой помощи населению, обеспечению защиты обвиняемого и представительству интересов других участников процесса. Фундаментальными основами ее деятельности были самоуправление, независимость от госорганов, соблюдение нравственных требований профессии, законность.
Реализация этих положений на разных этапах развития адвокатуры зависела в значительной мере от ее организационных основ формирования и устройства адвокатских коллективов, характера правовой и политической системы государства. Четко прослеживается закономерность: степень независимости и суверенности адвокатуры определяется зрелостью демократических институтов государства. В свою очередь, правовой статус адвокатуры всегда являлся определенным показателем защищенности личности и одним из индикаторов, свидетельствующих об успехах в продвижении к правовому государству и развитому гражданскому обществу.
Государство, определяющее себя как правовое, должно быть заинтересовано в том, чтобы адвокатура была высокопрофессиональным институтом. Оно должно обеспечивать независимость адвокатуры и доступность юридической помощи; содействовать в осуществлении мероприятий по повышению квалификации адвокатов, принимать меры по защите адвокатов от преследований, необоснованных ограничений их профессиональной деятельности.
Адвокатские организации, адвокаты, опираясь на помощь и поддержку государства, должны активно способствовать обеспечению прав человека, формированию правового государства.
Адвокаты устали от борьбы внутри, противоречий адвокатских и юридических общественных организаций в видении реформы адвокатуры, унификации профессии. Хорошие намерения лидеров адвокатуры устарели, а они сами устали, чтобы что-либо менять. В свое время Великий Рим создал все предпосылки для возникновения и развития профессии под названием «адвокат». Но в связи со многими обстоятельствами: расцветом тирании, нападением варваров, противоречиями в правлении — пал даже Рим, не состоялось объединение людей этой профессии в сообщество по профессиональному признаку. В Риме были адвокаты, но не было адвокатуры.
В сложных современных условиях адвокатура должна активно выступать юридическим защитником гражданского общества в его взаимоотношениях с госорганами.
Повышение эффективности деятельности отечественной адвокатуры, качество и доступность адвокатских услуг для всех слоев населения Украины — вот те главные задачи, которые мы все вместе должны решать с украинскими законодателями и всем юридическим сообществом.
Пользуясь своей независимостью, адвокат должен помнить, что цель не может оправдывать средства. И высокие цели правосудного ограждения обществ, и защита личности от несправедливого обвинения должны быть достигаемы только нравственными способами и приемами.
У украинской адвокатуры большая история и славные профессиональные традиции. Убеждена, что в современных условиях Украины богатейшие традиции отечественной адвокатуры будут приумножены, а ее роль неуклонно будет повышаться. И, как говорил Виктор Черномырдин, нам никто и ничто не помешает перевыполнить наши законы».
Р.S. «Все законы созданы стариками и мужчинами. Молодые и женщины хотят исключений, старики — правил» (Иоганн Вольфганг Гете).
КОВАЛЬ Екатерина — член Высшей квалификационной комиссии адвокатуры при Кабинете Министров Украины, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…