Правопринудительная практика — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №38 (1030) » Правопринудительная практика

Правопринудительная практика

Закон Украины «О Национальной полиции» (Закон), который, напомним, вступил в силу 7 ноября 2015 года, уже имеет в своем активе достаточно много изменений: менее чем за два года этот относительно свежий законодательный продукт корректировался уже восемь раз, но, это, похоже, не предел. Не так давно правительство инициировало очередной нормотворческий процесс усовершенствования. Речь идет о законопроекте «О внесении изменений в Закон Украины «О Национальной полиции» (относительно приведения в соответствие с международными стандартами в сфере защиты прав человека), которым, в частности, предусмотрена конкретизация обязанностей полицейских при применении ими мер принуждения, которые могут причинить вред здоровью и/или привести к смерти лица.

Эта законодательная инициатива (проект № 7023), как отмечается в пояснительной записке, была разработана во исполнение подпункта 1 пункта 7 Плана мероприятий по реализации Национальной стратегии в сфере прав человека на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2015 года № 1393, с целью приведения Закона в соответствие с международными стандартами в части применения силы. Как именно это предлагается сделать, расскажем далее.

Законопроектом предложено откорректировать шесть норм Закона, в частности статью 37 «Ограничение передвижения лица или транспортного средства или фактического владения вещью», часть 1 которой дополняется новым абзацем 2 следующего содержания: «О каждом случае задержания лица полиция информирует в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи с учетом положений части 3 статьи 261 Кодекса Украины об административных правонарушениях и части 4 статьи 213 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины». В этом случае, очевидно, речь идет лишь об унификации и некой синхронизации законодательных норм, поскольку указанные положения, как Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), так и Уголовного процессуального кодекса Украины, содержат аналогичные предписания. Так, часть 3 статьи 261 КУоАП гласит, что органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание, о каждом случае административного задержания лиц информируют в порядке, установленном правительством, центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, кроме случаев, если лицо защищает себя лично или пригласило защитника. А частью 4 статьи 213 УПК Украины установлено, что уполномоченное должностное лицо, осуществившее задержание, обязано немедленно сообщить об этом в орган (учреждение), уполномоченный законом на предоставление бесплатной правовой помощи. В случае неприбытия в установленный законодательством срок защитника, назначенного органом (учреждением), уполномоченным законом на предоставление бесплатной правовой помощи, уполномоченное должностное лицо немедленно информирует об этом указанный орган.

Законопроектом № 7023 меняется и нормотворческая тональность части 3 упомянутой выше нормы — статьи 37 Закона — с сослагательной на императивную в части информирования о факте задержания лица его близких. Сейчас полицейским предписывается в случае содержания задержанного физического лица в специально отведенных для этого помещениях немедленно вызвать медицинских работников к месту фактического нахождения таких лиц, а также по возможности проинформировать членов семьи. Вместо этого авторы проекта № 7023 предлагают следующую формулировку: в случае помещения задержанного лица в специально отведенное для этого помещение полицейские должны предоставить ему возможность немедленно сообщить о своем задержании и местонахождении близким родственникам, членам семьи или другим лицам по его выбору с учетом требований закона, по его требованию или при наличии явных признаков расстройства здоровья у такого лица немедленно вызвать к месту его фактического нахождения медицинских работников, а также разъяснить право на обжалование действий полицейского. При этом в абзаце 2 части 5 упомянутой нормы конкретизируется, что полицейский обязан в письменной форме уведомить своего руководителя о временном ограничении фактического владения вещью лица, составить соответствующий протокол и безотлагательно (!) вручить его лицу.

Предлагается также обобщить законодательные нормы о немедленном вызове медицинских работников и письменном уведомления руководителя и соответствующего прокурора во всех случаях причинения лицу телесных повреждений, ранения и/или наступления смерти, произошедших в результате применения полицейских мер принуждения. Так, новое нормотворческое звучание может получить часть 4 статьи 43 Закона, которая проектом № 7023 излагается в новой редакции. Устанавливается, что полицейские обязаны безотлагательно предоставить домедицинскую помощь лицам, пострадавшим в результате применения мер принуждения, и вызвать медицинских работников. Обо всех случаях причинения лицу телесных повреждений, ранения и/или наступления смерти, произошедших в результате применения мер принуждения, полицейский обязан письменно и безотлагательно сообщить своему руководителю, который в свою очередь должен немедленно уведомить об этом соответствующего прокурора. При этом предложено исключить действующее правило (часть 2 статьи 44 Закона) относительно необходимости информирования полицейским своего руководства о причинении лицу телесных повреждений вследствие применения физической силы. Кроме того, законопроектом предписывается, что полицейский обязан письменно и безотлагательно (!) сообщить своему руководителю о применении к лицу специального средства (изменения части 6 статьи 45 Закона), а также безотлагательно и письменно сообщить о применении огнестрельного оружия своему руководителю, а тот в свою очередь должен проинформировать об этом центральный орган управления полиции и соответствующего прокурора в установленном Министерством внутренних дел Украины порядке (изменения части 10 статьи 46 Закона).

Данная законодательная инициатива направлена также на повышение информативности годовых статистических показателей полицейской деятельности. Так, в ежегодном отчете о деятельности полиции предлагается афишировать традиционно «закрытую» информацию: статистические и аналитические данные по привлечению полицейских к уголовной, административной, гражданско­правовой и дисциплинарной ответственности. Следует отметить, что сейчас положениями статьи 86 Закона предусмотрено, что с целью информирования общественности о деятельности полиции руководитель полиции и руководители территориальных органов полиции раз в год готовят и публикуют на официальных веб­порталах органов полиции отчет о своей работе. Такой отчет должен содержать анализ ситуации с преступностью в стране или регионе соответственно, информацию о мерах, которые принимались полицией, и результатах проведенных в связи с этим мероприятий, а также информацию о выполнении приоритетных задач, поставленных перед полицией и территориальными органами полиции соответствующими полицейскими комиссиями.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Бизнесмобиль

Акцент

Благие двести

В фокусе: адвокатура

Адвокатский запрос

Государство и юристы

Новости законотворчества

НБУ усилит регулирование финмониторинга

Изменен Порядок проведения служебных расследований

Подготовлен новый закон о рынке земли

Государство и юристы

Спам-процедуры

Тень студента

Правопринудительная практика

Срок для ликвидатора

Секрет формы

Документы и аналитика

Старый том

Новости из зала суда

Судебная практика

Судье не удалось добиться исправления описок в решении ВККС через суд

Убытки не могут быть принудительно взысканы путем предъявления требования — суд

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы Integrites закрыли две крупные сделки по привлечению финансирования для украинского агрохолдинга

Interlegal защитил интересы судовладельца в споре по демереджу, возникшем из рейсового чартера

Отрасли практики

Бремя надежд

Раскрытие покажет

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Быть в движении

Самое важное

День арбитража

Субъектный состав

В режиме нон-скоп

Формула успеха

Судебная практика

Судебные решения

Арендатор вправе расторгнуть договор аренды земельного участка, предоставленного для нужд строительства и обслуживания объекта строительства

Судебная практика

Расторженный взгляд

Критерии вмешательства

Выжать сроки

Судебная практика

Судебные решения

Об основаниях рассрочки исполнения судебного решения

Судебная практика

Согласование? Нет

Тема номера

Стадия готовности

Допускная способность

Конкурентное имущество

Хорошее построение

Удаленная работа

Частная практика

Премьерное поведение

На GRани выжидания

Інші новини

PRAVO.UA