Закон Украины «О Национальной полиции» (Закон), который, напомним, вступил в силу 7 ноября 2015 года, уже имеет в своем активе достаточно много изменений: менее чем за два года этот относительно свежий законодательный продукт корректировался уже восемь раз, но, это, похоже, не предел. Не так давно правительство инициировало очередной нормотворческий процесс усовершенствования. Речь идет о законопроекте «О внесении изменений в Закон Украины «О Национальной полиции» (относительно приведения в соответствие с международными стандартами в сфере защиты прав человека), которым, в частности, предусмотрена конкретизация обязанностей полицейских при применении ими мер принуждения, которые могут причинить вред здоровью и/или привести к смерти лица.
Эта законодательная инициатива (проект № 7023), как отмечается в пояснительной записке, была разработана во исполнение подпункта 1 пункта 7 Плана мероприятий по реализации Национальной стратегии в сфере прав человека на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2015 года № 1393, с целью приведения Закона в соответствие с международными стандартами в части применения силы. Как именно это предлагается сделать, расскажем далее.
Законопроектом предложено откорректировать шесть норм Закона, в частности статью 37 «Ограничение передвижения лица или транспортного средства или фактического владения вещью», часть 1 которой дополняется новым абзацем 2 следующего содержания: «О каждом случае задержания лица полиция информирует в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи с учетом положений части 3 статьи 261 Кодекса Украины об административных правонарушениях и части 4 статьи 213 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины». В этом случае, очевидно, речь идет лишь об унификации и некой синхронизации законодательных норм, поскольку указанные положения, как Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), так и Уголовного процессуального кодекса Украины, содержат аналогичные предписания. Так, часть 3 статьи 261 КУоАП гласит, что органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание, о каждом случае административного задержания лиц информируют в порядке, установленном правительством, центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, кроме случаев, если лицо защищает себя лично или пригласило защитника. А частью 4 статьи 213 УПК Украины установлено, что уполномоченное должностное лицо, осуществившее задержание, обязано немедленно сообщить об этом в орган (учреждение), уполномоченный законом на предоставление бесплатной правовой помощи. В случае неприбытия в установленный законодательством срок защитника, назначенного органом (учреждением), уполномоченным законом на предоставление бесплатной правовой помощи, уполномоченное должностное лицо немедленно информирует об этом указанный орган.
Законопроектом № 7023 меняется и нормотворческая тональность части 3 упомянутой выше нормы — статьи 37 Закона — с сослагательной на императивную в части информирования о факте задержания лица его близких. Сейчас полицейским предписывается в случае содержания задержанного физического лица в специально отведенных для этого помещениях немедленно вызвать медицинских работников к месту фактического нахождения таких лиц, а также по возможности проинформировать членов семьи. Вместо этого авторы проекта № 7023 предлагают следующую формулировку: в случае помещения задержанного лица в специально отведенное для этого помещение полицейские должны предоставить ему возможность немедленно сообщить о своем задержании и местонахождении близким родственникам, членам семьи или другим лицам по его выбору с учетом требований закона, по его требованию или при наличии явных признаков расстройства здоровья у такого лица немедленно вызвать к месту его фактического нахождения медицинских работников, а также разъяснить право на обжалование действий полицейского. При этом в абзаце 2 части 5 упомянутой нормы конкретизируется, что полицейский обязан в письменной форме уведомить своего руководителя о временном ограничении фактического владения вещью лица, составить соответствующий протокол и безотлагательно (!) вручить его лицу.
Предлагается также обобщить законодательные нормы о немедленном вызове медицинских работников и письменном уведомления руководителя и соответствующего прокурора во всех случаях причинения лицу телесных повреждений, ранения и/или наступления смерти, произошедших в результате применения полицейских мер принуждения. Так, новое нормотворческое звучание может получить часть 4 статьи 43 Закона, которая проектом № 7023 излагается в новой редакции. Устанавливается, что полицейские обязаны безотлагательно предоставить домедицинскую помощь лицам, пострадавшим в результате применения мер принуждения, и вызвать медицинских работников. Обо всех случаях причинения лицу телесных повреждений, ранения и/или наступления смерти, произошедших в результате применения мер принуждения, полицейский обязан письменно и безотлагательно сообщить своему руководителю, который в свою очередь должен немедленно уведомить об этом соответствующего прокурора. При этом предложено исключить действующее правило (часть 2 статьи 44 Закона) относительно необходимости информирования полицейским своего руководства о причинении лицу телесных повреждений вследствие применения физической силы. Кроме того, законопроектом предписывается, что полицейский обязан письменно и безотлагательно (!) сообщить своему руководителю о применении к лицу специального средства (изменения части 6 статьи 45 Закона), а также безотлагательно и письменно сообщить о применении огнестрельного оружия своему руководителю, а тот в свою очередь должен проинформировать об этом центральный орган управления полиции и соответствующего прокурора в установленном Министерством внутренних дел Украины порядке (изменения части 10 статьи 46 Закона).
Данная законодательная инициатива направлена также на повышение информативности годовых статистических показателей полицейской деятельности. Так, в ежегодном отчете о деятельности полиции предлагается афишировать традиционно «закрытую» информацию: статистические и аналитические данные по привлечению полицейских к уголовной, административной, гражданскоправовой и дисциплинарной ответственности. Следует отметить, что сейчас положениями статьи 86 Закона предусмотрено, что с целью информирования общественности о деятельности полиции руководитель полиции и руководители территориальных органов полиции раз в год готовят и публикуют на официальных вебпорталах органов полиции отчет о своей работе. Такой отчет должен содержать анализ ситуации с преступностью в стране или регионе соответственно, информацию о мерах, которые принимались полицией, и результатах проведенных в связи с этим мероприятий, а также информацию о выполнении приоритетных задач, поставленных перед полицией и территориальными органами полиции соответствующими полицейскими комиссиями.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…