Право на заслуженную пенсию приходится отстаивать в суде! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №43 (409) » Право на заслуженную пенсию приходится отстаивать в суде!

Право на заслуженную пенсию приходится отстаивать в суде!

Требования к ГНИ указать в справке о заработной плате надбавку за особые условия работы, квалификацию и интенсивность работы в определенном размере от должностного оклада с учетом надбавки за специальное звание или ранг государственного служащего и надбавки за выслугу лет, установленную должностным лицам и другим государственным служащим органов государственной налоговой службы, и процентный размер надбавки за особый характер работ и интенсивность работы являются правомерными, поскольку указанную надбавку получают все работающие государственные служащие органов государственной налоговой службы и истцу выдается справка именно о заработной плате работающего государственного служащего на соответствующей должности

25 января 2005 года Днепровский районный суд г. Киева, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киеве дело по жалобе Елизаветы Денисенко — о признании неправомерными действий Государственной налоговой инспекции в Днепровском районе г. Киева относительно занижения заработной платы для перерасчета пенсии государственного служащего, установил следующее.

Елизавета Денисенко обратилась в суд с жалобой на действия Государственной налоговой инспекции в Днепровском районе г. Киева относительно занижения заработной платы для перерасчета пенсии государственного служащего.

Доводы своей жалобы Елизавета Денисенко обосновывает тем, что она работала в Государственной налоговой инспекции в Днепровском районе г. Киева.

В июле 1994 года она вышла на пенсию как государственный служащий.

Согласно статье 33 Закона Украины «О государственной службе», составляющими ее заработной платы были: должностной оклад, надбавка за ранг, надбавка за выслугу лет, надбавка за особые условия работы в размере 50 % должностного оклада и надбавки за ранг, надбавка за высокие достижения в работе, премия, материальная помощь и ­надбавки к должностным окладам за особый характер работ и интенсивность работы — 60 %.

На основании статьи 371 Закона Украины «О государственной службе» и в связи с повышением заработной платы с 1 сентября 2003 года согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 6 августа 2003 года № 1207 «О повышении должностных окладов работникам аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов», Государственная налоговая инспекция в Днепровском районе г. Киева выдала ей справку, в которой была снижена по сравнению с начисленной при выходе на пенсию база для начисления пенсии — исчезли надбавки за высокие достижения в работе и особые условия работы, как невыплачиваемые в сентябре 2003 года работающему государственному служащему соответствующей должности и ранга.

Жалобщица считает, что действия субъекта обжалования об отказе в выдаче справки о заработной плате с учетом надбавок являются неправомерными, поскольку они нарушают объективные права и ущемляют законные интересы гражданина.

В судебном заседании Елизавета Денисенко поддержала доводы своей жалобы и просила суд признать действия Государственной налоговой инспекции в Днепровском районе г. Кие­ва относительно отказа в выдаче справки о заработной плате по состоянию на 1 сентября 2003 года с учетом всех надбавок для перерасчета пенсии государственного служащего неправомерными и обязать Государственную налоговую ­инспекцию в Днепровском районе г. Киева выдать ей справку о размере заработной платы по состоянию на 1 сентября 2003 года для перерасчета пенсии государственного служащего с учетом 100 %-ной надбавки, установленной Указом Президента Украины № 575 под 20 июня 2002 года «Об усилении социальной защиты работников государственной налоговой службы», надбавки за особые условия работы в размере 50 % должностного оклада и надбавки за ранг согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 31 декабря 1996 года № 1592, надбавки за высокие достижения в работе согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 13 декабря 1999 года № 2288.

Представитель Государственной налоговой инспекции в Днепровском районе г. Киева против доводов жалобы возражал и суду пояснил, что в соответствии с пунктом 1 постановления Кабинета Министров Украины «О некоторых вопросах усовершенствования определения размеров заработка для исчисления пенсии» от 31 мая 2000 года № 865 размер выплат (кроме должностных окладов, надбавок за ранг или квалификационные классы, классный чин или специальные звания, выслугу лет), включаемых в заработок для исчисления пенсии в соответствии с Законом Украины «О государственной службе» определяется по выбору обратившегося за пенсией за последние 24 календарных месяца работы, дающей право на данный вид пенсии, подряд перед обращением за пенсией или за любые 60 календарных месяцев такой работы подряд перед обращением за пенсией независимо от наличия перерывов на протяжении этого периода на данной работе. Среднемесячная сумма указанных выплат за 24 или 60 календарных месяцев определяется путем деления общей суммы этих выплат за 24 календарных месяца работы подряд перед обращением за пенсией или за 60 календарных месяцев работы подряд соответственно на 24 или на 60.

Пункт 4 этого же постановления ­предусматривает, что в случае повышения размера заработной платы работающим государственным служащим в соответствии с решением Кабинета Министров Украины после вступления в силу Закона Украины от 16 января 2003 года «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной службе», заработная плата для перерасчета пенсии пенсионерам, которым пенсия назначена со дня вступления в силу ­Закона Украины «О государственной службе», определяется в следующем порядке:

пенсионерам, на момент перерасчета пенсии продолжающим работать на должности, по которой назначена пенсия — на основании поданной справки о получаемой заработной плате на момент перерасчета;

другим пенсионерам — на основании документов, поданных на момент перерасчета, исходя из сумм заработной платы, получаемой работающим государственным служащим на соответствующей должности, по которой назначена (перечислена) пенсия, на момент возникновения права на перерасчет.

При этом должностной оклад, надбавки за ранг и выслугу лет учитываются в размерах, установленных Кабинетом Министров Украины на момент возникновения права на перерасчет по соответствующей должности и рангу на момент назначения (перерасчета) пенсии: премия и другие надбавки учитываются в средних размерах относительно определенных законодательством таких выплат в соответствующем государственном органе, из которого лицо вышло на пенсию, на момент возникновения права на перерасчет, если они были фактически ему установлены на момент назначения (перерасчета) пенсии или по желанию лица в период, предусмотренный абзацем первым пункта 1 этого постановления.

По желанию лиц, во время перерасчета пенсий выплаты, полученные на время назначения (перерасчета) пенсии (кроме должностных окладов, надбавок за ранг, выслугу лет), определяются в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 1 этого постановления, и корректируются в соответствии с пунктом 2 этого постановления.

Надбавка за особые условия работы, квалификацию и интенсивность работы в размере 100 % должностного оклада при выходе на пенсию Елизаветы Денисенко назначена не была, а потому оснований для включения ее в справку о размере заработной платы нет.

Надбавки за особые условия труда и за высокие достижения в работе были включены в справку исходя из средних размеров, сложившихся в ГНИ в Днепровском районе г. Киева на момент выхода жалобщицы на пенсию, с учетом того, были ли они установлены на момент назначения пенсии.

ГНИ в Днепровском районе г. Киева не имеет законных оснований для включения в справку о размере заработной платы перечисленных Елизавете Денисенко надбавок в других размерах, кроме тех, кторые были определены ей при выходе на пенсию.

Суд, заслушав пояснения жалобщицы, представителя субъекта обжалования, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Судом установлено, что Елизавета Денисенко до июля 1994 года работала на должности заместителя начальника ГНИ Днепровского района г. Киева, откуда была уволена в связи с выходом на пенсию.

В соответствии со статьей 371 Закона Украины «О государственной службе» в случае повышения заработной платы работающим государственным служащим, а также в связи с получением лицом права на пенсионное обеспечение государственного служащего по этому Закону соответственно осуществляется перерасчет ранее назначенных пенсий. Перерасчет пенсии осуществляется исходя из сумм заработной платы, на которые начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга на момент возникновения права на перерасчет пенсии.

Постановлением Кабинета Министров Украины № 1207 от 6 августа 2003 года «О повышении должностных окладов работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» с 1 сентября 2003 года повышены на 32 % должностные оклады руководящих работников, специалистов и служащих аппарата органов исполнительной власти, прокуратуры, судов и других органов, схемы должностных окладов которых утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 13 декабря 1999 года № 2288, в том числе и работникам государственной налоговой службы.

Учитывая указанные изменения в законодательстве и оплате труда государственных служащих государственной налоговой службы, у жалобщицы возникло право на перерасчет пенсии, что не оспаривали стороны в судебном заседании.

В соответствии с пунктом 5 постановления Кабинета Министров Украины № 866 от 31 мая 2000 года «О некоторых вопросах усовершенствования определения размеров заработка для исчисления пенсии», перерасчет пенсий производится с месяца повышения размера заработной платы работающего государственного служащего на основании поданного заявления и справок, выданных государственными органами по последнему месту работы. В случае ликвидации государственного органа справку выдает орган, являющийся правопреемником.

В соответствии с постановлением КМУ «О надбавках к должностным окладам за особый характер работы и интенсивность работы» от 4 января 1995 года № 783, установлены надбавки за особый характер работы и интенсивность работы в размере до 70 % должностного оклада с учетом доплаты за ранг руководителям и заместителям руководителей других местных органов, государственной исполнительной власти, пребывающих в ведении министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти.

Не соглашаясь с выданной справкой от 5 ноября 2004 года, Елизавета Денисенко обратилась с заявлением в ГНИ Днепровского района г. Киева и 30 ноября 2004 года получила ответ, в котором ей отказано в выдаче справки с учетом ее требований.

10 декабря 2004 года субъекту обжалования Елизавете Денисенко была выдана справка о заработной плате заместителя начальника ГНИ в Днепровском районе г. Киева, с должности которой назначена пенсия, по состоянию на 1 сентября 2003 года. С данной справкой госпожа Денисенко не согласна, указывая, что в справку не включены: 100 %-ная надбавка, установленная Указом Президента Украины от 20 июня 2002 года № 575 «Об усилении социальной защиты работников государственной налоговой службы», надбавка за особые условия работы в размере 50 % должностного оклада и надбавки за ранг, надбавка за высокие достижения в работе в размере 40 % и 60 % за особый характер работ и интенсивность работы.

Из Схемы должностных окладов руководящих работников и специалистов государственных налоговых инспекций в районах, районных в городах Киеве и Севастополе, имеющих специальные звания, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 2288 от 13 декабря 1999 года, с изменениями согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 1207 от 6 августа 2003 года, следует, что с 1 сентября 2003 года должностной оклад заместителя начальника ГНИ составляет 330 грн.

В соответствии с пунктом 4 постановления Кабинета Министров Украины от 31 мая 2000 года с дальнейшими изменениями установлен порядок определения заработной платы для перерасчета пенсии пенсионерам, которым пенсия назначена со дня вступления в силу Закона Украины «О государственной службе», согласно которому неработающим пенсионерам она определяется на основании документов, поданных на момент перерасчета, исходя из сумм заработной платы, получаемой работающим пенсионером, на момент назначения (перерасчета) пенсии, при этом должностной оклад, надбавки за ранг и выслугу лет учитываются в размерах, установленных Кабинетом Министров Украины на момент возникновения права на перерасчет по соответствующей должности и рангу на момент назначения (перерасчета) пенсии.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о правомерности действий ГНИ в Днепровском районе г. Киева, которая в справке указала должностной оклад заместителя начальника ГНИ в сумме 330 грн.

Согласно статье 33 Закона Украины «О государственной службе», заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок.

Суд считает, что субъект обжалования правомерно не указал в справке надбавку за высокие достижения в работе, поскольку, согласно поданным суду документам, первый работающий заместитель начальника ГНИ в Днеп­ровском районе г. Киева по состоянию на 1 сентября 2003 года не получал указанной надбавки, а Денисюк З.Г. просит выдать справку именно о заработной плате работающего государственного служащего на соответствующей должности.

При этом суд учитывает, что, согласно требованиям действующего законодательства, для перерасчета пенсии, в соответствии со статьей 371 Закона Украины «О государственной службе», жалобщице выдается справка о заработной плате работающего государственного служащего на соответствующей должности, а не справка о заработной плате самой жалобщицы.

Суд считает, что требования Елизаветы Денисенко об обязательстве субъекта обжалования указать в справке надбавку за особые условия работы, квалификацию и интенсивность работы в размере 100 % должностного оклада с учетом надбавки за специальное звание или ранг государственного служащего и надбавки за выслугу лет, установленную должностным лицам и другим государственным служащим органов государственной налоговой службы Указом Президента Украины от 20 июня 2002 года, и 60 % за особый характер работ и интенсивность работы являются правомерными, поскольку указанную надбавку получают все работающие государственные служащие органов государственной налоговой службы и истцу выдается справка именно о заработной плате работающего государственного служащего на соответствующей должности и, в соответствии со статьей 371 Закона Украины «О государственной службе», перерасчет пенсии осуществляется исходя из сумм заработной платы, на которые начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга на момент возникновения права па перерасчет пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 30, 62, 202, 2021, 203, 2481, 2486, 2487 ГПК Украины, статьей 22 Конституции Украины, статьями 33, 37, 371 Закона Украины «О государственной службе», постановлением Кабинета Министров Украины № 865 от 31 мая 2000 года «О некоторых вопросах усовершенствования определения размеров заработка для исчисления пенсии», суд решил:

жалобу Елизаветы Денисенко о признании неправомерными действий Государственной налоговой инспекции в Днепровском районе г. Киева относительно занижения заработной платы для перерасчета пенсии государственного служащего — удовлетворить;

признать неправомерными действия Государственной налоговой инспекции в Днепровском районе г. Киева относительно занижения заработной платы при выдаче справки Елизавете Денисенко для перерасчета пенсии государственного служащего;

обязать Государственную налоговую инспекцию в Днепровском районе г. Киева выдать Елизавете Денисенко справку о заработной плате работающего первого заместителя начальника ГНИ по состоянию на 1 сентября 2003 года, в которой указать: должностной оклад в размере 330 грн, надбавку за ранг в размере 110 грн, надбавку за выслугу лет в размере 176 грн, надбавку за высокие достижения в работе в размере 40 % должностного оклада и надбавки за ранг, надбавку за особые условия работы в размере 50 %, надбавку за особые условия работы, квалификацию и интенсивность работы в размере 100 % должностного оклада с учетом надбавки за специальное звание или ранг государственного служащего и надбавки за выслугу лет и надбавку за особый характер работ и интенсивность работы в размере 60 %.

Решение суда может быть обжаловано в Апелляционный суд г. Киева через Днепровский районный суд в течение одного месяца.

(Решение Днепровского районного суда г. Киева от 25 января 2005 года. Дело № 2-327/2005 г. Председательствующий — Ластовка Н.Д.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Влияние практики Европейского суда

Реформа требует последовательности

Деловая практика

Потребитель всегда прав?

Законодательная практика

БесПЛАТНАЯ Кредитная Информация

Комментарии и аналитика

Дело НЗФ. Анамнез и диагноз

Внешнеэкономический контракт

«Рекламная» политика в СМИ

Неделя права

Скажите нам, что суд решил?

Борьба с легализацией преступных доходов продолжается

ВСЮ работает вовсю!

За что боролись, на то и...

«Судебная война» справочников!

Реестр событий

Админпалата ВСУ возглавлена

КСУ: время собирать камни...

Кто следующий?

Судебная практика

Опись — арест имущества — аукцион

Купил палатку — поехал в лес

Судебные решения

Право на заслуженную пенсию приходится отстаивать в суде!

Правила приостановления исполнительного производства

О разумных сроках подачи письменного заявления о продлении срока для добровольного исполнения решени

Заплатил зарплату — спи спокойно!

Тема номера

Жалуемся на исполнителя по-новому

Частная практика

Lawyer, do you speak English?

Юридический форум

И в нашей стране будет верховенство права?

Победа на рынке страхования

Інші новини

PRAVO.UA