Право на получение бюджетного возмещения не связано с моментом поступления основных средств на баланс предприятия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 11 (1160) » Право на получение бюджетного возмещения не связано с моментом поступления основных средств на баланс предприятия

Право на получение бюджетного возмещения не связано с моментом поступления основных средств на баланс предприятия

Если понесенные предприятием расходы на строительство, реконструкцию, модернизацию (другие улучшения, которые увеличивают первоначальную (переоцененную) стоимость), изготовление, приобретение объектов материальных необоротных активов (в том числе необоротных материальных активов, предназначенных для замены действующих, и оборудования для монтажа) отражены на счете 15 «Капитальные инвестиции», предприятие имеет право на получение бюджетного возмещения

27 февраля 2020 года Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции в г. Ровно Главного управления ГФС в Ровенской области (ГНИ) на постановление Ровенского окружного административного суда от 3 апреля 2017 года и определение Житомирского апелляционного административного суда от 11 сентября 2017 года по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «А» (ООО «А») к ГНИ о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения, установил следующее.

ИСТОРИЯ ДЕЛА

Краткое содержание исковых требований

1. ООО «А» обратилось в суд с иском к ГНИ (контролирующий орган) о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения № * от 2 февраля 2016 года, которым ООО «А» отказано в предоставлении бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) на сумму 346 080,00 грн.

2. Исковые требования обоснованы тем, что обжалуемое налоговое уведомление-решение контролирующим органом принято безосновательно, поскольку выводы о нарушении ООО «А» требований налогового законодательства является необоснованными и не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Краткое содержание решений судов первой и апелляционной инстанций

3. Постановлением Ровенского окружного административного суда от 3 апреля 2017 года, оставленным без изменений определением Житомирского апелляционного административного суда от 11 сентября 2017 года, исковые требования удовлетворены, обжалуемое налоговое уведомление-решение признано противоправным и отменено.

4. Суд первой инстанции, с решением которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что право налогоплательщика на получение бюджетного возмещения по НДС не связано с моментом отображения их на счете 10 «Основные средства» бухгалтерского учета, как не зависит такое право и от момента введения в эксплуатацию основных фондов.

Краткое содержание требований кассационной жалобы

5. Не согласившись с решениями судов первой и апелляционной инстанций, контролирующий орган подал кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить постановление Ровенского окружного административного суда от 3 апреля 2017 года, определение Житомирского апелляционного административного суда от 11 сентября 2017 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «А».

6. Кассационное рассмотрение дела проведено в судебном заседании в соответствии со статьей 343 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДЕЛА, УСТАНОВЛЕННЫХ СУДАМИ ПЕРВОЙ И АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИЙ

7. Судами предыдущих инстанций установлено, что фактическим основанием для отказа в предоставлении бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость стали выводы контролирующего органа, изложенные в акте проверки от № ** от 21 января 2016 года, оформленном по результатам проведенной документальной внеплановой выездной проверки правомерности начисления ООО «А» бюджетного возмещения НДС за ноябрь 2015 года, во время которой были выявлены нарушения истцом требований подпункта 14.1.138 пункта 14.1 статьи 14, пункта 200.5 статьи 200 Налогового кодекса (НК) Украины, в результате чего завышена сумма бюджетного возмещения НДС за ноябрь 2015 года на сумму 346 080,00 грн.

Выводы специалистов контролирующего органа о нарушении истцом требований налогового законодательства мотивированы тем, что ООО «А» неправомерно включена в бюджетное возмещение сумма НДС, уплаченная при покупке основных фондов, поскольку на момент проведения проверки такие основные фонды не были введены в эксплуатацию, а расходы на их приобретение учитывались истцом на счете 10 как «Основные средства», а на счете 15 как «Капитальные инвестиции».

На основании акта проверки и указанных выводов контролирующим органом принято обжалуемое налоговое уведомление-решение.

Судами установлено, что ООО «А» является плательщиком НДС с 1 ноября 2015 года.

К основным видам экономической деятельности истца принадлежит ткацкое производство, производство готовых текстильных изделий, кроме одежды, производство другой одежды и аксессуаров (основная деятельность).

2 ноября 2015 года между ООО «А» (покупатель) и ООО «НПП «Э» (продавец) был заключен контракт о купле-продаже № *** от 2 ноября 2015 года, согласно которому продавец обязуется передать в собственность (полное хозяйственное ведение), а покупатель принять и оплатить товар: вышивальную машину YSK YGFA 1406-480D (15010), произведенную 9 октября 2015 года, в количестве 1 шт. Согласно пункту 3.2 контракта, общая стоимость поставки оборудования составляет 2 076 480,00 грн.

Во исполнение контракта о купле-продаже № ** от 2 ноября 2015 года вышивальная машина YSK YGFA 1406-480D (15010) была получена истцом согласно расходной накладной от 5 ноября 2015 года № ****, акта приема-передачи от 5 ноября 2016 года № 1 и налоговой накладной № ***** от 4 ноября 2015 года на общую сумму 2 076 480 грн, в т.ч. НДС 346 080 грн. Расчеты проведены через расчетный счет согласно платежному поручению № 1 от 4 ноября 2015 года на общую сумму 690 000,00 грн, в т.ч. НДС 115 000,00 грн, и платежному поручению № 2 от 4 ноября 2015 года на общую сумму 1 386 480,00 грн, в т.ч. НДС 231 080,00 грн.

Налоговая накладная № ***** от 4 ноября 2015 года была должным образом зарегистрирована в Едином реестре налоговых накладных под № ****** 17 ноября 2015 года, на основании нее ООО «А» был включен НДС в сумме 346 080,00 грн в налоговый кредит в декларации по НДС за ноябрь 2015 года.

Согласно приложениям к декларации, сумма бюджетного возмещения НДС в размере 346 080 грн, подлежащая бюджетному возмещению на счет плательщика в банке, отраженная в строке 23.2 декларации, сформирована с учетом остатка отрицательного значения разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита, начисленной за текущий (налоговый) период, а именно — за ноябрь 2015 года, в сумме 346 080,00 грн.

Также судами установлено, что ожидаемый срок полезного использования приобретенного оборудования составляет более одного года; у истца имеются акт введения в эксплуатацию приобретенного оборудования от 2 ноября 2015 года (составленный с участием истца и продавца — ООО «НПП «Э»), акт внутреннего перемещения основных фондов от 25 января 2016 года, акт приемки-сдачи модернизированных объектов (устройства моталки на вышивальную машину YSK YGFA 1406-480D (15010) от 25 января 2016 года).

ДОВОДЫ УЧАСТНИКОВ ДЕЛА

8. В доводах кассационной жалобы контролирующий орган указывает на нарушения, которые, по его мнению, были допущены истцом, и на выводы, указанные в акте проверки. В кассационной жалобе другие обоснования, кроме содержащихся в апелляционной жалобе, не приведены, в чем именно заключается неправильное применение судами норм материального права, жалобщик не указывает. Контролирующий орган фактически просит осуществить переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств дела.

9. ООО «А» отзыва (возражений) на кассационную жалобу не предоставило.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА
И АКТЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

10. Налоговый кодекс Украины (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).

10.1. Подпункт 14.1.18 пункта 14.1 статьи 14.

Бюджетное возмещение — возмещение отрицательного значения налога на добавленную стоимость на основании подтверждения правомерности сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость по результатам проверки плательщика, в том числе автоматическое бюджетное возмещение в порядке и по критериям, определенным в разделе V настоящего кодекса.

10.2. Подпункт 14.1.138 пункта 14.1 статьи 14.

Основные средства — материальные активы, в том числе запасы полезных ископаемых, предоставленных в пользование участков недр (кроме стоимости земли, незавершенных капитальных инвестиций, автомобильных дорог общего пользования, библиотечных и архивных фондов, материальных активов, стоимость которых не превышает 6000 гривен, непроизводственных основных средств и нематериальных активов), определенные налогоплательщиком для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика, стоимость которых превышает 6000 гривен и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с моменты введения в эксплуатацию составляет более одного года (или операционного цикла, если он больше года).

10.3. Пункт 44.1 статьи 44.

Для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, реестров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем 1 настоящего пункта.

10.4. Пункт 198.3 статьи 198.

Налоговый кредит отчетного периода определяется, исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной пунктом 193.1 статьи 193 настоящего кодекса, в течение такого отчетного периода в связи с приобретением или изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг, приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте.

Начисление налогового кредита осуществляется независимо от того, начали ли такие товары/услуги и основные фонды использоваться в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли налогоплательщик налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода.

10.5. Пункт 198.6 статьи 198.

Не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденные зарегистрированными в Едином реестре налоговых накладных налоговыми накладными или не подтвержденные таможенными декларациями, другими документами, предусмотренными пунктом 201.11 статьи 201 настоящего кодекса.

В случае если на момент проверки плательщика налога контролирующим органом суммы налога, предварительно включенные в состав налогового кредита, не подтверждены указанными в абзаце 1 настоящего пункта документами, налогоплательщик несет ответственность в соответствии с настоящим кодексом.

10.6. Пункт 200.1 статьи 200.

Сумма налога, подлежащая уплате (перечислению) в государственный бюджет Украины или бюджетному возмещению, определяется как разница между суммой налогового обязательства отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита такого отчетного (налогового) периода.

10.7. Пункт 200.4 статьи 200.

При отрицательном значении суммы, рассчитанной согласно пункту 200.1 этой статьи, такая сумма:

а) учитывается в уменьшение суммы налогового долга по налогу, возникшего за предыдущие отчетные (налоговые) периоды (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с настоящим кодексом) в части, не превышающей сумму, исчисленную в соответствии с пунктом 2001.3 статьи 2001 настоящего кодекса на момент получения контролирующим органом налоговой декларации, а в случае отсут ствия налогового долга —

б) или подлежит бюджетному возмещению по заявлению плательщика в сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров/услуг в предыдущих и отчетном налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в государственный бюджет Украины в части, не превышающей сумму, исчисленную в соответствии с пунктом 2001.3 статьи 2001 настоящего кодекса на момент получения контролирующим органом налоговой декларации,

в) и/или включается в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода.

10.8. Пункт 200.5 статьи 200.

Не имеют права на получение бюджетного возмещения лица, которые были зарегистрированы как плательщики этого налога менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого подается заявление на бюджетное возмещение (кроме начисления налогового кредита вследствие приобретения или сооружения (строительства) основных фондов), имели объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше, чем заявленная сумма бюджетного возмещения (кроме начисления налогового кредита вследствие приобретения или сооружения (строительства) основных фондов).

10.9. Пункт 200.7 статьи 200.

Налогоплательщик, имеющий право на получение бюджетного возмещения и принявший решение о возврате суммы бюджетного возмещения, подает в соответствующий контролирующий орган налоговую декларацию и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, указанной в налоговой декларации.

11. Положение (стандарты) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27 апреля 2000 года № 92.

11. 1. Пункт 4.

Капитальные инвестиции в необоротные материальные активы — расходы на строительство, реконструкцию, модернизацию (другие улучшения, которые увеличивают первоначальную (переоцененную) стоимость), изготовление, приобретение объектов материальных необоротных активов (в том числе необоротных материальных активов, предназначенных для замены действующих, и оборудование для монтажа), осуществляемые предприятием.

12. Инструкция по применению Плана расчетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30 ноября 1999 года № 291.

12.1. Счет 10 «Основные средства» предназначен для учета и обобщения информации о наличии и движении собственных или полученных на условиях финансовой аренды объектов и арендованных целостных имущественных комплексов, которые включены в состав основных средств, а также объектов инвестиционной недвижимости.

К основным средствам относятся материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров и услуг, предоставления в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых больше одного года (или операционного цикла, если он больше года).

12.2. Счет 15 «Капитальные инвестиции» предназначен для учета расходов на приобретение или создание материальных и нематериальных необоротных активов.

По дебету счета 15 «Капитальные инвестиции» отражается увеличение понесенных расходов на приобретение или создание материальных и нематериальных необоротных активов, по кредиту — их уменьшение (введение в действие, принятие в эксплуатацию приобретенных или созданных нематериальных активов и т.п.).

13. Судебная практика.

Постановления Верховного Суда Украины от 20 января 2015 года по делам № 21-316а14 и № 21-514а14.

ПОЗИЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА

14. Правовые последствия в виде возникновения права налогоплательщика на формирование налогового кредита и его дальнейшее бюджетное возмещение наступают только в случае реального (фактического) совершения хозяйственных операций по приобретению товаров (работ, услуг) с целью их использования в своей хозяйственной деятельности, которые связаны с движением активов, изменением обязательств или собственного капитала плательщика, и соответствуют экономическому содержанию, отраженному в заключенных налогоплательщиком договорах, что должно подтверждаться надлежащим образом оформленными первичными документами.

15. В соответствии с пунктом 200.5 статьи 200 НК Украины плательщики налога, у которых объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше, чем заявленная сумма бюджетного возмещения, имеют право на такое возмещение, если по данным бухгалтерского и налогового учета налоговый кредит начислен в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы).

Предусмотренное указанной нормой право на получение бюджетного возмещения не связано с моментом поступления основных средств на баланс предприятия и отражением их на счете 10 «Основные средства». Таким образом, если понесенные предприятием расходы на строительство, реконструкцию, модернизацию (другие улучшения, которые увеличивают первоначальную (переоцененную) стоимость), изготовление, приобретение объектов материальных необоротных активов (в том числе необоротных материальных активов, предназначенных для замены действующих, и оборудования для монтажа) отражены на счете 15 «Капитальные инвестиции», предприятие имеет право на получение бюджетного возмещения.

16. При разрешении споров о правомерности формирования налогоплательщиками своих данных налогового учета необходимо учитывать, что в соответствии с требованиями статьи 71 КАС Украины (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судами) обязанность доказывания соответствующих обстоятельств в спорах между лицом и субъектом властных полномочий возлагается на субъекта властных полномочий.

Оценка доводов участников дела и выводов судов первой и апелляционной инстанций

17. Суд кассационной инстанции пересматривает судебные решения в пределах доводов и требований кассационной жалобы и на основании установленных фактических обстоятельств дела проверяет правильность применения судом первой или апелляционной инстанции норм материального и процессуального права (часть 1 статьи 341 КАС Украины в редакции Закона, действовавшего до вступления в силу Закона Украины от 15 января 2020 года № 460-ІХ).

18. В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции была предоставлена надлежащая оценка доказательствам в их совокупности с соблюдением норм статей 70–72, 86 КАС Украины (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судами) и другим обстоятельствам, опровергающим позицию контролирующего органа относительно нарушения истцом требований налогового законодательства о заявлении налогового кредита к бюджетному возмещению.

19. Коллегия судей соглашается с выводами судов предыдущих инстанций, что право на бюджетное возмещение в соответствии с требованиями НК Украины не зависит от учета основных фондов на счете 10 «Основные средства» бухгалтерского учета, как не зависит такое право и от момента введения в эксплуатацию основных фондов, а поэтому истец вполне обоснованно заявил к бюджетному возмещению сумму НДС (правомерность формирования НДС контролирующим органом не отрицалась) по хозяйственной операции по приобретению основных фондов.

20. Судами предыдущих инстанций в полной мере установлены фактические обстоятельства дела, исследованы хозяйственные операции истца с контрагентом, по которым ООО «А» был сформирован налоговый кредит и заявлен к бюджетному возмещению, предоставлен объективный и обоснованный их анализ с учетом доводов, изложенных контролирующим органом как в акте проверки, так и в апелляционной жалобе, в связи с чем отсутствуют основания считать, что обстоятельства дела установлены неполно или неправильно, а значит, и указанные жалобщиком доводы в кассационной жалобе (аналогичные содержащимся в возражении на исковое заявление и в апелляционной жалобе) в этом не опровергают правильных по сути выводов судов предыдущих инстанций.

Выводы по результатам рассмотрения кассационной жалобы

21. Исходя из установленных обстоятельств дела, с учетом норм правового регулирования коллегия судей соглашается с выводом судов предыдущих инстанций, что истцом доказана правомерность заявления к бюджетному возмещению НДС в сумме 346 080,00 грн, тем не менее доводы контролирующего органа не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.

22. Пересмотрев судебные решения в пределах кассационной жалобы, проверив полноту установления судами фактических обстоятельств дела и правильность применения ими норм материального права, Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда, учитывая нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу, что при принятии обжалуемых судебных решений суды первой и апелляционной инстанций не допустили неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, которые могли бы быть основанием для отмены судебных решений, и потому кассационную жалобу ГНИ в Ровенской области на постановление Ровенского окружного административного суда от 3 апреля 2017 года и определение Житомирского апелляционного административного суда от 11 сентября 2017 года следует оставить без удовлетворения.

23. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 349 КАС Украины суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе оставить судебные решения судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а жалобу — без удовлетворения.

24. Суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения — без изменений, если признает, что суды первой и апелляционной инстанций не допустили неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права при принятии судебных решений или совершении процессуальных действий (часть 1 статьи 350 КАС Украины в редакции Закона, действовавшего до вступления в силу Закона Украины от 15 января 2020 года № 460-IX).

Руководствуясь статьями 341, 343, 349, 350, 355, 356, 359 КАС Украины, Верховный Суд постановил:

— кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции в г. Ровно Главного управления ГФС в Ровенской области оставить без удовлетворения, а постановление Ровенского окружного административного суда от 3 апреля 2017 года и определение Житомирского апелляционного административного суда от 11 сентября 2017 года оставить без изменений.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, является окончательным и обжалованию не подлежит.

 

(Постановление Верховного Суда от 27 февраля 2020 года. Дело № 817/321/17. Судья-докладчик — Олендер И.Я. Судьи — Гончарова И.А., Ханова Р.Ф.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Перевести двух

Государство и юристы

Толкование конкуренции

Протокольное решение

Лоббное место

Дайджест

Злоупотребление процессуальными правами

Документы и аналитика

Бес оснований

Новости

Новости из зала суда

Новости из Евросуда

Новости законотворчества

Карта событий

Новости юридических фирм

Отрасли практики

Бравые прохождения

С толком, с остановкой

Репортаж

Управ том

Самое важное

Судебная re:форма

Непреодолимая сила

Невозможное возможно

Право нуля

Судебная практика

Лицевой просчет

Допустимая погрешность

Судебные решения

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам определений следственного судьи не предусмотрен законодательством

Право на получение бюджетного возмещения не связано с моментом поступления основных средств на баланс предприятия

Тема номера

Не обходимые средства

Условия возврата

Важное получение

Содержать на месте

Явить меру

Сделать по гарантии

Частная практика

Контрактная информация

Пат реализации

Інші новини

PRAVO.UA