Право на компенсацию — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №23 (702) » Право на компенсацию

Право на компенсацию

Неоднократные судебные процессы о возмещении ущерба авиакомпаниями пассажирам возникали вследствие того, что ни в одном действующем законодательном акте не был прописан механизм ответственности авиакомпании, а также порядок возмещения ущерба. В частности, в Воздушном кодексе Украины 1993 года права пассажиров носили лишь декларативный характер.

С принятием в мае с.г. нового Кодекса парламентом прогнозируется значительное улучшение регулирования этих во­просов, а также приближение к международным нормам.

Но сначала немного истории. Первый проект Воздушного кодекса (субъектами законодательной инициативы выступили народные депутаты) был зарегистрирован в Верховном Совете Украины еще в сентябре 2008 года, однако в марте 2009 года проект не был принят парламентом, и спустя месяц Кабинет Министров Украины подал на регистрацию следующий законопроект, который в результате в октябре того же года тоже парламент не принял. Следующей попыткой стала регистрация в феврале 2010 года народными депутатами очередного варианта Кодекса, который 21 сентября 2010 года был отозван. Возможно, в связи с тем, что днем ранее, 20 сентября, в парламенте был зарегистрирован очередной и последний законопроект, субъектом законодательной инициативы которого выступил Кабинет Министров Украины.

30 ноября парламент принял этот законопроект за основу, а 21 апреля с.г. отказался от принятия его в целом и отправил в профильный комитет на доработку и внесение в сокращенные сроки на повторное второе чтение.

Собственно говоря, после принятия этого документа парламентом заговорили о том, что со вступлением в силу Воздушного кодекса Украины значительно улучшатся права пассажиров и усилится ответственность авиакомпаний. Но обо всем по порядку.

Общие моменты

Отметим, что основной и конечной целью этого нормативно-правового акта являлось законодательное закрепление норм регулирования деятельности гражданской авиации на Украине, в том числе адаптация к нормам международного воздушного права. Непосредственно это гармонизация законодательного поля государства со стандартами европейской Объединенной Авиационной Инспекцией (Joint Aviation Authority/JAA/)

и другими нормами европейского права, которые регламентируют деятельность гражданской авиации.

В данном нормативно-правовом акте регулируются правовые основы общей деятельности в авиации, государственное регулирование деятельности авиации и использование воздушного пространства Украины, направленное на гарантирование безопасности авиации, обеспечение интересов государства и национальной безопасности, обеспечение потребностей общества и экономики в воздушных перевозках и авиационных работах.

Одним из новшеств является то, что предусматривается разграничение гражданской и государственной авиации. Согласно данной норме, гражданская авиация удовлетворяет потребности государства и граждан в воздушных перевозках, авиационных работах и исполнении полетов в частных целях и, в свою очередь, делится на коммерческую авиацию и авиацию общего назначения. А государственная авиация использует воздушные суда с целью обеспечения национальной безопасности и обороны государства и защиты населения.

Уполномоченным органом в отрасли гражданской авиации является орган исполнительной власти по вопросам гражданской авиации, который создается и статус которого определяется Кабинетом Министров Украины, а в государственной авиации таким органом является Министерство обороны Украины. Кроме того, предусмотрено создание специализированного экспертного учреждения по расследованию авиационных происшествий и инцидентов. Этот орган также создается, и его статус определяется Кабинетом Министров Украины.

Более четко в новой редакции Кодекса урегулирован вопрос исключения воздушного судна из реестра. Так, в соответствии с этой нормой, в случае непродления действия сертификата летной пригодности или разрешения на выполнение полетов в течение 24 месяцев воздушное судно исключается из Государственного реестра гражданских воздушных суден.

Не менее интересным новшеством является то, что Кодексом предусматривается возрастной ценз для пилотов коммерческой авиации. Так, согласно норме, им разрешается выполнение функций командира воздушного судна во время осуществления полетов до достижения 60 лет или 65 в случае, если полеты проходят в составе экипажа и второму пилоту менее 60 лет. В свою очередь, второй пилот имеет право исполнять свои обязанности до достижения 65-летнего возраста.

Регулирование перевозок

Как отмечалось ранее, в Кодексе более четко и подробно прописаны многие моменты, в том числе и вопрос, регулирующий воздушные перевозки.

Так, в частности, предусматриваются общие условия лицензирования. Напри­мер, перевозка пассажиров, груза за плату и/или за наем без наличия лицензии запрещается. Кроме того, наличие такой лицензии еще не означает, что перевозчик имеет право доступа к определенным воздушным линиям или рынкам. С целью приобретения права доступа авиаперевозчик обязан получить соответствующий документ от уполномоченного органа на право эксплуатации определенной воздушной линии.

Также разграничены условия выполнения воздушных перевозок между украинским и международными авиаперевозчиками. В частности, в отношении международного перевозчика уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации имеет право отказать в признании назначения иностранного авиаперевозчика, если его эффективный контроль осуществляется лицом или лицами другого государства, чем то, которое его назначило, а также провести дополнительную проверку иностранного авиаперевозчика на соответствие требованиям международных договоров и прочих актов.

Кроме того, предусматривается регулирование тарифов перевозок.

Права пассажиров

Один из основных позитивных моментов нового Кодекса — более четкое урегулирование прав пассажиров и ответственности перевозчиков за их нарушение.

Предусматривается, что авиаперевозчик в своих правилах должен установить и довести до сведения пассажира информацию о порядке, размере и способе выплаты компенсации и предоставлении помощи пассажирам в случае отказа от принятия на борт, отмены полета или задержки вылета и пр.

Авиаперевозчик несет ответственность за потерю или ущерб, нанесенный во время перевозки пассажиров или багажа, груза или почты.

В свою очередь, пассажир имеет право на свободное ознакомление с правилами воздушных перевозок и на обслуживание в соответствии с классом приобретенного билета. Также в права пассажира включено и право отказа от услуг, непосредственно от воздушной перевозки и возможность получения денег в порядке, установленном авиационными правилами Украины и правилами перевозчика.

Более того, нормативно-правовой акт предусматривает раздел, который регулирует права пассажира на компенсацию и в котором предусмотрены не только условия получения, но и размеры ­компенсационных выплат. Так, в частности, в случае отказа пассажирам в воздушных перевозках против их воли предусмотрена компенсация в размере:

250 евро — для рейсов дальностью до 1500 км;

400 евро — от 1500 до 3500 км;

600 евро — более 3500 км.

Предусмотрено также право перевозчика уменьшить размер такой компенсации на 50 %, если пассажиру предлагается замена маршрута в его пункт назначения альтернативными рейсами, время прибытия которых не превышает запланированное: на два часа — относительно всех рейсов дальностью до 1500 км или на три часа — для всех рейсов дальностью от 1500 до 3500 км.

Пассажир также имеет право на компенсацию в случае несвоевременного информирования авиаперевозчиком об отмене рейса: менее чем за две недели до запланированного времени отправления; в период не более чем за две недели и не менее чем за семь дней до запланированного времени отправления и предложения изменения маршрута, который даст возможность отправиться из пункта отправления не позже чем за два часа до запланированного времени отправления и прибыть в конечный пункт назначения не позже чем через четыре часа после запланированного времени прибытия; менее чем за семь дней до запланированного времени отправления и предложения изменения маршрута, что даст возможность отправиться из пункта отправления не позднее чем за час до запланированного времени отправления и прибыть в конечный пункт назначения не позднее чем через два часа после запланированного времени прибытия.

Отдельно следует отметить, что положения этого раздела не применяются к пассажирам, которые путешествуют бесплатно или по сниженной стоимости, недоступной для других пассажиров.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Популярная защита

Актуальный документ

Документы и аналитика

Об объявлении умершим

Акцент

Торжество правосудия

Государство и юристы

Право на компенсацию

Государство и юристы

Новости законотворчества

Принят за основу проект Закона Украины «О судебном сборе»

О подведомственности споров с участием АМКУ

Проверок будет меньше?

Государство и юристы

Госзакупки под прицелом

Документы и аналитика

Директор «договорился не по уставу»

Книжная полка

Защитная деятельность адвоката

Неделя права

Новости из-за рубежа

Члена британской Палаты лордов осудили за махинации

«Машина времени» отсудила 2,5 млн рублей

Банку Ватикана вернули 23 млн евро

Неделя права

Сбалансированное проникновение

ВзъЯрошили судью

Организованные проверки

Кандидатский отбор

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд удовлетворил кассационную жалобу ОАО «Телеканал «Тонис»

Дело о взыскании с ООО «Торговый дом «Вассма» около 150 тыс. гривен снова рассмотрит ВХСУ

По «делу Корнийчука» суд заслушал показания партнера МЮФ Magisters

Новости юридических фирм

Частная практика

«Юрбюро Писаренко» представило в суде интересы Verhoeven Holding Uden B.V.

«Астерс» консультирует МФК относительно финансирования компании «Евро Лизинг»

Юристы ЮФ AGRECA участвуют в разработке законодательства по привлечению инвестиций в портовую инфраструктуру

Общество

Опережая XXI век

Рабочий график

Юристы выбирают Президента

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Одностороннее изменение договора

Неотъемлемое улучшение

Применение санкций

Самое важное

Узаконенное PRO BONO

Судебная практика

Судебные решения

Об обжаловании Регламента Высшей квалификационной комиссии судей Украины

О квалификации правоотношений как схожих, как основания для пересмотра решения по основаниям разного применения норм материального права

О налоговом учете расходов на приобретение ценных бумаг

Судебная практика

Особое приглашение

Инвалидное подзаконие

Тема номера

Админспоры: плательщики vs налоговая

Частная практика

Алгоритм бесконфликтности

Юридический форум

Сохранить и приумножить

Юрпремия

Красная дорожка к Премии

Інші новини

PRAVO.UA