Статьей 34 Конституции Украины каждому гарантируется право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию. Однако эта норма остается во многом декларативной, на Украине существуют случаи, когда граждане не могут в полной мере реализовать свое право на информацию, поскольку получают отказ в доступе к ней. Кроме того, некоторой информации, являющейся собственностью государства и находящейся в пользовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, предоставляется статус конфиденциальной с нарушением законодательства. Несовершенство украинского законодательства в информационной сфере неоднократно отмечалось и европейскими экспертами.
Министерство юстиции Украины разработало и вынесло на общественное обсуждение проект Закона Украины «О доступе к информации», который должен определить рамки и способы реализации конституционного права на доступ к информации, в том числе — засекреченным документам, если они были закрыты для общего доступа с нарушением законодательства. Основные положения проекта касаются улучшения правового регулирования доступа к информации, в частности, предусматривается внедрение гарантий реализации права каждого на доступ к информации (установление перечня сведений, которые подлежат обязательному преданию огласке субъектами властных полномочий) и определение порядка предания огласке такой информации на официальных страницах субъектов властных полномочий в сети Интернет. Предполагается усовершенствовать порядок правового регулирования доступа к информации, в частности, оформление запросов относительно предоставления информации (в том числе электронных запросов), порядка получения информации по запросам, определения основ определения платы за предоставление информации по запросам и порядка освобождения отдельных категорий лиц от такой платы.
Также в проекте закона предусмотрено урегулирование особенностей реализации права на получение информации, необходимой для выполнения служебных обязанностей или в связи с осуществлением профессиональной деятельности. Вместе с установлением ответственности за нарушение требований законодательства относительно доступа к информации предлагается определить перечень оснований освобождения от ответственности за распространение общественно значимой информации. Одновременно с принятием Закона Украины «О доступе к информации» Минюст предлагает внести изменения в базовый Закон Украины «Об информации» и Уголовный кодекс Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…