Право акционера на информацию — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (362) » Право акционера на информацию

Право акционера на информацию

Право акционера своевременно и в полном объеме получить информацию о деятельности акционерного общества относится к основополагающим правам акционера, таким как право на получение дивидендов и право на управление обществом.

В пункте 2.1.3 Принципов корпоративного управления указано: «Право на получение информации об обществе является одним из главных прав акционера. Только на основании полной, достоверной и свое­временной информации об обществе акционер может принять взвешенное решение относительно своей инвестиции и реализовать большинство своих прав».

Следовательно, акционер не сможет реализовать свое право на управление обществом, если не будет вовремя уведомлен о проведении общего собрания акционеров (ОСА), не сможет должным образом защитить свои интересы на ОСА, если не будет иметь возможности ознакомиться с информацией, предоставляемой акционерам перед проведением ОСА, об изменении уставного фонда (например, проекты изменений к уставу) и т.д.

Все данные, раскрываемые обществом, условно можно разделить на три группы:

— информация, с которой общество обязано ознакомить всех акционеров в определенные сроки;

— информация, которая должна быть предоставлена акционеру по его запросу;

— информация, которая публикуется в средствах массовой информации или направляется в форме отчетов Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР).

В этой статье мы рассмотрим право акционера на получение информации, предоставляемой по его запросу. Сначала выясним, с каким объемом информации акционер имеет право быть ознакомлен. Пункт «г» статьи 10 Закона Украины «О хозяйствен­ных обществах» устанавливает, что на запрос акционера общество обязано предоставить ему для ознакомления: 1) годовые балансы; 2) отчеты о деятельности общества; 3) протоколы собраний (имеется в виду ОСА). Со вступлением в силу Хозяйственного кодекса Украины (ХК) этот перечень был расширен. Так, согласно части 1 статьи 88 ХК, на запрос участника общество обязано предоставить ему для ознакомления протоколы ревизионной комиссии и протоколы соб­раний органов управления обществом.

Попытаемся разобраться, какие органы относятся к органам управления обществом. ХК не дает ответа на этот вопрос, а вот статья 97 Гражданского кодекса Украины (ГК) устанавливает, что органами управления обществом являются общее собрание его участников и исполнительный орган, если иное не установлено законом.

Возникает закономерный вопрос: обязано ли акционерное общество предоставлять акционеру по его запросу для ознакомления протоколы наблюдательного совета? Относится ли наблюдательный совет к органам управления обществом в понимании ГК?

Конечно, большинство уставов акционерных обществ содержат перечень органов управления обществом, в который входит и наблюдательный совет. Поэтому, руководствуясь лишь частью 1 статьи 88 ХК и уставом, можно требовать предоставления протоколов собраний наблюдательного совета. Но что делать, если в уставе нет нормы, указывающей на то, что наблюдательный совет относится к органам управления обществом?

Тут, думаю, может помочь статья 97 ГК: «…если иное не установлено законом». В статье 23 Закона «О хозяйственных обществах», которая так и называется «Органы управления обществом и их должностные лица», указано, что должностными лицами органов управления обществом признаются председатель и члены исполнительного органа общества, председатель ревизионной комиссии, а в обществах, где создан совет общества (наблюдательный совет), — председатель и члены совета общества (наблюдательного совета). Следовательно, коль председатель и члены наблюдательного совета являются должностными лицами органа управления обществом, то наблюдательный совет относится к органам управления обществом. Таким образом, протоколы наблюдательного совета также должны предоставляться акционеру для ознакомления.

Кроме того, на основании статьи 57 Конституции Украины и Закона «Об информации» по запросу акционеру предоставляется и правовая информация относительно акционерного общества, то есть его устав и внут­ренние акты, положения.

Для того чтобы получить вышеуказанные документы для ознакомления, необходимо направить в исполнительный орган информационный запрос. Вопросы формы, содержания, времени рассмотрения и удовлетворения запроса регулируются Законом «Об информации» и разъяснением ГКЦБФР «О порядке применения пункта «г» статьи 10 Закона Украины «О хозяйственных обществах». Так, согласно статье 32 Закона «Об информа­ции», запрос подается в письменной форме, в нем должны быть указаны: фамилия, имя и отчество акционера, документ, письменная или устная информация, его интересующие, и адрес, по которому он хочет получить ответ. Можно предположить, что отсутствие в запросе хотя бы одного из указанных выше элементов будет основанием для отказа в удовлетворении запроса.

В соответствии со статьей 33 Закона «Об информации» запрос должен быть рассмотрен в течение 10 дней. За это время акционеру должен быть дан официальный ответ о том, что его запрос будет удовлетворен или что запрашиваемый документ не подлежит выдаче для ознакомления. Документы должны быть предоставлены для ознакомления в течение месяца. Следует отметить, что Принципы корпоративного управления рекомендуют сократить этот срок: «Общество обязано оперативно предоставлять информацию о своей деятельности по запросу заинтересованного лица. Такая информация должна быть предоставлена в течение 10 календарных дней с момента получения запроса».

При ознакомлении с документами акционеры имеют право делать выписки из них, фотографировать, записывать текст на магнитную пленку и тому подобное. Причем общество может, но не обязано, за соответствующую плату изготовлять по желанию лица, подавшего запрос, копии запрашиваемых документов. Например, в Рекомендациях по наилучшей практике корпоративного управления для акционерных обществ Украины указывается о пользе разработки отдельных правил предоставления информации по запросу заинтересованных лиц (акционеров, потенциальных инвесторов), которые следует закрепить либо в уставе, либо в отдельных внутренних положениях. Причем в правилах рекомендуется указывать перечень и размер платных услуг общества по подготовке копий документов и пересылке документов по поч­те, порядок осуществления расчетов.

Однако в свете нового ГК данная позиция выглядит несколько спорной. Так, пункт 5 части 1 статьи 116 указывает, что участники хозяйственного общества (в нашем случае — акционеры) имеют право в порядке, установленном учредительным документом общества и законом, получать информацию о деятельности общества в порядке, установленном учредительным документом. Согласно статье 154 ГК, учредительным документом акционерного общества является устав. Таким образом, акционер имеет право получить информацию о деятельности общества в порядке, предусмотренном не внутренними положениями или актами, а исключительно в порядке, предусмотренном уставом и законом.

Данное положение ГК имеет особое значение в связи с тем, что во многих акционерных обществах существуют внут­ренние положения, регламентирующие порядок предоставления акционерам информации для ознакомления, как-то: положения об информации или о порядке ознакомления акционеров с информацией, утвержденные общим собранием акционеров. Учитывая то, что на некоторых предприятиях данные положения существенно ограничивают права акционеров, со вступлением в силу ГК появилась возможность оспорить их в судебном порядке. Очень часто по тем или иным причинам исполнительный орган не заинтересован в предоставлении акционеру информации, поэтому наибольший интерес вызывает вопрос об обжаловании действий исполнительного органа относительно непредоставления, несвоевременного предоставления или предоставления информации, не соответствующей действительности.

Как обычно, проблемы возникают из-за несовершенства законов. Во-первых, следует отметить, что в отличие от зарубежных аналогов отечественное законодательство не содержит норм, прямо предусматривающих ответственность за непредоставление акционеру информации о деятельности общества. Например, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает, что за непредоставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо предоставление недос­товерной информации налагается штраф в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для физических лиц или от 200 до 300 МРОТ для юридических лиц. Производство по данному правонарушению отнесено к компетенции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации. Разумно было бы и в нашем законодательстве преду­смотреть подобную норму, отнеся производство по ней к компетенции ГКЦБФР.

Возникает вопрос, может ли ГКЦБФР, реагируя на жалобу акционера, наложить штраф на акционерное общество или должностное лицо исполнительного органа за непредоставление акционеру для ознакомления информации о деятельности общества?

Давая утвердительный ответ, можно обосновать позицию следующим. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине» заданием ГКЦБФР является защита прав инвесторов путем применения методов по преду­преждению и прекращению нарушений законодательства на рынке ценных бумаг, применение санкций за нарушение законодательства в пределах своих полномочий.

Как уже указывалось, отечественное законодательство не предусматривает штрафных санкций за непредоставление для ознакомления акционеру информации о деятельности общества. Однако существуют примеры того, что территориальное управление ГКЦБФР руководствуется положением статьи 11 Закона «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине», которая предусматривает наложение на юридическое лицо штрафа в размере до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление заведомо недостоверной информации. Данная позиция выглядит довольно сомнительной, так как в статье не конкретизируется, кому именно не предоставляется информация. Более того, статья 13 этого же Закона практически дублирует статью 11 с той лишь разницей, что преду­сматривает ответственность физических лиц и содержит аналогичную норму, в которой указано, что информация при этом не предоставлена именно ГКЦБФР, а не кому-то другому.

В обоснование другой позиции выдвигаются следующие аргументы. Согласно статье 16 Закона «Об обращениях граждан», жалоба на действия или решения органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средств массовой информации, должностного лица подается в порядке подчинения высшему органу или должностному лицу, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением — непосредственно в суд. Такую же норму содержит и Гражданский процессуальный кодекс (ГПК). Учитывая, что исполнительный орган акционерного общества не имеет вышестоящего органа, жалоба должна подаваться непосредственно в суд. Хотя общее собрание акционеров и является высшим органом общества, говорить об отношениях подчинения между ним и исполнительным органом неправильно, нельзя забывать, что общее соб­рание акционеров не является постоянно действующим органом. Эту же позицию подтверждает и ГКЦБФР в своем разъяснении «О порядке применения пункта «г» статьи 10 Закона Украины «О хозяйственных обществах», указывая, что обжалование действий исполнительного органа относительно непредоставления, несвоевременного предоставления или предоставления информации, не соответствующей действительности, осуществляется в судебном порядке.

Полагаю, что в существующем правовом поле верной является именно вторая позиция. Потому что, какой бы логичной ни казалась позиция, определяющая ГКЦБФР как орган, на который возложена обязанность защищать права и законные интересы инвесторов, положения ГПК и Закона «Об обраще­ниях граждан» указывают на то, что жалобы на решения, действия или бездействие исполнительного органа акционерного общества должны подаваться в порядке подчинения вышестоящему органу либо непосредственно в суд. ГКЦБФР никак нельзя отнести к органам, находящимся в отношениях подчинения с исполнительным органом или являющимся вышестоящими. Поэтому при получении подобных жалоб ГКЦБФР следует руководствоваться статьей 7 Закона «Об обращениях граждан» и пунктом 2.5 Правил рассмотрения обращений граждан к ГКЦБФР и ее территориальным органам и направлять жалобы в соответствующий орган, то есть в суд.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Госавтоинспекцию реорганизуют

Деловая практика

Зачем нерезиденту счет на Украине

Законодательная практика

Доступная правовая помощь

Комментарии и аналитика

Презумпции и фикции в новом ГК

Право акционера на информацию

Неделя права

Основания для выступления

Юристы считают решение ЦИК незаконным

Интеллектуальные эксперты

ГПУ: уголовных дел нет?..

Реестр событий

Председателя нет, и он будет нескоро

Юристы выходят из состава ЦИК

В Конституционном Суде есть вакансия

Судебная практика

Расходы — не всегда валовые

Газовые войны: странное толкование

Судебные решения

Оспаривание действий СМИ по подаче антиагитационной политической рекламы

Подача уточненных налоговых деклараций при отнесении сумм на валовые расходы

Отнесение средств в состав валовых расходов

Тема номера

Борьба с призраками

Операции с заложенным имуществом: вопросы налогообложения

Как осчастливить частного предпринимателя

Кто не рискует, тот ... платит налог на прибыль

Дела пенсионные, или Честь имею...

Трибуна

Земельный кодекс против Гражданского

Юридический форум

Почти все об ООО

Тернистый путь Украины в ЕС

Інші новини

PRAVO.UA