Дабы не повторяться, говоря о важности и бесспорной полезности Правил ИНКОТЕРМС и актуальности их новой версии — Правил ИНКОТЕРМС 2010, в данной статье дадим предварительную оценку потенциальных проблем, которые могут возникнуть при применении указанной версии, причем не только с учетом реалий нашей украинской практики, но и в связи с изменениями в самих Правилах. При этом мы не будем анализировать проблемные моменты, связанные с применением новой редакции ИНКОТЕРМС на Украине, из-за отсутствия «официального» опубликования Правил, поскольку этот вопрос уже неоднократно поднимался и обсуждался.
Многие комментаторы очень удачно используют таблицы для наглядного анализа распределения рисков и ответственности между продавцом и покупателем по ИНКОТЕРМС. Последняя редакция ИНКОТЕРМС в рамках такой таблицы по распределению зон ответственности выглядит следующим образом (см. таблицу на стр. 14).
Наоборот, как указано в сообщении МТП, компании не обязаны немедленно инкорпорировать правила ИНКОТЕРМС 2010 в свои контракты, и предыдущие редакции по-прежнему могут по согласованию сторон использоваться ими. МТП просила МТО в срочном порядке разъяснить таможенным органам стран — участниц МТО, что компании не обязаны автоматически применять новую редакцию ИНКОТРЕМС в своих контрактах и таможенных документах, а товар не может быть задержан таможенными органами на основании только того, что он отгружался по предыдущим версиям ИНКОТЕРМС.
Действительно, замена ИНКОТЕРМС 2010 базисов поставки DDU, DAF, DES и DEQ новыми терминами DAP и DAT может привести к определенным проблемам, прежде всего с таможенным оформлением.
Проблемой может стать отсутствие в ИНКОТЕРМС 2010 термина DAF, если товар поставляется железнодорожным транспортом контейнерами, например, с Украины в Россию. В рамках базиса поставки DAF процедура отгрузки была проста: продавец оплачивал железнодорожный тариф по своей территории, а покупатель (грузополучатель) — по своей. Теперь же будет необходимо дополнительно сначала запрашивать, а потом оплачивать железнодорожные тарифы по территории иностранного государства, вносить в документы коды оплаты при заказе контейнеров. То есть на выполнение обязательства по перевозке товара потребуется куда больше времени, чем ранее. Пройдет не меньше полугода, в течение которого контрагенты будут уточнять друг у друга значение новых терминов. К тому же при оплате железнодорожного тарифа по территории иностранного государства его размер, несомненно, будет больше, чем если бы он оплачивался собственно резидентом данного государства.
В принципе, новый термин DAT (поставка на терминале) также таит в себе много вопросов, требующих уточнения при его практическом использовании. Например, ИНКОТЕРМС 2010 не содержат четкого определения терминала как места поставки, указывая просто, что это любое место открытого или закрытого типа, как причал, склад, контейнерный склад, автодорожный, железнодорожный терминал или терминал аэропорта. Учитывая это, сторонам будет необходимо всегда конкретизировать в договоре, какой именно терминал они согласовали как место поставки.
Самым «проблематичным» из терминов с позиции прохождения таможенных процедур для украинских компаний представляется базис поставки DDP (поставка с оплатой пошлины). Согласно этому базису поставки, продавец оставляет прошедший таможенное оформление и не разгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжении покупателя в согласованном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая любые сборы по импорту товара в стране назначения. При этом под термином «сборы» подразумевается оплата таможенных процедур и пошлин, налогов и других сборов.
Иными словами, этот базис поставки предполагает оплату продавцом-нерезидентом всех необходимых для таможенного оформления товара платежей в стране импорта, в том числе и НДС. Именно по этой причине, а также в силу того, что, согласно законодательству Украины, компания-нерезидент не может быть аккредитована в таможенных органах и не может быть плательщиком «ввозного» НДС, среди украинских компаний-экспортеров сформировалось мнение о невозможности применения этого базиса поставки к поставкам на Украину.
Так ли это? Согласно базису поставки DDP, стороны вправе исключить из обязательств продавца некоторые расходы, подлежащие оплате при импорте товара, в том числе и уплату ввозного НДС. Кроме того, условия поставки DDP не требуют, чтобы оплату расходов при импорте товара осуществлял непосредственно продавец, то есть ввозные платежи могут быть произведены таможенным брокером компании-нерезидента.
Таким образом, правильно построенные отношения между продавцом, его таможенным брокером и покупателем позволяют использовать данный базис поставки и при поставке товара на Украину.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что хотя украинские компании и не являются новичками в использовании Правил ИНКОТЕРМС, им необходимо помнить следующее. Поскольку правильное применение базисов поставки является предпосылкой для надлежащего выполнения сторонами своих договорных обязательств и отсутствия разногласий между ними, а в последующем и споров, то хотя бы на ранних стадиях использования Правил ИНКОТЕРМС 2010 субъектам внешнеэкономической деятельности следует уделять особое внимание использованию их терминов в договорных инструментах (как юридическим, так и практическим аспектам).
МЫКОЛЬСЬКА Наталия — старший юрист АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», г. Киев,
ТЕРЕЩЕНКО Александр — юрист АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…