600-90_WAIT
прапор_України

Генеральний партнер 2023 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Правила игры

Игорный бизнес – назрела необходимость легализации

Кабинет Министров Украины внес в парламент законопроект о легализации игорного бизнеса, устанавливающий «правила игры» и для владельцев игорного бизнеса, и для желающих поиграть

Уже десять лет игорный бизнес де-юре находится в Украине под запретом, но как дела обстоят де-факто? В реальности бизнес никуда не пропадал, а просто существовал в тени: для тех, кто очень хотел поиграть, возможности всегда находились. Это понимали практически все, о чем свидетельствовали все те попытки власти легализировать бизнес, которые, однако, не увенчались успехом. В итоге государство недополучило средства в бюджет за все десять лет условного запрета. В связи с этим правительством был инициирован законопроект № 2285 «О государственном регулировании деятельности в сфере организации и проведения азартных игр» (законопроект), призванный решить все эти проблемы и сделать сферу игорного бизнеса легальной и в должной мере прозрачной.

Среди основных положений акта можно выделить нормы, касающиеся введения системы лицензирования деятельности в сфере азартных игр с дифференцированным размером платы за лицензии в зависимости от вида азартной игры, количества игрового оборудования и расположения игорного заведения, установления жестких требований к финансовому состоянию организаторов азартных игр с целью обеспечения их финансовой стабильности и обеспечения выплат выигрышей. Кроме того, планируется установить ограничения в вопросе идентификации игроков, чтобы свести количество несовершеннолетних игроков к нулю, — за невыполнение этих требований будут применены жесткие финансовые санкции. Кроме того, предусматривается финансовая, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере игорного бизнеса.

Система онлайн-мониторинга, представленная в законопроекте, позволит осуществлять государственный контроль за деятельностью организаторов азартных игр путем получения данных от игорного оборудования и программного обеспечения организаторов азартных игр, которые будут подключены к единой системе, а принцип ограниченного количества лицензий в сфере азартных игр означает, что размер платы за такие лицензии определяется по результатам электронных аукционов. Стоит отметить, что специальными игорными зонами для размещения казино согласно законопроекту будут территории отелей категории «пять звезд», а для размещения залов игровых автоматов — территории отелей категории от трех до пяти звезд.

Свое недовольство относительно правительственной инициативы уже высказал оператор государственных лотерей «М.С.Л.»: как говорится в тексте его сообщения, он считает правительственный законопроект № 2285 опасным для граждан Украины, увеличивающим социальное напряжение и ухудшающим отношения между обществом и государством. «Предложенный документ фактически уничтожает остатки классических государственных лотерей, которые являются безопасными и полезными для общества, поскольку не распространяют игроманию и участвуют в финансировании важных социальных проектов. Сейчас в ЕС около 70 % населения играет в классические лотереи, в то время как в Украине — лишь 15 %. А после принятия законопроекта № 2285, который развязывает руки владельцам игровых автоматов и букмекерам, это небольшое количество граждан под влиянием массированной рекламы переориентируется на опасные азартные игры», — считает оператор.

Своим мнением о том, чем обернется легализация игорного бизнеса в Украине, поделились наши эксперты.

_____________________________________________________________________________________________________________

Продуманная концепция

Александр ВОРОНЦОВ, юрист, адвокат  ЮФ Hillmont Partners

Идея легализации игорного бизнеса имеет как сторонников, так и ярых противников, однако нельзя отрицать тот факт, что это необходимо Украине уже много лет. Еще до своего официального опубликования данный проект закона успел нашуметь и вызвать бурю критики со стороны различных экспертов. Противники правительственных инициатив акцентируют внимание на том, что законопроектом, в случае его принятия, создаются предпосылки для заработка различных недобросовестных представителей государственной власти в аспекте неких коррупционных моментов; может быть установлен тотальный контроль государства через систему мониторинга, что в итоге загонит бизнес еще в большую тень; предложено внедрить жесткие требования к игорным залам, оборудованию, верификации игроков и т.д., что не будет способствовать выводу рынка из тени; предусматриваются высокие требования к операторам рынка, что может негативно отразиться на мелком и среднем бизнесе, а также создаст предпосылки для появления нескольких операторов-монополистов. Для тех, кто уже успел ознакомиться с проектом закона № 2285, совершенно очевидно, что данные опасения не имеют ничего общего с реальным ходом вещей. Естественно, к законопроекту есть очень много вопросов, и он требует доработки, но в целом мы видим качественный и профессиональный подход Кабинета Министров Украины: данный проект закона предлагает действительно интересную и тщательно продуманную концепцию игорного бизнеса. Основная цель законопроекта — вывести рынок из тени и создать нормальные условия для работы. Естественно, что некоторым заинтересованным лицам это может быть невыгодно, здесь нечему удивляться, если учесть тот факт, что речь идет о многомиллиардном бизнесе. Наиболее опасным моментом остается возможность затягивания процесса принятия законопроекта, а не технические вопросы, которые будут сняты в ходе доработки проекта с учетом потребностей рынка. Реализация данных инициатив зависит не только от правительства, но и от того, как воспримет бизнес новые правила игры.

 

В ответ на необходимость

Вадим ИВАНИН, адвокат ЮК «АМБЕР»

В настоящее время назрела необходимость легализации игорного бизнеса. Как показывает практика, все попытки его запрета на государственном уровне, начиная с 2009 года, не увенчались успехом, более того, этот вид бизнеса ушел в тень, развиваясь семимильными шагами, принося при этом огромные прибыли его нелегальным собственникам, но только не бюджету страны. Этот вид бизнеса просто поменял свою «вывеску» на разного рода лотереи, спортлото, но суть его при этом осталась той же. Законопроект № 2285 призван урегулировать отношения в этой сфере и вывести из тени значительные суммы в пользу бюджета страны. Создание специальных игорных зон, ограничение мест проведения азартных игр, онлайн-мониторинг работы казино и игровых заведений, введение реестров лицензиатов, введение идентификации игроков с целью недопущения к играм несовершеннолетних в целом являются позитивными наработками. Значительная роль в реализации этого законопроекта отведена контролирующим органам, однако сегодня все-таки остается неразрешенным вопрос, каким образом устранить коррупционную составляющую в этом механизме. Ни для кого не секрет, что нынешнее положение игрового бизнеса, который формально все еще находится под запретом, существует «благодаря» недостатками правоохранительной системы, из за которых налажена четкая система «поборов». Необходимо также учитывать тот фактор, что созданная и действующая инфраструктура игорного бизнеса не позволит его вывести из тени быстрыми шагами, нужна постепенность, мягкий режим перехода работы к «белой» схеме. Как показывает практика, высокие штрафы, уголовная ответственность никак не разрешат ситуацию. Постепенность и мягкость перехода игорного бизнеса из тени в законное русло, прописывание в законопроекте ясных условий ведения бизнеса, разработанные механизмы защиты тех участников на рынке, которые работают в законном русле, понятная схема налогообложения — те минимальные условия, которые необходимы для достижения положительного эффекта этих законодательных инициатив.

 

Не все учтено

Виталий ТЫМЧУК, адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»

Сегодня в стране практически каждый день открываются новые нелегальные игровые точки, лото, казино, а часть игорного бизнеса и совсем ушла в цифру, при этом бюджет страны остается ни с чем. В такой ситуации законопроект № 2285, безусловно, выглядит перспективным и целесообразным. Более того, этот законопроект, в отличие от предыдущих, производит впечатление действенного инструмента и говорит о тщательной работе группы экспертов, которые трудились над его составлением. Положительными моментами законопроекта являются предложение создания Комиссии по развитию и регулированию азартных игр, что соответствует как общемировой практике, так и европейской. Также следует отметить введение системы онлайн-мониторинга над игровым оборудованием и программным обеспечением организаторов азартных игр, обязательное использование регистраторов расчетных операций и, конечно, усиление финансовой, административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства Украины в сфере игорного бизнеса. Опасения вызывают положения законопроекта об ограничении лицензирования игорного бизнеса. Сегодня в тени находится очень много точек игорного бизнеса, легализация которого может исчерпать лимит лицензий, предусмотренных законопроектом, и закрыть путь иностранным инвестициям в игорный бизнес. Иностранный инвестор попросту упустит момент «раздачи» лицензий на игорный бизнес в стране. Также есть вопрос к деятельности будущей Комиссии по развитию и регулированию азартных игр, которая должна работать в интересах государства и госбюджета и обеспечить эффективное и качественное функционирование игорного бизнеса в целом.

________________________________________________________________________

Алена СТУЛИНА «Юридическая практика»

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

IkarPapuga600x90
DorZab600x90
600-90_WAIT
tg-10

Інші новини

PRAVO.UA