Реформа юридического образования — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 48 » Практическое задание

Практическое задание

Реформа юридического образования

Нам следует значительно усилить практическую направленность подготовки юристов в университетах, чтобы быть уверенными в том, что выпускники найдут себе место на рынке, поясняет профессор Наталия Кузнецова

Сейчас, пожалуй, впервые вопрос реформы юридического образования поднят на наивысший государственный уровень — правовой реформы, которую разрабатывает Комиссия при Президенте Украины. Одна из основных задач для профильной  рабочей группы — определить, кто такой юрист и что входит в минимальный стандарт профессии.

О том, какими знаниями и навыками должен обладать выпускник юридического факуьтета и готово ли академическое сообщество к изменениям в сторону практического образования, рассказала Наталия Кузнецова, руководитель Киевского регионального центра Национальной академии правовых наук Украины, профессор, академик, доктор юридических наук, председатель рабочей группы по вопросам развития юридического образования Комиссии по вопросам правовой реформы при Президенте Украины.

— Очевидно, цель высшего юридического образования — готовить профессиональных юристов. Наталия Семеновна, кто такой современный юрист: какими знаниями и умениями должен обладать человек, избравший эту профессию?

Полагаю, что вопрос о развитии юридического образования в Украине как неотъемлемой составляющей правовой реформы — это принципиальная позиция тех, кто взял на себя ответственность за состояние дел в нашем государстве. Безусловно, эффективность преобразований в любой сфере в конечном счете (а где-то и в первую очередь!) зависит от того, кто эти преобразования воплощает в жизнь и каким образом. Именно поэтому коренное улучшение качества юридического образования так же важно, как реформирование судебной системы, правоохранительных органов и даже внесение изменений в Конституцию Украины.

И в этой связи приоритетной задачей является формирование «профессионального портрета» современного юриста, в основе которого лежат запросы украинского общества.

— Какие основные проблемы можно выделить в юридическом образовании? Наделена ли система высшего юридического образования всеми инструментами, необходимыми для достижения поставленных целей?

Отмечу, что реформирование юридического образования, как и правовая реформа в целом, обсуждается в юридическом сообществе не первый год. Вполне очевидно, что причина кроется в неудовлетворенности нашего социума качеством знаний, умений и навыков специалистов-юристов, которых выпускают украинские заведения высшего образования. В последние годы наблюдается серьезный отток абитуриентов в соседние государства — Польшу, Чехию, Словакию и другие.

Определяя перечень основных проблем в этой сфере, начать, очевидно, следует с оптимизации сети учебных заведений, занимающихся подготовкой юристов. Вряд ли можно признать целесообразным то, что сегодня бакалавров-юристов в Украине выпускают почти 200 учебных заведений!

Вы очень точно поставили вопрос об обеспечении образовательных структур необходимыми инструментами. Далеко не каждое из этих 200 учебных заведений имеет все необходимое, чтобы обеспечить на хорошем качественном уровне учебный процесс: полноценную материально-техническую базу, собственный высококвалифицированный педагогический коллектив, современное методическое обеспечение и многое другое.

— Почему в Украине наблюдается значительный разрыв между юридической наукой и юридической практикой? Как привлечь тех, кто формирует практику, к научной деятельности?

— Вы задали вопрос, который выходит за рамки юридического образования, он является концептуальным для всей правовой реформы.

У меня нет сомнений, что общество, игнорирующее роль науки в общественном развитии, обречено если не на вымирание, то как минимум на глубокую стагнацию.

Безусловно, речь идет о настоящей науке, в том числе юридической, которая переживает далеко не лучшие времена. Чтобы существенно улучшить состояние дел, нужны взаимные усилия — как общества, так представителей научной среды. Необходима серьезная государственная поддержка, но одновременно должны быть адекватные движения и со стороны академической, вузовской науки, которой следует «повернуться лицом» к насущным проблемам, находящимся сегодня на повестке дня правовой реформы. Именно на анализ и разрешение этих проблем надо направлять научные исследования, и общество должно получить варианты их решения.

Что касается реформирования юридического образования, то в этом контексте необходимо значительно усилить практическую направленность подготовки юристов в университетах, если можно так выразиться, обеспечить «практикоцентризм» юридического образования. Иными словами — переориентировать процесс обучения от передачи знаний к формированию практических навыков и умений, конечно, без ущерба в получении знаний.

Привлечение юристов-практиков к научной деятельности, безусловно, также важно, как и вовлечение ученых в практическую деятельность.

— Что не позволяет сегодня привлекать к преподаванию опытных практиков в классических вузах? Возможно ли это вообще и заинтересованы ли вузы иметь в своих рядах представителей рынка?

— Это достаточно сложный вопрос, ответ на который имеет несколько составляющих. Одна из них — это очень ограниченные возможности материального обеспечения специалистов, которые приглашаются к участию в учебном процессе.

И еще один важный фактор — «связанность» расписанием занятий. Для практиков очень сложно вписать чтение лекций, ведение практических занятий в свой достаточно напряженный рабочий график.

Я вижу решение этой проблемы в поиске новых эффективных форм сотрудничества, таких как проведение мастер-классов, чтение отдельных лекций, организация индивидуальных стажировок. Наша рабочая группа сейчас как раз и движется в направлении поиска оптимальных форм взаимного полезного сотрудничества между юридическими школами и юридической практикой.

— Сегодня юридические вузы конкурируют между собой преимущественно за счет бренда либо цены на свои услуги. Может ли иметь место конкуренция между ними, основанная на знаниях студента-выпускника? Готово ли государство поддержать «дискрецию» вузов и дать им широкую автономию в правилах выбора программ, дисциплин и методик обучения?

— По моему мнению, в этом вопросе ключевым моментом является запросная позиция юридического рынка.

Ведь что такое «бренд»? Это определенная гарантия качества, в данном случае — качества подготовки специалиста. И здесь мы вплотную подошли к проблеме качества преподавания в юридических школах. Насколько уровень преподавания, качество преподавания соответствуют запросным позициям юридического рынка?

Сразу хочу сказать, что сегодня уровень академической свободы вузов достаточный, чтобы реализовывать все образовательные инструменты. Другое дело, насколько активно и творчески наши вузы используют эту академическую свободу, внедряют интерактивные методы обучения.

К сожалению, очень трудно преодолевается консерватизм в самой преподавательской среде. Очень надеюсь, что в скором времени на полную мощность заработает Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования, и это будет «новое дыхание».

Сейчас реализуется идея единого государственного квалификационного экзамена. Он должен администрироваться независимым органом, по содержанию отвечать профессиональному стандарту юриста (то есть обеспечивать объективную проверку у выпускника наличия знаний, умений и навыков, необходимых для практической работы). Только успешная сдача экзамена будет основанием для получения диплома государственного образца о высшем юридическом образовании.

Результативность сдачи экзаменов выпускниками будет непосредственно влиять на рейтинг юридической школы. Реализовать идею проведения такого экзамена, внедрить его в практику юридического образования — дело сложное и затратное во всех отношениях.

Однако, по моему мнению, это сможет повысить и мотивацию вузов, и самих студентов в стремлении обеспечить высокое качество юридического образования.

— Что вы можете сказать о планах вашей рабочей группы в ближайшей и дальнейшей перспективе?

— Прежде всего хочу отметить, что в состав рабочей группы вошли профессионалы, заинтересованные в эффективном решении поставленных задач.

Я уже назвала наиболее общие проблемы, на решении которых мы сосредотачиваем свои усилия: обеспечение практической направленности юридического образования, повышение качества преподавания в вузах, введение единого государственного квалификационного экзамена, совершенствование вступительных процедур в бакалавриат и магистратуру, обеспечение разработки современных образовательных стандартов и образовательных программ, формирование профессиональных стандартов и другое.

Наша рабочая группа уже провела встречу с руководителями ведущих юридических школ Украины, планируем встречи с работодателями: представителями юридического бизнеса и юридического «эстеблишмента», надеемся, что удастся провести социологическое исследование в студенческой среде.

Мы рассчитываем на плодотворное сотрудничество с Министерством образования и науки Украины, Национальным агентством по обеспечению качества высшего образования, Министерством юстиции Украины и другими юридическими ведомствами, профильными комитетами Верховной Рады Украины, то есть со всеми, кто заинтересован в юристах и от кого зависит качественное юридическое образование в Украине.

Хочу обратить внимание на то, что наша группа называется рабочей группой по развитию юридического образования, поэтому мы свою задачу видим не в том, чтобы разрушать традиции юридического образования, а в том, чтобы их совершенствовать в соответствии с запросами общественного развития.

Беседовала Ирина ГОНЧАР, «Юридическая практика»

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA