Получив отзыв Венецианской комиссии, Президент Украины все же внес в парламент проект Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно усиления гарантий независимости судей» (№ 2522а). И проект этот, стоит сказать, отличается от анализированного «ЮП» в декабре 2012 года и в то же время не в полной мере согласовывается с концепцией внесения изменений в Конституцию Украины, которая была разработана Конституционной ассамблеей (КА).
Согласно предлагаемым изменениям, из 20 членов ВСЮ съезд судей Украины назначает 12 судей (обеспечивая при этом представительство судей судов разных инстанций и специализаций). Съезд адвокатов Украины и съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений делегируют по два члена. Таким образом, из процесса формирования органа устраняются Верховный Совет Украины, Президент Украины и съезд работников органов прокуратуры. По должности во ВСЮ входят четыре члена: председатели Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины, Совета судей Украины и Генеральный прокурор Украины. Как можно заметить, предлагается, чтобы по должности во ВСЮ входили председатели КСУ и Совета судей Украины. Из состава ВСЮ будет вынужден выйти министр юстиции Украины.
Различия с Концепцией, предложенной КА, состоят, в частности, в порядке формирования ВСЮ. По мнению членов Конституционной ассамблеи, выглядеть он должен следующим образом.
ВСЮ будет действовать в составе 15 членов, из которых 9 членов назначаются съездом судей Украины из числа действующих судей, судей в отставке (обеспечивая при этом представительство судей судов разных инстанций и специализаций). Национальная академия правовых наук Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений назначают двух членов. Съезд адвокатов Украины назначает еще двух членов из числа адвокатов. Кроме того, предлагается сократить срок полномочий членов ВСЮ с шести до пяти лет.
Отличается и подход к вопросу изменения системы судов. Как следует из президентского проекта, система судов определяется законом на основании представления Президента Украины. А в КА создание и ликвидацию судов предлагают производить также на основании закона, однако «соответствующий законопроект вносится Президентом Украины по представлению Высшего совета юстиции, согласованному с премьер-министром Украины».
Также кардинально расходятся предложения Президента Украины и Конституционной ассамблеи о сроке полномочий Генерального прокурора Украины. Так, законопроект предлагает исключить часть 2 статьи 122 Конституции Украины, которая устанавливает пятилетний срок полномочий Генерального прокурора. Это означает фактически перспективу установления в Законе о прокуратуре возможности бессрочного назначения Генерального прокурора Украины. Кслову, все участники процесса конституционного реформирования ссылаются на заключения международных институций в вопросе срока полномочий Генпрокурора. Так, Президент Украины в пояснительной записке указывает на заключение Венецианской комиссии от 17 октября 2006 года, в которой говорится о том, что Генеральный прокурор должен назначаться «на пожизненный или относительно длительный срок». Члены Конституционной ассамблеи делают ссылку на то же заключение Венецианской комиссии, но рекомендуют… «увеличить срок полномочий Генерального прокурора, например, с пяти до семи лет, что уменьшит политизацию ведомства и может стать гарантией беспристрастности Генерального прокурора Украины».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…