Особый порядок производства о привлечении судьи к ответственности — одна из гарантий его независимости. Так установлено статьей 47 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (Закон). В целом законодатель предложил абсолютно новую процедуру привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, но от этого ее нельзя назвать слаженной и безупречной — очень много пробелов заложено в Законе.
Первое, что необходимо отметить: привлечение к дисциплинарной ответственности не включает в себя производство в отношении судьи за нарушение присяги и предусматривает только один вид взыскания — выговор.
По содержанию статьи 88 Закона информация о выговоре обнародуется на сайте Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС). Все. На этом взыскание заканчивается — никаких понижений в квалификационном классе, запретов повышать класс в дальнейшем, с соответствующими финансовыми потерями. Напомним, ранее законодательство о статусе судей предусматривало шесть (от пятого по первый, плюс высший) квалификационных классов, за которые полагались доплаты.
Кроме того, привлеченным к ответственности судьям не могли выплачиваться премии. В реформированной системе оплаты труда судей премии не предусмотрены как таковые. То есть что дает, кроме плохого настроения, привлечение судьи к дисциплинарной ответственности — непонятно.
Следовательно, не совсем ясно, зачем столь детализирован процесс привлечения судей к дисциплинарной ответственности в разделе VI Закона.
Как бы там ни было с целями процесса, предлагаем рассмотреть, что же ждет судей в случае, если они допустят одно из следующих нарушений:
— существенное нарушение норм процессуального права при осуществлении правосудия, связанное, в частности, с отказом в доступе лица к правосудию на основаниях, не предусмотренных законом, нарушение требований по распределению и регистрации дел в суде (хотя для председателя и ответственного работника аппарата суда за вмешательство в работу системы распределения дел предусмотрена уголовная ответственность — прим авт.), правил подсудности или подведомственности, необоснованное применение мер обеспечения иска;
— неприменение судьей мер по рассмотрению заявления, жалобы или дела на протяжении срока, установленного законом;
— нарушение требований по непредвзятому рассмотрению дела, в частности — нарушение правил относительно отвода (самоотвода);
— систематическое или грубое разовое нарушение правил судейской этики, подрывающее авторитет правосудия;
— разглашение тайны, охраняемой законом, в том числе тайны совещательной комнаты или тайны, которая стала известна судье во время рассмотрения дела в закрытом судебном заседании;
— неподача или несвоевременная подача для обнародования декларации об имущественном состоянии, отображение в ней заведомо неправдивых сведений.
Для сравнения: часть 2 статьи 32 Закона Украины «О Высшем совете юстиции» (Закон о ВСЮ) под нарушением присяги понимает совершение судьей действий, порочащих звание судьи, которые могут вызвать сомнения в его объективности, непредвзятости и независимости, в честности и неподкупности судебных органов; незаконное получение судьей материальных благ или осуществление расходов, превышающих доходы такого судьи и членов его семьи; умышленное затягивание сроков рассмотрения дела, установленных законом; нарушение морально-этических принципов поведения судьи.
Иными словами — одни и те же действия могут быть квалифицированы и как дисциплинарный проступок, и как нарушение присяги. Четких критериев нет, а значит — все будет решаться субъективно.
Помимо этого, отметим, что судей напрочь лишили права на ошибку. Частью 2 статьи 88 Закона, хотя и устанавливается, что отмена или изменение судебного решения не влечет за собой дисциплинарной ответственности судьи, но при этом оговаривается, что исключением являются случаи умышленного нарушения норм права или ненадлежащего отношения к служебным обязанностям. Под последним можно понимать что угодно.
Согласно Закону, дисциплинарное производство в отношении судей местных и апелляционных судов осуществляет ВККС, высших специализированных и Верховного — ВСЮ. Обращаться в эти органы теперь имеет право каждый, кому известно о нарушении со стороны судьи. Главное — не анонимно и не злоупотребляя правом.
Закон регламентирует только порядок дисциплинарного производства ВККС. Как привлекают к ответственности судей высших судов — в Законе о ВСЮ.
Итак, проверку сведений из заявления (для определения наличия основания для открытия производства) осуществляет член ВККС. Определяет проверяющего автоматизированная система. В арсенале у члена ВККС — абсолютный доступ ко всей интересующей в рамках проверки информации, включая право делать копии материалов судебного дела и обязанность всех физических и юридических лиц «чистосердечно» выкладывать по запросу все, что им известно. В течение 10 дней. Оговорок о возможности отказа в предоставлении конфиденциальной информации нет.
Предполагает статья 86 Закона состязательность рассмотрения дела в случае, если на основании заключения члена ВККС Комиссия примет решение об открытии производства. Такое решение принимается большинством голосов. На заседание обязательно приглашаются заявитель, судья, а также «другие заинтересованные лица» при необходимости (для кого и чего их присутствие необходимо — не ясно, но решать это — прерогатива ВККС).
Если судья не может присутствовать по уважительной причине, он имеет право подать письменные пояснения. Вторая неявка (независимо от причин) дает ВККС право рассматривать вопрос в отсутствие судьи. За сколько судья должен быть уведомлен о рассмотрении его вопроса — не установлено.
Правда, Закон позволяет судье «делегировать» на заседание ВККС своего представителя или прийти вместе с ним.
Дает Закон право и заявить отвод члену ВККС (взять самоотвод) в случаях, если «будут установлены обстоятельства, вызывающие сомнение в его непредвзятости». Любые.
Ход рассмотрения должен фиксироваться техническими средствами. Принимает ВККС решение большинством от состава (минимум 6 голосов), а подписывают его все, кто присутствовал на заседании, в котором оно принято. Причем теперь четко установлено, что должно быть в решении ВККС, а члены комиссии имеют право изложить отдельное мнение, которое подшивается к делу, хотя не оглашается. Закон не устанавливает, что ВККС принимает решения тайно.
Срок рассмотрения не может превышать 6 месяцев с момента открытия производства (внимание — не после поступления жалобы и начала проверки членом ВККС), а взыскание налагается в пределах года со дня совершения нарушения.
При этом отмечается, что если в результате производства ВККС увидит в действиях судьи признаки нарушения присяги, она может принять решение о направлении во ВСЮ рекомендации. А та — решить вопрос о внесении представления об увольнении судьи за нарушение присяги.
Обжаловать решение ВККС можно в течение месяца во ВСЮ или в Высший административный суд Украины. Причем такое право имеет только судья, в отношении которого принято решение. В таком случае наложение взыскания приостанавливается.
Вместе с тем значительные изменения коснулись и состава ВККС. В ее составе предусмотрена работа 11 членов, которые назначаются на три года, не могут занимать должность повторно. Обязательное требование, помимо юробразования, — стаж работы в отрасли права не менее 20 лет. На время полномочий члена ВККС за лицом сохраняется статус и место работы, но исполнять обязанности по прежнему месту работы он не может. Зарплата членов ВККС — из Госбюджета на уровне оклада по месту работы.
Итак, в число членов ВККС входит: 6 судей, назначенных Съездом судей Украины (где большинство имеют судьи специализированных судов), 2 лица, назначенных съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений (совет, созывающий съезд, возглавляет Сергей Кивалов), и по одному — министр юстиции, Уполномоченный Верховного Совета по вопросам правосудия и председатель Государственной судебной администрации. Появление последнего субъекта назначения пояснить хоть чем-нибудь сложно.
Отдельным островком в статье 99 Закона выглядит служба дисциплинарных инспекторов. Их призвание — обеспечивать работу ВККС, в штате 33 инспектора (по три на каждого члена ВККС). Кто может быть одним из них— неизвестно. Квалификационные требования в Законе отсутствуют, но назначаются они председателем ВККС по представлению члена комисии.
Как указывалось ранее, процедура дисциплинарного производства в отношении судей высших специализированных и Верховного судов предусмотрена Законом о ВСЮ.
Имеет она небольшие отличия. В частности, ВСЮ может, помимо объявления выговора судье, внести субъекту, его назначившему (парламенту), представление об увольнении за несоответствие занимаемой должности.
Есть и коллизии. Закон о судоустройстве устанавливает, что инициатором производства может стать любой, кому известно о нарушении. По статье 38 Закона о ВСЮ инициировать могут три субъекта: народные депутаты, омбудсмен и члены ВСЮ по результатам проверки заявлений. В силу принципов теории государства и права — прерогатива должна быть в пользу более нового закона и прав граждан. Хотя все покажет практика.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…