Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев кассационные жалобы Фонда государственного имущества Украины и Харьковской областной государственной администрации на постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 24 марта 2004 года № 19/181 по делу по иску Корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» к ОАО по газоснабжению и газификации «Донецкгоргаз», АО «Донецкая фондовая биржа», Фонда государственного имущества Украины, Харьковской областной государственной администрации, третье лицо — ООО «Финансовая компания «Миус», о взыскании суммы, установила следующее.
В апреле 2003 года Корпорация «Индустриальный Союз Донбасса» обратилась в суд с иском к ОАО по газоснабжению и газификации «Донецкгоргаз», АО «Донецкая фондовая биржа», Фонду государственного имущества Украины, Харьковской областной государственной администрации о взыскании безосновательно полученных средств по биржевому контракту № 23 от 13 августа 1997 года.
В обоснование своих требований истец отмечал, что во исполнение договора поручения купли-продажи ценных бумаг № 8к от 11 августа 1997 года, заключенного между Корпорацией «Индустриальный Союз Донбасса» и ООО «Финансовая компания «Миус», Компанией по биржевому контракту № 23 от 13 августа 1997 года от лица и за счет истца приобретены 6236 акций ОАО по газоснабжению и газификации «Донецкгоргаз». Согласно пункту 1.4 «Положения о порядке продажи на фондовой бирже пакетов акций, принадлежащих государству, и открытых акционерных обществ», уполномоченным от Фонда государственного имущества Украины продавцом пакетов акций ОАО, принадлежащих государству и подлежащих приватизации, выступает представительство Фонда государственного имущества на фондовых биржах. Продавцом акций по биржевому контракту № 23 от 13 августа 1997 года выступает Брокерская контора № 8 — Представительство Фонда государственного имущества Украины на Донецкой фондовой бирже. Согласно пункту 3.1 договора поручения купли-продажи ценных бумаг № 8к от 11 августа 1997 года, истец перечислил ООО «Финансовая компания «Миус» 384 924,80 грн. Вследствие признания недействительными изменений в Устав ОАО по газоснабжению и газификации «Донецкгоргаз», на основании решений Арбитражного суда Донецкой области от 7 июня 1999 года по делу № 29/1 За, общее количество ценных бумаг на личных счетах акционеров приведено в соответствие со свидетельством о регистрации выпуска акций № 409/1/00 от 7 августа 2000 года, акции, выпущенные в оборот с нарушением норм действующего законодательства Украины, изъяты из обращения, в том числе и с личных счетов собственников ценных бумаг.
Поскольку, вследствие этого, количество акций ОАО по газоснабжению и газификации «Донецкгоргаз», принадлежавших истцу, уменьшилось на 2466, истец просил на основании статей 4, 203, 239, 469 Гражданского кодекса УССР взыскать в его пользу с ОАО по газоснабжению и газификации «Донецкгоргаз» 14 512,90 грн, с ОАО «Донецкая фондовая биржа» — 5805,14 грн, с Фонда государственного имущества Украины — 23 052,40 грн, с Харьковской областной государственной администрации — 108 846,40 грн необоснованно полученных средств по биржевому контракту № 23 от 13 августа 1997 года и возместить убытки, связанные с выплатой вознаграждения поверенному за приобретение акций ОАО по газоснабжению и газификации «Донецкгоргаз» пропорционально количеству принадлежащих истцу акций.
Решением Хозяйственного суда Донецкой области от 22 июля 2003 года иск частично удовлетворен. Взыскано с Фонда государственного имущества Украины 5637 грн убытков, в другой части иска отказано.
Постановлением Донецкого апелляционного хозяйственного суда от 28 ноября 2003 года указанное решение частично отменено, иск удовлетворен. Взыскано с ОАО «Донецкгоргаз» в пользу Корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» 14 512,90 грн, с ОАО «Донецкая фондовая биржа» в пользу Корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» — 5805,14 грн, с Фонда государственного имущества Украины в пользу Корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» — 23 052,40 грн, с Харьковской областной государственной администрации в пользу Корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» — 108 846,40 грн.
Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 24 марта 2004 года № 19/181 указанное постановление апелляционного суда оставлено без изменений.
Фонд государственного имущества Украины и Харьковская областная государственная администрация обжаловали постановление Высшего хозяйственного суда Украины по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права.
Постановлением Верховного Суда Украины от 17 июня 2004 года возбуждено кассационное производство по пересмотру постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 24 марта 2004 года № 19/181.
Заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения представителей сторон, исследовав доводы кассационной жалобы и возражения и проверив материалы дела, Верховный Суд Украины считает, что жалобы подлежат удовлетворению на следующих основаниях.
В основу постановления Высшего хозяйственного суда Украины положен перечень установленных Донецким апелляционным судом фактов и на их основании сделан общий вывод об отклонении кассационных жалоб и оставлении без изменения постановления апелляционного суда от 28 ноября 2003 года.
В нарушение статьи 11111 ХПК Украины кассационный суд не привел мотивы, по которым не применены законы, на которые ссылались Фонд государственного имущества Украины и Харьковская областная государственная администрация, обжалуя постановление апелляционного суда, и обоснование правильности применения законов, которыми руководствовался суд, принимая решение.
Апелляционный суд, удовлетворяя иск, не привел мотивов такого решения и не указал правовых оснований удовлетворения иска. В постановлении указано, что истец требует взыскания на основании статей 4, 203, 239, 469 Гражданского кодекса УССР необоснованно полученных средств.
Правовой вывод об обоснованности требований и основания взыскания средств с ответчиков в постановлении апелляционного суда не приведены, что является объективным основанием для заключения о том, что принятое решение необоснованное и незаконное.
При таких обстоятельствах у Высшего хозяйственного суда Украины не было законных оснований для оставления постановления апелляционного суда без изменений.
Поэтому вынесенные по делу судебные решения подлежат отмене, дело — направлению на новое рассмотрение хозяйственного суда первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует выяснить правовую природу спорных отношений, действительные права и обязанности сторон и решить спор согласно требованиям закона.
Поскольку ответчиком по делу является Харьковская областная государственная администрация, то дело следует направить, согласно статье 16 ХПК Украины, в Хозяйственный суд г. Киева.
Руководствуясь статьями 11117, 11119 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Судебная палата постановила следующее.
Кассационные жалобы Фонда государственного имущества Украины и Харьковской областной государственной администрации удовлетворить.
Постановление Высшего хозяйственного суда от 24 марта 2004 года № 19/181, постановление Донецкого апелляционного хозяйственного суда от 28 ноября 2003 года и решение Хозяйственного суда Донецкой области от 22 июля 2003 года отменить, а дело направить в Хозяйственный суд г. Киева для рассмотрения в первой инстанции.
Постановление окончательное и обжалованию не подлежит.
(Постановление Верховного Суда Украины от 6 июля 2004 года. Председательствующий — Шицкий И.Б. Судьи — Барбара В.П, Гусак Н.Б., Карпечкин П.Ф., Лилак Д.Д., Новикова Т.А.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…