Широкий спектр проблем, с которыми сталкивается украинский бизнес, зачастую невозможно (да и нецелесообразно) решить силами лишь внутренних юристов. В силу экономических причин расходы на юридическое сопровождение урезаются, но рынок при этом остается достаточно активным. А определяющими критериями выбора юрсоветника, помимо цены, все чаще выступают качество сервиса, бизнес-ориентированность, репутация юриста и личный опыт сотрудничества. При этом, что интересно, оценки штатных и внешних юрсоветников в вопросах сотрудничества во многом совпадают.
Максим Бугай, юридический советник TNT Ukraine, отмечает, что сейчас большинство вопросов в компании стараются решать собственными силами, а привлечение внешних советников носит больше проектный характер. При этом выбору советника уделяется пристальное внимание, в расчет принимаются как объем и сложность работы, так и стоимость услуг. Чаще используется «кэп» и success fee.
«Болевые точки у бизнеса сегодня — это работа с рисками и с внешними долгами (дебиторская задолженность, кредитно-депозитные споры), налоговые споры, защита активов. Внешних юридических советников бизнес чаще привлекает, когда цена вопроса высока (например, под угрозой находятся ключевые активы) или ситуация выходит из-под контроля, к примеру, получено решение суда или имущество уже выведено из ипотеки и переоформлено на других лиц», — констатирует Алексей Харитонов, партнер судебной практики юридической фирмы ILF.
«В этом году мы стали чаще обращаться к консультантам. В основном по мере необходимости и для защиты интересов бизнеса в сложных кейсах, которые требуют конкретной специализации. В настоящее время это вопросы конкурентного права, оспаривание решений таможенных органов, отдельные вопросы в сфере недвижимости», — рассказал Андрей Осипов, начальник юридического департамента ООО «Лайфселл».
Инна Крушинская, руководитель юрдепартамента Fozzy Group, отмечает, что ее компания, как и прежде, предпочитает осуществлять правовую поддержку и защиту своих интересов собственными силами, поскольку имеет достаточно компетентных специалистов соответствующих профилей. «Но все же есть моменты, когда целесообразно привлечение сторонних организаций для получения дополнительного правового анализа возникших вопросов, в частности, в сфере международного права и применения норм законодательства других государств или иного (нового) видения стратегии ведения дела», — добавляет г-жа Крушинская.
Что же касается критериев выбора юрсоветника, то, по мнению руководителя юрдепартамента Fozzy Group, в первую очередь к ним относятся хорошая репутация на рынке юридических услуг, преданность и четкое понимание потребностей конкретного клиента, а также наличие нерушимой гарантии конфиденциальности взаимоотношений с клиентом независимо от результата предоставленных услуг и формата окончания сотрудничества.
Андрей Осипов в свою очередь отмечает, что по сравнению с прошлым годом подходы к сотрудничеству кардинально не изменились: «Бизнесу нужен качественный продукт за лучшую цену». А при равной ценовой политике приоритет, по словам г-на Осипова, отдается качеству сервиса и успешной практике консультантов, в определенной степени их бизнес-ориентированности — готовности встречаться с клиентом, слышать его потребности и предлагать практические решения. Окончательная же стоимость юридических услуг определяется по результатам внутреннего тендера, в котором комплексно оцениваются предложения всех участников. «В свою очередь таких участников, как правило, выбирает заказчик — юридический департамент, исходя из наличия необходимой профессиональной экспертизы, опытных специалистов юридической фирмы, а также представленности такой фирмы на рынке (реклама, аналитика законодательства, семинары и т.п.)», — прокомментировал Андрей Осипов.
Как видим, критерии выбора юрсоветника становятся все более прагматичными. И хотя они хорошо известны, универсальной формулы не существует — приоритетность того или иного фактора строго индивидуальна. Вопреки распространенному мнению цена юридической услуги не является единственным критерием выбора юридического советника. Безусловно, ценовой фактор присутствует в каждой закупке юруслуг, но скорее можно говорить об адекватном соотношении качества предоставляемых услуг и их стоимости. По-прежнему высоко ценится лояльность и гибкость юрфирм по отношению к клиенту независимо от уровня проекта и его значимости. Обязательным фактором при принятии решения о сотрудничестве является личная вовлеченность руководства и партнера юрфирмы.
Это в очередной раз подтверждает общеизвестный тезис: украинский рынок юридических услуг уже много лет является «рынком клиента», ведь в условиях достаточно жесткой конкуренции именно клиент определяет, с кем из юрфирм и на каких условиях он будет сотрудничать. Юрфирмы со своей стороны стараются максимально учитывать предпочтения клиентов и соответствовать им, поскольку потеря клиента в условиях нынешнего рынка — непозволительная роскошь.
Отдельно следует обратить внимание на ошибки, которые приводят к прекращению сотрудничества. Они зачастую также универсальны. И чаще всего это неоправданные ожидания от сотрудничества — несоответствие качества полученных услуг тем критериям и требованиям, которые были обозначены «на старте», либо невозможность юридической фирмы в принципе выполнить поставленную задачу после принятия ее в работу (причем независимо от причин), либо прекращение лояльности юридической фирмы по отношению к клиенту. Значение имеют и впечатления от сотрудничества в целом: насколько юрфирма оперативно реагирует на запросы в процессе сотрудничества, насколько внешний юрист слышит и реагирует на замечания и пожелания клиента относительно предоставленного результата. Все это в комплексе непосредственно влияет на решение клиента, зачастую в лице руководства его юрслужбы, о продолжении сотрудничества или выборе альтернативной юрфирмы — предложений на рынке более чем достаточно.
Устойчивый результат
Алексей ХАРИТОНОВ,
партнер судебной практики ЮФ ILF
Подходы к сотрудничеству с юридическими фирмами изменились, как и внешняя среда, в которой сегодня работает бизнес. Клиенты стараются больше вопросов решать самостоятельно, обращаясь к юридической фирме для хеджирования рисков в сложных, резонансных и принципиальных проектах. При этом потребность состоит в разработке стратегии защиты: клиент хочет понимать альтернативы разрешения своей ситуации, сравнить их по понятным для него критериям, оценить, насколько устойчивый, долгосрочный результат он получит в итоге, и вместе с советником принять участие в разработке этого решения.
При выборе юридического советника клиенты, как правило, обращают внимание на устойчивость фирмы, диверсифицированный портфель продуктов и клиентов, публичность ключевых экспертов, а также ведущие позиции в рейтинге юридических фирм. Рекомендации от коллег и клиентов — один из обязательных этапов в крупных проектах.
Отдельно стоит отметить стремление к гибким условиям оплаты услуг юридической фирмы, например по факту выполненных работ (возврат денег, сохранение активов), что, безусловно, невыгодно для юридической фирмы и становится предметом длительных переговоров.
Гарантии защиты
Максим ЛАВРИНОВИЧ,
управляющий партнер ЮФ «Лавринович и Партнеры»
Среди основных правовых вызовов, которые стоят перед украинскими бизнесменами сегодня, в первую очередь я бы отметил высокий риск давления со стороны контролирующих органов в вопросах налоговых обязательств, в частности возврата НДС. Для украинского финансового сектора в целом характерна более высокая степень зарегулированности — необходимо отслеживать значительное количество нормативов, и, соответственно, тут работают очень жесткие политики риск-менеджмента. В связи с этим компании часто пытаются подкрепить свои собственные решения по тем или иным спорным вопросам, привлекая внешних экспертов. Так, в большинстве крупных банков работа с проблемной задолженностью ведется при участии внешних юридических советников.
Далее в этом контексте я бы выделил задачи, которые касаются вопросов сохранения бизнеса, ведь реалии таковы, что на Украине сейчас ни одна сфера бизнеса не защищена от рейдерской атаки чиновников или частных рейдеров — не защищены должным образом как имущественные, так и корпоративные права. Именно поэтому украинские бизнесмены ищут определенные гарантии их защиты, и с этой целью, например, создаются холдинговые компании, где часто используется юрисдикция Австрии, Нидерландов, Кипра. В первую очередь это дает уверенность, особенно если речь идет об Австрии, в том, что ваши имущественные права надежно защищены законом и международным правом. Как правило, для решения таких задач также привлекаются внешние юридические советники, которые имеют уникальную экспертизу в той или иной сфере, необходимый объем знаний, отработанные механизмы защиты и успешный опыт реализации подобных проектов.
И в продолжение сказанного среди задач, которые формируют повестку дня наших предпринимателей сегодня, я бы выделил процессы деофшоризации — еще в 2015 году украинские бизнесмены подхватили мировой деофшоризационный тренд и начали структурировать свои компании, в частности их принадлежность к Украине, уходя из оффшорных юрисдикций и избегая их. Понятно, что штатные юристы не всегда имеют опыт в подобных правовых процессах, не знакомы со спецификой законодательной базы той или иной страны ЕС и т.д. Это одна из причин, почему у ЮФ «Лавринович и Партнеры» есть свое представительство в Вене, основными услугами которого являются в том числе создание компаний для ведения бизнеса как на территории ЕС, так и на Украине (через зарубежный холдинг), сопровождение инвестиций в Австрии до момента закрытия сделки.
Регуляторные стимулы и барьеры
Дмитрий ФЕДОРУК,
партнер Redcliffe Partners
Работа юридических фирм сейчас тесно связана с клиентами тех секторов экономики Украины, которые остаются активными и показывают динамику роста. Клиентские запросы, получаемые юридическими фирмами, позволяют безошибочно сформировать перечень наиболее динамичных сегодня на Украине индустрий. Это электронная коммерция, агробизнес, энергетика, инфраструктура и фармацевтика. Мы суммировали основные регуляторные стимулы и барьеры, с которыми имеют дело внутренние юристы этих отраслей. Запросы клиентов в той или иной мере связаны либо с эффективным использованием стимулов, либо с преодолением барьеров.
Отрасль | Со знаком «+» | Со знаком «-» |
---|---|---|
Электронная коммерция | Закон «Об электронной коммерции» позволил заключать договоры электронными средствами и облегчил ведение бизнеса с зарубежными клиентами для украинских ритейлеров. | Закон «Об электронной коммерции» не распространяется на предоставление банковских услуг, использование электронных денег, денежные переводы. Так, например, заключить договор страхования посредством электронной подписи, согласно страховому законодательству, по-прежнему невозможно. |
Агросфера | Налоговый стимул, предусматривающий замену налога на прибыль, а также нескольких других налогов и сборов на единый налог по сниженной ставке. Компании, работающие по этой системе, дополнительно могут воспользоваться упрощенной процедурой формирования и подачи финансовой отчетности. | Неэффективная организация земельного фонда и продление моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. |
Инфраструктура | Некоторые стимулы изложены в разделе V закона о ГЧП, например, положения о том, что иностранные инвесторы пользуются полными правами и обязанностями национальных субъектов хозяйственной деятельности (национальный режим). | Проявление коррупции в разрешительной системе, земельное законодательство и связанные с ним разрешения. Проблема неэффективной коммуникации регулятора с инвестором в ходе реализации проекта. |
Энергетика | Новый Закон «О рынке природного газа». Принятые Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг кодексы добычи, транспортировки и хранения газа, дополняющие и детализирующие положения профильного закона. | Непостоянность ключевых параметров регулирования, в частности, рентной платы за использование недр на Украине. Высокий риск коррупционных нарушений, так как энергетическая отрасль в значительной мере зависит от получения разрешений и согласований органов государственной власти. |
Фармацевтика | Нормы Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, которые призваны гарантировать соблюдение Украиной международных правил защиты интеллектуальной собственности, в частности Соглашения ТРИПС. Реформа механизма государственных закупок и ратификация Украиной Соглашения ВТО о государственных закупках. | Непрозрачные в применении правила ценообразования, последствием которых является неоправданно высокая цена на импортные медикаменты. |
Ставка за репутацию
Александр ОНУФРИЕНКО,
директор юрдепартамента «КИНТО»
Внешние юридические советники привлекаются в тех случаях, когда менеджмент видит (или ему кажется), что внутренние юристы не могут (в силу отсутствия компетенции, в силу чрезмерной загрузки иными делами и т.д.) посвятить достаточно времени решению назревшего вопроса. Как правило, это либо отдельный судебный процесс, либо отдельная сделка. Основной тренд нынешнего периода — понижение заказчиком цены услуг внешнего юридического консультанта «ниже низшего предела»). Зачастую в ущерб качеству. Могу ошибаться, но «почасовка» как форма оплаты услуг внешних юрконсультантов если не умерла, то на насколько лет впала в летаргию. В этих условиях как никогда важна репутация внешнего консультанта. Я имею в виду не репутацию вообще, а то, как заказчик оценивает конкретного консультанта. Как показывает моя практика, иногда «прогибание» консультанта в ценовом вопросе под прессингом заказчика приводит к парадоксальному результату. «Минимум минимума» не может, конечно, обеспечить качественную юридическую услугу, клиент в итоге становится недовольным результатом (забыв о том, что именно он заставил согласиться на явно невыполнимые условия) и прекращает отношения с консультантом.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…