Характерной особенностью третейского рассмотрения споров принято считать его оперативность, дешевизну и «удобность» для сторон. Однако принцип добровольности передачи дела на рассмотрение в третейский суд и обязательство исполнить его решение не всегда строго соблюдается. События последних лет показали практическую необходимость урегулирования возможности обжалования решений третейских судов и принудительного исполнения их решений. Последние изменения в профильный Закон Украины «О третейских судах» положительно повлияли на ситуацию, но логического продолжения в виде усовершенствования процессуального законодательства не последовало. И ныне сохраняется пробел в части регулирования обжалования решений третейского суда и выдачи исполнительных документов по решениям третейских судов — от чего в конечном итоге зависит целесообразность и эффективность обращения в третейский суд. Народный депутат Украины Дмитрий Притыка предлагает урегулировать эти вопросы в Гражданском процессуальном кодексе Украины, дополнив его соответствующей главой.
В частности, в законопроекте № 4806 предлагается решить вопрос подсудности обжалования решений третейских судов, определить форму и содержание жалобы на решение третейского суда, порядок принятия такой жалобы к рассмотрению, процедуру ее рассмотрения, предусмотреть основания для отмены решения третейского суда, а также определить форму и содержание заявления о выдаче исполнительного листа для исполнения решения третейского суда, порядок его рассмотрения, основания для отказа в удовлетворении и некоторые другие процессуальные аспекты исполнения решений третейских судов.
Итак, Дмитрий Притыка предлагает установить, что решение третейского суда может быть обжаловано полностью или частично в местном суде по месту рассмотрения дела третейским судом в трехмесячный срок со дня вынесения решения. А если суд вынес решение о правах и обязанностях лиц, не принимавших участие в деле, то срок обжалования составляет три месяца со дня, когда данные лица узнали или должны были узнать о вынесении такого решения. Срок на обжалование может быть продлен, но основания такого продления автором законопроекта не прописаны.
Одновременно с жалобой следует предоставить пакет документов, в который, в частности, включены оригиналы (соответствующим образом удостоверенные копии) решения третейского суда и третейского соглашения. Разумеется, лицам, не принимавшим участие в рассмотрении дела третейским судом, предоставить эти документы будет достаточно сложно.
Согласно статье 4016 законопроекта № 4806, дело об обжаловании решения третейского суда рассматривается судьей единолично в течение одного месяца со дня поступления жалобы в суд по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции.
Неявка лиц, должным образом поставленных в известность о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению дела. Суд не ограничен доводами жалобы на решение третейского суда, если во время рассмотрения дела будут установлены обязательные основания для отмены решения третейского суда, определенные законом. По результатам рассмотрения жалобы на решение третейского суда суд имеет право постановить определение об отказе в удовлетворении жалобы или же полностью или частично отменить решение третейского суда.
Срок обращения с заявлением о выдаче исполнительного листа, аналогично Закону Украины «О третейских судах», составляет три года. Обращаться следует также в местный суд по месту вынесения решения третейским судом. По сравнению с Законом Украины «О третейских судах» срок рассмотрения данного вопроса в суде рекомендуется увеличить до одного месяца.
В законопроекте предлагается следующая норма: если в суд поступило заявление о выдаче исполнительного листа по решению третейского суда, а в его производстве или в производстве другого суда есть заявление об обжаловании и отмене этого решения третейского суда, суд останавливает производство по заявлению о выдаче исполнительного листа до момента вступления в законную силу решения компетентного суда, которым было отказано в удовлетворении заявления об отмене обжалованного решения третейского суда. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа полностью дублируют соответствующие нормы Закона Украины «О третейских судах».
Таким образом, основным достоянием законопроекта г-на Притыки, помимо, безусловно, необходимых процессуальных требований к форме и содержанию жалоб, заявлений и определений суда, является безальтернативное определение «компетентного суда», куда следует обжаловать решения третейского суда и обращаться за выдачей исполнительного документа — местный суд по месту вынесения решения третейским судом.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…