Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Юридическая практика №15 » Поставить на учет

Поставить на учет

Рубрика Тема номера
Взвешенно составленная учетная политика поможет украинским компаниям защититься от разночтения при переходе на международные стандарты финансовой отчетности и связанных с этим налоговых рисков

Оксана ОЛЕХОВА, Дарья ЛОМАНЦОВА • Специально для «Юридической практики»

Согласно изменениям, внесенным в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», вступившим в силу с 1 января 2018 года, существенно расширен список компаний, которые обязаны перейти к применению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Это правило коснулось предприятий добывающей отрасли и компаний, считающихся крупными в соответствии со статьей 2 упомянутого Закона. Для большинства таких компаний І квартал 2019 года станет первым отчетным периодом, в котором они должны будут подать промежуточную финансовую отчетность, составленную согласно МСФО. Первая МСФО-отчетность также будет основанием для составления декларации по налогу на прибыль.

Декларирование налога на прибыль

При переходе на МСФО у компаний может возникнуть необходимость провести в учете ряд бухгалтерских корректировок в связи с нераспределенной прибылью. Такие корректировки не должны повлиять на финансовый результат до налогообложения и, соответственно, на объект обложения налогом на прибыль текущего периода. Однако у компаний возникает ряд налоговых вопросов при проведении таких корректировок в учете, включая следующие: необходимо ли применять разницы согласно разделу ІІІ Налогового кодекса (НК) Украины в отношении МСФО-корректировок и возникает ли необходимость в подаче уточняющих деклараций по налогу на прибыль за предыдущие отчетные периоды?

При переходе на МСФО у компаний может возникнуть необходимость осуществить два типа корректировок:

— исправления, обусловленные переходом на международные стандарты и изменением учетных политики подходов в соответствии с МСФО 1 «Первое применение МСФО»;

— исправление учетных ошибок, допущенных в предыдущих отчетных периодах, что требует подачи уточненных деклараций по налогу на прибыль: такой подход подтверждается и в разъяснениях налоговых органов: например, в индивидуальной налоговой консультации (ИНК) от 24 мая 2018 года № 2322/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

НК Украины не предусматривает налоговых разниц по налогу на прибыль в отношении бухгалтерских корректировок при переходе на МСФО, что подтверждается в ИНК № 132/6/99-99-15-02-02-15/ІПК от 15 января 2019 года и № 210/6/99-99-15-02-02-15/ІПК от 18 января 2019 года.

Зоны налоговых рисков

Статья 20 НК Украины дает полное право налоговым органам проверять правильность определения финансового результата до налогообложения согласно бухгалтерскому учету, который является основой для определения объекта обложения налогом на прибыль предприятий.

Последние тенденции «налоговой» судебной практики показывают, что при проведении проверок налоговые органы все чаще пытаются оспорить полноту определения финансового результата до налогообложения предприятиями согласно стандартам бухгалтерского учета. Не исключено, что первая МСФО-отчетность станет предметом внимательного изучения фискальными органами.

Предметом повышенного внимания налоговых органов могут оказаться и следующие операции:

— списание необоротных активов, которые не соответствуют критериям признания активом согласно МСФО, например, когда нематериальные активы, признанные во время ведения учета по национальным стандартам, должны быть списаны при переходе на МСФО. Такие корректировки могут привести к риску начисления налога на добавочную стоимость (НДС) на суммы списания, или компания может столкнуться с риском оспаривания амортизации такого необоротного актива в предыдущих отчетных периодах;

— уценка запасов — в отдельных случаях налоговые органы настаивают на начислении «компенсирующих» НДС обязательств согласно пункта 198.5 статьи 198 НК Украины на дату уценки запасов или на дату создания резерва обесценения запасов (например, постановление Шестого апелляционного административного суда от 23 января 2019 года по делу № 826/5455/18 и письмо Государственной фискальной службы Украины от 16 апреля 2018 года № 1600/6/99-99-15-03-02-15/ІПК);

— дисконтирование финансовых инструментов. При переходе на МСФО компании должны продисконтировать некоторые финансовые инструменты согласно требованиям МСФО. Как показывает сложившаяся с конца 2017 года практика, налоговые органы уделяют особое внимание дисконтированию финансовых обязательств с целью доначисления доходов (например, постановление Шестого апелляционного административного суда от 12 февраля 2019 года по делу № 826/17919/17, решение Окружного административного суда г. Киева от 23 августа 2018 года по делу № 826/9136/17). В этих случаях налоговые органы применили стандарты МСФО к предприятиям, которые вели учет по национальным стандартам. Таким образом, отсутствие дисконтирования финансового инструмента в отчетности компании по национальным стандартам и наличие дисконтирования этого же финансового инструмента в МСФО-отчетности может привести к рискам доначисления доходов или оспаривания расходов для компаний.

У компаний могут возникнуть и другие существенные корректировки при переходе на МСФО, характерные для их бизнес-процессов. Поэтому важно провести анализ таких корректировок до подачи финансовой отчетности в контролирующие органы.

Отметим, что украинские суды еще не выработали единого подхода к решению споров, касающихся МСФО. Например, в решении от 22 мая 2018 года по делу № 820/226/18 Харьковский апелляционный административный суд признал, что задолженность сотрудников по полученной от компании возвратной финансовой помощи не является финансовым активом, в то время как такая дебиторская задолженность соответствует определению финансовых активов согласно МСФО 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

По вопросам правильности применения бухгалтерских стандартов и толкования МСФО налоговые органы в отдельных своих консультациях рекомендуют обратиться к Министерству финансов Украины. В свою очередь Министерство финансов Украины сообщило что толкование МСФО не относится к его компетенции (письма № 35210-06-5/24914 от 24 сентября 2018 года и № 31-08410-07-29/29667 от 12 декабря 2012 года). При этом практика показывает, что налоговые органы иногда берут на себя функцию разъяснения МСФО.

Таким образом, при переходе на МСФО украинские компании оказываются в ситуации, когда нет возможности получить от Министерства финансов Украины пояснений по вопросам правильности применения МСФО. В то же время есть вероятность, что налоговые органы будут толковать определенные нормы МСФО с «фискальной» точки зрения.

Пути снижения налоговых рисков

Защититься от разночтения в толковании МСФО и связанных с ними налоговых рисков компания может благодаря взвешенно составленной учетной политике. Учетная политика — это документ, в котором описаны конкретные принципы, основы, правила и практики, применяемые компанией при составлении финансовой отчетности по МСФО. Более того, существует обширная судебная практика, в рамках которой суды принимали во внимание учетную политику налогоплательщика при принятии решения по делу. Еще одним аргументом в пользу корректности МСФО-отчетности может служить аудиторское заключение.

ОЛЕХОВА Оксана — партнер «KPMG в Украине», г. Киев,

ЛОМАНЦОВА Дарья — менеджер «KPMG в Украине», г. Киев

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: