На рассмотрении Верховного Совета Украины находится законопроект «О государственной регистрации актов гражданского состояния» (рег. № 2673, далее — Законопроект). Как указывается в Пояснительной записке, целью разработки этого Законопроекта является консолидация норм права в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. В частности, предполагается урегулировать отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации актов гражданского состояния, а именно: определить систему органов государственной регистрации актов гражданского состояния, урегулировать правовые и организационные основы их деятельности, а также определить порядок государственной регистрации актов гражданского состояния.
Потребность в разработке законопроекта возникла в связи с тем, что на данное время порядок государственной регистрации актов гражданского состояния регулируется устаревшими нормативно-правовыми актами, а именно: положениями Раздела V «Акты гражданского состояния» Кодекса о браке и семье УССР (КоБС) от 20 июня 1969 года (последние изменения вносились в 2000 году), который сохраняет свое действие в части, не противоречащей Семейному кодексу Украины, до принятия специального закона. Принципы деятельности органов регистрации актов гражданского состояния на данное время определены Законом Украины «Об органах регистрации актов гражданского состояния», принятым в 1993 году (последние изменения были внесены в 2002 году), который также не в полной мере отвечает требованиям современности.
Иными словами, существует необходимость приведения правового регулирования регистрации актов гражданского состояния в соответствие с положениями Гражданского и Семейного кодексов Украины. Кроме того, в Законопроекте содержатся нормы, направленные на решение еще одной актуальной проблемы — невозможности заключения повторного брака лицами, которые отбывают наказание в учреждениях исполнения наказаний, и с которыми расстались жена (муж) в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 107 Семейного кодекса Украины. Соответствующие изменения предлагается внести в Гражданский, Семейный и Гражданский процессуальный кодексы Украины, а также в Закон Украины «О нотариате».
Кто, что и как регистрирует
Законопроект оставляет без изменений существующую ныне систему органов государственной регистрации актов гражданского состояния граждан: отделы государственной регистрации актов гражданского состояния Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе, районных, районных в городах, городских (городов областного значения), горрайонных управлениях юстиции и исполнительные органы сельских, поселковых и городских (кроме городов областного значения) советов. А Государственную регистрацию актов гражданского состояния граждан Украины, которые проживают за границей, проводят дипломатические представительства и консульские учреждения Украины.
Неизменным по сути (но в более совершенной формулировке) в Законопроекте приведено определение актов гражданского состояния («Актами гражданского состояния являются события и действия, которые неразрывно связаны с физическим лицом и начинают, изменяют, дополняют или прекращают его возможность быть субъектом гражданских прав и обязанностей») и основ их госрегистрации («Государственная регистрация актов гражданского состояния в установленных законом случаях является обязательной. Сведения о рождении физического лица и его происхождении, усыновлении, лишении и возобновлении родительских прав, браке, расторжении брака, перемене имени и смерти подлежат обязательному внесению в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан»). Далее в Законопроекте предлагается установить, что государственная регистрация актов гражданского состояния проводится с целью обеспечения реализации прав физического лица и официального признания и подтверждения государством фактов рождения физического лица и его происхождения, брака, расторжения брака, смены имени и смерти; она проводится путем совершения актовых записей гражданского состояния. Соответственно, актовая запись гражданского состояния определяется как документ органа государственной регистрации актов гражданского состояния, который содержит персональные сведения о лице и подтверждает факт проведения государственной регистрации акта гражданского состояния.
Также концептуально неизменно, но значительно более детально в законопроекте прописаны нормы, регулирующие порядок проведения государственной регистрации актов гражданского состояния (как общие начала, так и особенности госрегистрации отдельных актов), внесение в актовые записи гражданского состояния изменений и дополнений, а также их возобновление и аннулирование.
Все акты — в единый реестр!
Кроме уже привычной регистрации в актовых книгах Законопроектом урегулирована и электронная форма Государственного реестра актов гражданского состояния граждан (напомним, что ее создание предусмотрено постановлением КМУ от 22 августа 2007 года, и создать ее следовало до мая с.г.).
Итак, согласно Законопроекту: «Государственный реестр актов гражданского состояния граждан — это государственная электронная информационная система, которая содержит сведения об актах гражданского состояния, изменениях и дополнениях, которые вносятся в актовые записи гражданского состояния, их возобновлении и аннулировании, а также сведения о выдаче свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и о выдаче выдержек из него».
Государственный реестр актов гражданского состояния граждан должен вестись отделами государственной регистрации актов гражданского состояния, а Держателем Госреестра актов гражданского состояния является специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (ныне это структурное подразделение Минюста). Законопроект определяет, что Администратором Госреестра актов гражданского состояния является юридическое лицо, которое принадлежит к сфере управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Администратор осуществляет мероприятия по созданию и сопровождению программного обеспечения Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, сохранению и защите базы данных, отвечает за его функционирование, предоставляет отделам государственной регистрации актов гражданского состояния доступ к нему.
Предлагается следующий порядок внесения сведений в Государственный реестр актов гражданского состояния: «Государственная регистрация рождения физического лица и его происхождения, брака, расторжения брака, смены имени и смерти проводится отделами государственной регистрации актов гражданского состояния путем составления актовой записи гражданского состояния в электронном виде в Государственном реестре актов гражданского состояния граждан и на бумажных носителях. Сведения, отмеченные в актовых записях гражданского состояния, которые составляются другими органами регистрации на бумажных носителях, вносятся в Государственный реестр актов гражданского состояния на протяжении пяти (для актов, составленных дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Украины, — десяти) рабочих дней с момента поступления таких актовых записей в соответствующий отдел государственной регистрации актов гражданского состояния. А сведения об усыновлении, отмене усыновления, признании усыновления недействительным, лишении и возобновлении родительских прав вносятся в Государственный реестр актов гражданского состояния на основании соответствующего решения суда на протяжении пяти рабочих дней с момента поступления его копии в отдел государственной регистрации актов гражданского состояния или в день предъявления заинтересованным лицом (лицом, отмеченным в решении суда, или уполномоченным им лицом) копии такого решения.
В заключение отметим, что принятие этого Законопроекта, несомненно, позволит усовершенствовать законодательство в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и охватить все ключевые вопросы в этой сфере в одном законодательном акте. А скорейшей реализации его норм (в случае принятия) должно поспособствовать то, что большинство подзаконных нормативных актов в данной сфере приняты не столько на основе действующего законодательства (хотя ни в коей мере не противоречат ему), а «с прицелом» на грядущие изменения законодательного регулирования.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…