Посчитали — прослезились... — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №24 (390) » Посчитали — прослезились…

Посчитали — прослезились…

Вопрос полноценной деятельности акционерных обществ в современных экономических условиях играет не последнюю роль в формировании стабильной экономической основы развития страны. Поэтому и всестороннее правовое обеспечение такой деятельности (не в виде многочисленных и несогласованных между собой нормативно-правовых актов, лишь усложняющих деятельность акционерных обществ, а именно в существовании качественного специального закона об акционерных обществах) априори является необходимой предпосылкой и гарантией действительно полноценной деятельности акционерных обществ.

Сегодня же из-за отсутствия специального закона об акционерных обществах правовое обеспечение их деятельности возложено на Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины (ГК и ХК), а также Закон Украины «О хозяйственных обществах». Несмотря на это, вопросов возникает больше, чем ответов. Один из них следует из нормы, закреп­ленной в статье 155 ГК, пунктом 3 которой определено, что в случае, когда по истечении второго и каждого следующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества (речь идет об активах общества минус его обязательства) окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала, зарегистрировать соответствующие изменения в устав в установленном порядке. Кроме этого, если стоимость чистых активов общества становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом, общество подлежит ликвидации. ХК и Закон Украины «О хозяй­ственных обществах», также «причастные» к правовому урегулированию деятельности акционерных обществ, оставили без внимания этот вопрос.

На первый взгляд, уменьшение уставного капитала акционерного общества при условии, предусмотренном в пункте 3 статьи 155 ГК, выглядит целесообразным и понятным. Однако это лишь на первый взгляд, особенно когда речь не идет о возможности выполнения этого условия.

Прежде всего следует учитывать, что порядок уменьшения уставного капитала акционерного общества, согласно пункту 1 статьи 157 ГК, определяется следующим образом: акционерное общество имеет право по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций или покупки обществом части выпущенных акций с целью уменьшения их общего количества, поскольку статьей 159 ГК определено, что именно к исключительной компетенции общего собрания принадлежит внесение изменений в устав общества (в том числе изменение размера его уставного капитала).

Согласно пункту 4 статьи 159 ГК, решение относительно внесения изменений в устав общества (соответственно и решение относительно уменьшения уставного капитала) принимается на общем собрании большинством, не менее 3/4 голосов. Здесь возникает правовая коллизия: с одной стороны, ГК содержит норму императивного характера, которая обязывает акционерное общество (в любом случае) уменьшить уставный капитал, если по истечении второго и каждого следующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше уставного капитала, с другой — право внесения изменений в устав, в том числе его уставного капитала, принадлежит большинству (3/4) акционеров общества. В связи с этим напрашивается вывод о необходимости внесения соответствующих изменений в ГК. Парадокс этой ситуации заключается также в том, что ГК, предоставляя права акционерам, одновременно лишает их некоторых из этих прав.

Говоря о выполнении требования пункта 3 статьи 155 ГК, нужно подчеркнуть, что в пункте 4 статьи 159 этого Кодекса нет нормы, возлагающей на общее собрание обязанность безусловного принятия ими решения о внесении изменений в устав общества в части уменьшения его уставного капитала, при условии возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 155 ГК.

Таким образом, может возникнуть в определенной мере патовая для общества ситуация, когда общее собрание акционеров не примет решения, предусмотренного нормой пункта 3 статьи 155 ГК, нарушив при этом данную норму, однако не нарушив норму пункта 4 статьи 159 ГК.

Нужно также учитывать, что важным моментом в связи с принятием решения об уменьшении уставного капитала общества является необходимость согласования этого вопроса с кредиторами. Так, в статье 157 ГК определено, что уменьшение уставного капитала акционерного общества допускается после сообщения об этом всем его кредиторам в порядке, установленном Законом. При этом статьей 16 Закона Украины «О хозяйственных обществах» установлено, что уменьшение уставного капитала при наличии возражений кредиторов общества недопустимо (что также требует внесения соответствующих изменений в действующее законодательство).

Чтобы хоть как-то изменить существующую ситуацию, вероятно, нужно внести изменения и дополнения в статью 159 ГК, а именно в подпункт 1 пункта 2 статьи 159 ГК, изложив его в такой редакции: «1) внесение изменений в устав общества, в том числе изменение размера его уставного капитала. Принятие обязательного решения об уменьшении уставного капитала общества в случае, когда по истечении второго и каждого следующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала».

Кроме того, подпункт 1 пункта 4 данной статьи нужно изложить, например, в такой редакции: «1) внесение изменений в устав общества, за исключением решения относительно обязательного уменьшения размера уставного капитала в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 155 этого Кодекса». Но все-таки даже после соответствующего редактирования ГК и других нормативно-правовых актов останется открытым вопрос реализации и защиты прав акционеров.

Как известно, при уменьшении уставного капитала вносятся соответствующие изменения в устав акционерного общества, принятие которых принадлежит к компетенции общего собрания. Учитывая, что решение общего собрания акционеров по вопросам изменения устава общества принимаются большинством в 3/4 голосов акционеров, участвующих в таком собрании, существует вполне реальная возможность непринятия решения о внесении изменений в устав общества в части уменьшения его уставного капитала.

В связи с этим нужно принять во внимание, что необходимость уменьшения размера уставного капитала, предусмотренная пунктом 3 статьи 155 ГК, может привести к возникновению ущерба у держателей акций. Поэтому, в соответствии со статьей 39 Закона Украины «О хозяйственных обществах», акционерное общество должно возместить акционерам убытки, связанные с изменением уставного капитала. Кроме того, абзацем третьим пункта 2 статьи 152 ГК установлено, что гарантии защиты имущественных прав акционеров устанавливаются Законом. Следовательно, в случае возможного возникновения убытков у акционеров в связи с уменьшением уставного капитала необходимо на законодательном уровне установить режим возмещения акционерам последствий такого уменьшения, если имели место соответствующие убытки.

Хотя, согласно пункту 2 статьи 152 ГК, акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, вероятность того, что стоимость чистых активов может оказаться меньше уставного капитала общества (в результате чего возникнет необходимость уменьшения уставного капитала и, как следствие, возможный ущерб у держателей акций), не всегда зависит от действий конкретных акционеров, несмотря на возможность их прямого влияния на деятельность общества путем участия в общем собрании и т.п. Это также предопределяет целесообразность внесения изменений в ГК относительно установления ответственности для руководящих органов или должностных лиц общества в случае возникновения их вины за допущение ситуации, когда возникла необходимость обязательного уменьшения размера уставного капитала, приведшего к возникновению ущерба у акционеров.

Другой возникающий в этой связи вопрос — это ответственность общества за несоблюдение требования пункта 3 статьи 155 ГК.

Можно представить ситуацию, когда стоимость чистых активов общества оказалась меньше уставного капитала, а общество не приняло решения об уменьшении уставного капитала. В связи с этим возникает вопрос: как это повлияет на общество, точнее, какую именно меру ответственности и какой государственный контролирующий орган возложит на общество.

Как известно, если в законе есть нормы, которых необходимо придерживаться, то обязательно должны быть нормы, предусматривающие ответственность за их несоблюдение. В данном случае нормы, предусматривающие ответственность за несоблюдение требований пункта 3 статьи 155 ГК, отсутствуют (и в ГК, и в Законе Украины «О хозяйственных обществах»). В связи с этим соблюдение акционерным обществом вышеупомянутой нормы пункта 3 статьи 155 ГК выглядит как минимум необязательным (для общества — точно). Почему так? Ответ очень простой. Поскольку последствия требования, предусмотренного пунктом 3 статьи 155 ГК, могут усложнить или же замедлить полноценную деятельность общества, то, скорее всего, акционерное общество не будет придерживаться такого требования: во-первых, законом не определены последствия нарушения этого требования, во-вторых, нет государственного органа, который бы в соответствующем случае мог применить к обществу-нарушителю санкции.

В данной ситуации, в связи с отсутствием государственного органа, в полномочия которого входили бы функции выявления нарушений нормы пункта 3 статьи 155 ГК, и применения к обществу каких-либо санкций за это, акционерное общество, несмот­ря на наличие соответствующей нормы закона, получает карт-бланш (на протяжении длительного или короткого периода времени) не усложнять свою деятельность выполнением требования указанной нормы. Это вытекает из следующего.

Согласно статье 17 Закона Украины «О хозяйственных обществах», проверки финансовой деятельности общества осуществ­ляются государственными налоговыми инспекциями, другими государственными органами в пределах их компетенции, ревизионными органами общества и аудиторскими организациями. Законодательством Украины определены государственные органы, уполномоченные от лица государства осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности. К ним принадлежат органы Государственной налоговой службы, таможенные органы, органы Государственной контрольно-ревизионной службы.

Так, в соответствии с Законом Украины «О государственной налоговой службе на Украине» задачей органов Государственной налоговой службы является также осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством.

Согласно Закону Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе на Украине», главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, получающих средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, разработка предложений относительно устранения выявленных недостатков и нарушений и предотвращение их в дальнейшем.

Таможенным кодексом Украины определено, что на таможенные органы, в частности, возложена задача выполнения и конт­роля за соблюдением законодательства Украины по вопросам таможенного дела; применение, согласно закону, мероприятий тарифного и нетарифного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу Украины; осуществ­ление таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Украины, усовершенствование форм и методов их осуществления. Таможенные органы осуществляют контроль относительно уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взыскиваются в случае ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы.

Из изложенного следует, что к компетенции ни одного из перечисленных контролирующих органов государственной власти не принадлежит вопрос контроля за соблюдением акционерным обществом требований пункта 3 статьи 155 ГК.

Конечно, несоответствие стоимости чис­тых активов общества его уставному капиталу может быть выявлено аудиторскими организациями. Однако ни один из вышеупомянутых контролирующих органов, а тем более аудиторская организация, не имеют установленных действующим законодательством полномочий по применению к обществу в этом случае соответствующих санкций.

В качестве вывода: главное для общества, если по истечении финансового года стоимость его чистых активов оказалась меньше уставного капитала (при условии нежелания общества объявлять об уменьшении своего уставного капитала), — не привлекать к себе внимания соответствующих контролирующих органов (в негативном смысле), то есть соблюдать в своей деятельности требования законодательства в сфере налогообложения и т.п., что позволит избежать возможного принуждения с их стороны к выполнению обществом требования пункта 3 статьи 155 ГК.

В целом же, анализируя норму пункта 3 статьи 155 ГК, можно прийти к выводу, что эта норма не только не имеет своего отражения в таких нормативно-правовых актах, как ХК и Закон Украины «О хозяйственных обществах», но и требует более основательного подхода к отражению ее в ГКУ.

Законодательная неурегулированность данного вопроса свидетельствует о необходимости соответствующего усовершенствования действующего законодательства. В этой связи нужно также подчеркнуть, что такое усовершенствование должно касаться всех нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность акционерных обществ, с целью унификации подходов к решению этого вопроса. В целом же следовало бы принять специальный закон об акционерных обществах, в котором в полной мере учесть вопросы деятельности акционерных обществ, в том числе рассмотренный выше, и многие другие, чтобы в будущем, по-возможности, избежать двусмысленности в правовых нормах, регулирующих их деятельность.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Где же все-таки прокуратуре место?

Деловая практика

Внесение изменений в устав

Законодательная практика

Новеллы Трудового кодекса

Комментарии и аналитика

В споре расставлены все точки над «i»

Посчитали — прослезились...

Неделя права

ВСЮ уходит на каникулы

ВККС не рекомендует судей в ВАСУ

Требования Антимонопольного комитета в очередной раз выполнены

Идем путем компромисса

Следите за выражениями... в суде!

Реестр событий

ВСЮ отстаивает свои права

Каким будет новый ХПК Украины?

EY Law + DLA Piper

Репортаж

Ассоциация юристов Украины в действии

Реприватизационные думы в Комитете

Судебная практика

Единый налог: защищаем права в суде

Судебные решения

Нарушение лицензионных условий проведения хоз. деятельности по организации иностранного туризма

Высший хозяйственный суд Украины. Обзорное письмо от 6 мая 2005 года № 01-8/784

Тема номера

Готовьте иски летом...

Заметки для непутевого туриста

Трибуна

Украина выходит на европейский уровень

Частная практика

Нотариус: облико морале

Юрист или руководитель?

Юридический форум

Встреча студентов во Львове

Адвокаты области объединились?

Інші новини

PRAVO.UA