Портовое укрепление — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (1032) » Портовое укрепление

Портовое укрепление

«Грядущие изменения в базовом законодательстве поспособствуют оживлению интереса потенциальных инвесторов к портовой отрасли», — уверена Татьяна ТИТАРЕНКО

Юридическая фирма LeGran.TT всего за два года стала узнаваемым брендом южноукраинского рынка юридических услуг с ключевой специализацией в морском праве, международной торговле и сопровождении инвестиционных проектов. Об особенностях юрбизнеса в Одесском регионе, ситуации в сфере транспортной инфраструктуры и роли юристов в привлечении инвестиций в портовую отрасль мы говорили с Татьяной Титаренко, управляющим партнером ЮФ LeGran.TT.

 

— Татьяна, насколько мне известно, вы работали в Киеве, а юридическую компанию открыли в Одессе. Почему? Легко ли это было сделать «с нуля» да еще и в кризисное время?

— Открытие юридической компании — моя давняя мечта, а юридический бутик с ключевой специализацией в морском праве — вполне логичное продолжение карьеры. Восемь лет моя деятельность была тесно связана с транспортом в целом и с портовой отраслью в частности. Я прошла отличную школу в Мининфраструктуры, где занималась судебным блоком. Позже возглавила юридическую службу Федерации работодателей транспорта Украины. Вместе со своей командой я занималась проблемами отрасли и активно работала с предприятиями морехозяйственного комплекса. Это позволило познакомиться со многими потенциальными клиентами и завоевать их доверие  еще до основания LeGran.TT. А ведь доверие в бизнесе — самый ценный актив.

Что касается кризиса. Как бы банально это ни звучало, кризис — наилучшее время для новых возможностей. Обычно в такое время спрос на квалифицированных юристов растет. А если учесть, что портовую отрасль в скором будущем ожидают масштабные преобразования: дальнейшее продвижение портовой реформы, проведение концессионных проектов и, возможно, приватизация, — то высококлассные специалисты нашего профиля будут востребованы.

 

— В чем особенность Одесского региона на карте юридических услуг Украины?

— Одесса — это транспортная Мекка Украины, крупнейший национальный деловой центр. Порты работают круглосуточно, поэтому юридический бизнес в Одессе — это марафон в режиме нон-стоп 24/7.

Одесский регион богат талантливыми юристами узкой специализации. И это безусловный плюс, потому что конкуренция со специалистами такого уровня — наилучший стимул быть как минимум всегда в форме, как максимум — на шаг оперативнее, предусмотрительнее и эффективнее. Такое окружение всегда стимулирует совершенствоваться, отходить от привычных юридических клише и выходить за рамки, генерируя нестандартные решения, ведь non progrеdi est regredi — не идти вперед означает идти назад.

 

— Какая конфигурация практик присуща локальным юрфирмам?

— Безусловно, конфигурацию диктует специфика региона. Если мы говорим об Одессе, то здесь юристы имеют дело не только с привычным корпоративным, земельным или налоговым правом, но и с международным морским правом, таможенным законодательством.

По легкости ведения бизнеса Одесская область — на десятой позиции рейтинга Regional doing business-2017. Не наихудший, но и далеко не самый лучший результат. В этой связи многие запросы касаются практики безопасности и защиты бизнеса. Стивидорный бизнес регулярно попадает под давление со стороны силовых и фискальных структур. Сложными остаются отношения и с Государственной фискальной службой. Блокировка налоговых накладных, проблемы с возмещением НДС — в топ-листе запросов. Только за последнее время LeGran.TT выиграла судебные налоговые споры в интересах клиентов на сумму свыше 250 млн грн. Трендами текущего года стали усиление контроля над трансфертным ценообразованием и имплементация шагов BEPS.

 

— Какие услуги оказывает ваша фирма? Кто основные клиенты?

— Ключевые клиенты LeGran.TT — представители бизнеса: судовладельцы, портовые операторы, экспедиторы, морские агенты, частные инвесторы, которые вкладывают средства в развитие портовой отрасли. В то же время мы обслуживаем крупных грузовладельцев-экспортеров: представителей аграрного и металлургического комплекса, что совершенно не случайно, ведь около 70 % в структуре грузооборота наших портов — это экспорт.

Мы занимаемся разрешением споров при аресте судов и грузов, взысканием демереджа, подготовкой морских протестов, взаимодействием с контролирующими органами, защитой интересов клиента в суде и арбитраже. Наша команда также осуществляет комплексное сопровождение внешнеэкономических контрактов, успешно представляет интересы клиентов в международных арбитражах — FOSFA, GAFTA, LMAA. Хочу также отметить состоявшиеся налоговую практику, практики разрешения споров и защиты бизнеса. Кроме того, активно развивается практика ГЧП, поскольку грядущие изменения в базовом законодательстве, надеюсь, оживят интерес потенциальных инвесторов к портовой отрасли.

 

— Какие проекты компании считаете наиболее успешными в этом году?

— 97 % запросов решено LeGran.TT в пользу наших клиентов. Это запросы, касающиеся морского права, международного арбитража, судебных споров, реализации крупных инвестпроектов.

Отдельно хочу отметить несколько громких публичных проектов, в которых наша команда создала уникальные судебные прецеденты. Первый кейс — это оспаривание взыскания канального сбора за судозаходы в Ланжероновскую, Новую, Каботажную и Карантинную гавани Одесского порта. Мы доказали незаконность взимания сбора и добились его отмены. Фактически мы создали беспрецедентный случай оспаривания взимания портовых сборов на Украине. Второй кейс — это спор с ГП «АМПУ» по применению 30-процентной скидки при оплате доступа к причалу. Мы также доказали незаконность позиции государственного предприятия и отстояли право портовых операторов на скидку.

Также хочу сказать о юридическом сопровождении знаковых для Одесского порта и города в целом проектов реконструкции одного из самых старых причалов — 7-го и железнодорожной станции «Одесса-Порт» стоимостью 32 млн долл. США и 53 млн долл. США соответственно.

 

— В сентябре правительство анонсировало снижение ставок портовых сборов. Как вы прокомментируете эту инициативу?

— То, что ставки портовых сборов на Украине в 1,5–2,5 раза выше, чем в портах Причерноморья и мира: Констанце, Варне, Роттердаме, Александрии, — общеизвестный факт. Поэтому снижение, а точнее — приведение ставок к экономически обоснованному уровню, — долгожданное и, безусловно, нужное решение, ведь размеры портовых сборов — один из факторов, который влияет на конкурентоспособность портов.

На данный момент профильное министерство разрабатывает проект Методики расчета ставок портовых сборов. Возлагаю на этот документ большие надежды — именно он должен обеспечить создание понятной и прозрачной системы ценообразования в отрасли.

 

— А если рассматривать ситуацию в отрасли в целом, каковы перспективы модернизации транспортно-логистической инфраструктуры Украины?

— Если мы говорим о морехозяйственном комплексе, то на данный момент портовая инфраструктура изношена более чем на 80 %. Она остро нуждается в модернизации и технологическом обновлении. Отрасль требует, по самым скромным подсчетам, миллионы евро инвестиций. Очевидно, что эти средства можно привлечь только за счет государственно-частного партнерства — создания благоприятных условий для инвестирования. Отмечу, что частный бизнес уже успешно работает в национальных портах. Так, сегодня частные портовые операторы совокупно обеспечивают более 65 % от общих объемов перевалки.

 

— Могут ли юрфирмы выступить одним из проводников инвестиций в отрасль?

— Безусловно. Именно отраслевые юристы могут стать драйвером, который ускорит создание необходимой законодательной базы и привлекательных для потенциального инвестора правил игры.

Сейчас отраслевое законодательство очень далеко от характеристики investment friendly. Несмотря на наличие базового Закона «О государственно-частном партнерстве», прозрачного и понятного иностранному инвестору механизма привлечения инвестиций нет. Например, порядок компенсации инвестиций в стратегические объекты портовой инфраструктуры, предусмотренный Законом Украины «О морских портах», так и не утвержден КМУ. Да, теоретически возможность компенсации инвестированных в государственное имущество средств предусмотрена (например, в соответствии со статьей 27 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», если арендатор осуществил улучшение объекта за счет собственных ресурсов, арендодатель или балансодержатель обязаны возместить ему деньги, потраченные на эти цели), но на практике все не так радужно. Еще один серьезный барьер для реализации инвестпроектов в портах — земельный вопрос. На данный момент на Украине разрабатывается законопроект о концессиях, который позволит запустить в украинских портах один из наиболее распространенных в мире механизмов привлечения инвестиций — концессию. Так что возможностей проявить свои профессиональные компетенции предостаточно.

 

— Возвращаясь к вашей фирме, скажите, каковы планы дальнейшего развития?

— Если 2016 год для компании был годом становления, то 2017-й стал годом интенсивного роста и развития.

Что касается планов, то, с одной стороны, мы ориентируемся на будущие тренды развития рынка юридических услуг на Украине и в мире, поэтому планируем только наращивать экспертизу по ключевой «морской» практике и еще глубже «погружаться» в сферу международной торговли. Стратегия развития LeGran.TT не предусматривает масштабирования до национального гиганта с полным спектром юридических услуг. Мы будем фокусировать свою бутиковость. И ставим перед собой задачу, как бы амбициозно это ни звучало, стать лучшей нишевой компанией на национальном рынке и в странах Черноморского бассейна — чтобы при возникновении отраслевых юридических вопросов наши клиенты первым делом обращались в LeGran.TT.

В то же время мы ориентируемся на запросы клиентов, поэтому в ближайшем будущем намерены расширить практику международной торговли, морского права, усилить практики ГЧП, открыть представительства компании в зарубежных странах, в частности в нескольких странах Причерноморья.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Высшее рассмотрение

Анонс

Безопасный режим

Государство и юристы

Законопроект о концессиях

Государство и юристы

Новости законотворчества

МЭРТ разработаны поправки к закону об авторском праве

Государство и юристы

Четыре стороны совета

Кредитная история

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утвержден Порядок продажи арестованных активов

Подан законопроект о юробразовании

Документы и аналитика

Ключевое снова

Календарный плен

Неделя права

Общественное сомнение

Система отчета

Новости из зала суда

Судебная практика

Госслужба экспертного контроля Украины проиграла спор с заводом

Суд отменил представление ВСЮ об увольнении И. Татауровой с должности судьи

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo консультирует международную финансовую организацию в связи с реструктуризацией кредита

Asters — партнер инкубационной программы финтех-стартапов Open Banking Lab

Александр Мамуня назначен членом Комитета по вопросам параллельного импорта INTA на период 2018 — 2019 годов

Александр Пахаренко вновь присоединился к команде Комитета по борьбе с контрафактом INTA

Отрасли практики

Выравнивание Brexit-ом

Урожайное бремя

Поправить рад

Единственный и повторимый

Сделать вывод

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

В эпицентре внимания

Самое важное

Сильные мифа сего

Осенний марафон

Отчетный код

Сравнительный поворот

Судебная практика

Судебные решения

Невыплаченная пенсия, взысканная по решению суда, не считается ущербом

Судебная практика

По стройке — смирно!

Возврат к церкви

По сути дела

Уступка с оговоркой

Тема номера

Шкала авиации

Взять в толк

Яхтовый метод

Карта бита

Частная практика

Кипрская компания

15-летний капитал

Четверть с успехом

25-й в кадр

Принять к ведению

Дисциплинарное взыскание

Портовое укрепление

Інші новини

PRAVO.UA