Порок изобилия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Порок изобилия

Каждое третье дело по факту возможного незаконного обогащения или декларирования недостоверной информации касалось парламентариев: нюансы отчета НАБУ

Ольга КИРИЕНКО  «Юридическая практика»

Болевой порог коррупции в нашей стране в последние годы сильно понизился. Правда, повышение чувствительности в обществе к проявлениям финансовой нечистоплотности власть имущих и их злоупотреблениям сложно записать в актив побед профильного «игрока» правоохранительной системы — Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ). НАБУ — эта аббревиатура, как ожидалось еще три-четыре года назад, должна быть стать главным устрашающим фактором для отечественных коррупционеров, но так не случилось: бурная деятельность Бюро визуализируется на этапе досудебного расследования при проведении зрелищных следственных действий (например, обысков), но в судах такие уголовные производства, как правило, не имеют перспективы. Хотя буквально недавно многие СМИ облетела новость, что в середине марта с.г. был вынесен «первый приговор с реальным сроком лишения свободы» по делу НАБУ. Речь идет о решении Киевского районного суда г. Одессы — приговоре бывшему председателю одной из районных государственных администраций в Одесской области, который был признан виновным в том, что, злоупотребляя своим служебным положением, безосновательно выписал себе премиальные надбавки на общую сумму более 65 тыс. грн. Вердикт суда — три года лишения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления на аналогичный срок. Несмотря на «популяризацию» этого приговора суда представителями НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) в масс-медиа, знаковым такое решение сложно назвать, учитывая хотя бы должностной уровень бывшего чиновника и сумму нанесенного его действиями ущерба государству.

В здании под куполом такой, мягко говоря, непоказательной результативностью работы НАБУ озадачены уже давно. Как мы уже упоминали в наших предыдущих публикациях (в статье «Недосказано, но факт» в «ЮП» № 13 (1109) от 26 марта с.г.), 20 марта 2019 года на заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции планировалось обсудить письменный отчет НАБУ о деятельности этого органа во втором полугодии 2018-го. Но ввиду отсутствия на заседании профильного комитета главного виновника обсуждения — директора НАБУ Артема Сытника народные депутаты Украины довольствовались непродолжительным общением с заместителем Генерального прокурора — руководителем САП Назаром Холодницким. При этом члены профильного парламентского подразделения решили провести комитетские слушания (запланированы на 15.00 24 апреля с.г.), посвященные в том числе обсуждению итогов деятельности антикоррупционных органов, в широком формате. Мы решили не дожидаться, пока итоги деятельности главного антикоррупционного органа станут предметом публичного обсуждения и политической дискуссии и проанализировали pdf-версию отчета, размещенную на официальном сайте НАБУ.

Этот документ, без преувеличения, можно отнести к шедеврам полиграфической продукции: цветной буклет содержит не только тестовую информацию, но и яркие фотографии-заставки, а также инфографику. Последняя иллюстрирует не только статистику деятельности НАБУ во втором полугодии 2018 года, но и нюансы конкретных кейсов — коррупционные схемы, которые детективам Бюро удалось раскрыть. Правда, ключевой месседж отчета сразу же раскрывает все карты читателю, намекая на то, что впечатляющих показателей деятельности все те, кто осилит прочитать более чем 100 страниц, не найдут. «Надеюсь, что Высший антикоррупционный суд (ВАС) начнет свою работу как можно скорее. И те, кого НАБУ и САП обвиняют в коррупции, будут привлечены к ответственности и получат реальное наказание. Тогда общество наконец-то увидит результаты, которых ожидало почти четыре года» — такая цитата Артема Сытника содержится в самом начале документа. Во вступительном слове директора НАБУ также констатируется: приговоры относительно топ-чиновников с реальным сроком наказания, которых ждет общество, не вынесены, а некоторые производства от НАБУ и САП лежат на полках судов более двух лет. «Почему так? — задает вопрос г-н Сытник и тут же на него отвечает: — Несмотря на объективные и субъективные факторы, главной причиной является отсутствие политической воли». «Мы осознаем, что 2019-й станет тяжелым политическим испытанием для Украины. будут пытаться блокировать расследование топ-коррупции, оказывать попытки взять под контроль судей. Но мы имеем реальный шанс с этим справиться при условии, если все три институции — НАБУ, САП и ВАС — будут оставаться независимыми, работать по единому принципу законности. Иначе антикоррупционная реформа превратится в очередную историю о потерянном шансе. Со своей стороны заверяю: Национальное бюро этот принцип не предаст!» — такой прогноз на нынешний год делает руководитель ключевого органа, находящегося в авангарде борьбы с коррупцией.

Впрочем, статистические сводки с антикоррупционной передовой достаточно скромные: за последние шесть месяцев минувшего года были уличены в коррупции 100 человек, в отношении 61 лица расследование завершено и составлен обвинительный акт. Треть обвиняемых — чиновники крупных предприятий и судьи. В отчете НАБУ также отмечается, что во втором полугодии 2018 года основными приоритетами в его работе было расследование коррупции в крупных государственных предприятиях и разоблачение «незаконной деятельности судей». При этом в документе констатируется, что каждое третье уголовное производство по факту возможного незаконного обогащения или декларирования недостоверной информации касается народных депутатов Украины. «Однако процесс в отношении этих лиц блокируется по политическим мотивам», — уточняется в отчете НАБУ.

Очевидно, этот документ был подготовлен до принятия Конституционным Судом Украины пресловутого решения о признании неконституционной статьи 3682 Уголовного кодекса Украины. С учетом фактически декриминализации такого деяния, как незаконное обогащение, в тех производствах, досудебное расследование по которым уже завершено и материалы направлены в суд, были (или будут) подготовлены постановления об отказе от обвинения, те же уголовные производства, которые находились на этапе досудебного расследования, до конца марта с.г. уже были закрыты.

«Основным вызовом в работе НАБУ остается отсутствие приговоров по делам относительно топ-коррупционеров. Начало работы ВАС должно поставить точку в расследованиях НАБУ и САП». Это рефрен всего отчета НАБУ — риторика, проходящая красной нитью через весь более чем 100-страничный опус. Так, во втором полугодии 2018-го детективы НАБУ составили, а прокуроры САП направили в суд 28 обвинительных актов, два соглашения о признании виновности, а также два ходатайства об освобождении лиц от уголовной ответственности. При этом только в восьми случаях судьи приступили к рассмотрению обвинительных актов по сути, другие дела до сих пор находятся на стадии подготовительного заседания.

В документе содержится отдельный блок — социологический срез борьбы с коррупцией. Среди прочего акцентируется внимание на том, что все меньше граждан считают коррумпированными органы судебной системы, прокуратуры, таможни, учреждений здравоохранения. Но позитивная динамика в оценках населения наблюдается только в сфере так называемой бытовой коррупции. Политическая же коррупция — в перечне наибольших угроз для развития Украины, она опережает даже военные действия на востоке страны. «Деятельность НАБУ население в целом оценивает позитивно. Национальное бюро является одним из лидеров общественного доверия среди всех правоохранительных органов, уполномоченных бороться с коррупцией. Также в обществе существует четкое понимание факторов, которые мешают НАБУ действовать более эффективно. 44,5 % граждан считают, что препятствием является отсутствие политической воли бороться с коррупцией, 33,1 % — недостатки законодательства, 22,8 % — нереформированная судебная система», — подчеркивается в отчете НАБУ.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA