«Порядочные» санкции ГНАУ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №37 (403) » «Порядочные» санкции ГНАУ

«Порядочные» санкции ГНАУ

Сегодня на Украине de facto существует два способа пополнения госбюджета органами Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ): взимание налогов и общегосударственных сборов и взыскание сумм штрафных (финансовых) санкций за их несвоевременную уплату. Начисление и взыскание штрафных санкций проводится на основании Инструкции о порядке применения штрафных финансовых санкций органами государственной налоговой службы от 17 марта 2001 года (с изменениями и дополнениями), в которую 25 августа с.г. приказом ГНАУ были внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 5 сентября с.г. Именно об этих изменениях и пойдет речь далее.

Общие положения

Прежде всего стоит отметить, что изменен круг лиц, на которых распространяется действие данной инструкции. До вступления в силу Изменений к их числу принадлежали юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — субъекты предпринимательства или лица, на которых согласно закону возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги, сборы, другие обязательные платежи. Теперь данная Инструкция распространяется и на лиц, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют статус налоговых агентов и обязанность относительно уплаты штрафных (финансовых) санкций согласно законодательным актам, которыми органам государственной налоговой службы (ГНС) предоставлено право применять штрафные (финансовые) санкции.

Претерпело изменения и само определение штрафной (финансовой) санкции (штрафа). Так, согласно подпункту 2.3 Инструкции, штрафной санкцией является плата в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства (без учета пени и штрафных (финансовых) санкций), которая взимается с налогоплательщика на основании решения контролирующего органа в связи с нарушением им правил налогообложения. При этом указывается, что правила налогообложения могут быть определены как соответствующими законодательными и другими нормативно-правовыми актами, так и законодательными актами, которыми органам государственной налоговой службы предоставлено право применять штрафные (финансовые) санкции. Стоит отметить, что контролирующим органом является орган ГНС, в пределах своей компетенции осуществляющий контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления налогов, сборов, других обязательных платежей и погашением налоговых обязательств или налогового долга; соблюдением Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», законов, касающихся вопросов внешнеэкономической деятельности, и других нормативно-правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на органы ГНС.

При этом органы ГНС могут применять штрафные финансовые санкции не к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, а ко всем налогоплательщикам. К числу последних, в частности, относятся и лица, которые согласно действующему законодательству имеют статус налогового агента. Напомним, что ранее под налогоплательщиками понимались только юридические лица (в том числе их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица), а также физлица, имеющие статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеющие такого статуса, но на которых, согласно законам, возложена обязанность удерживать и/или платить налоги и сборы (обязательные платежи), пеню и штрафные санкции.

Важно, что теперь решение о применении штрафных санкций может приниматься только руководителем органа ГНС или его заместителем. В связи с этим, если любой другой контролирующий орган по результатам документальных проверок обнаружит, что налогоплательщик занизил суммы налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях, он выявляет сумму недочета и уведомляет об этом органы ГНС. При этом санкции со стороны ГНС не применяются к физлицам, которым сумма налоговых обязательств была определена налоговыми органами.

Применение санкций за отдельные виды нарушений

Изменениями установлено, что действие подпункта 6.1.9. Инструкции применяется к налогоплательщикам — налоговым агентам, на которых возложена обязанность насчитывать, удерживать и уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц от имени и за счет таких физических лиц, вести налоговый учет и подавать налоговую отчетность налоговым органам в соответствии с законодательством во всех случаях неначисления или неполного начисления сумм этого налога. Напомним, что, согласно указанной норме, налогоплательщик платит штраф в двойном размере от суммы неуплаченного налога или сбора в случае, если он осуществляет отчуждение товаров или денежные выплаты без предыдущего начисления и уплаты налога, если по законодательству такое начисление и уплата являются обязательной предпосылкой отчуждения или выплаты. Также стоит отметить, что в случае начисления штрафа по этой норме налогоплательщик не освобождается от административной или уголовной ответственности, предусмотренной за его неправомерные действия.

Отныне, согласно Изменениям, ГНС может применять штрафные финансовые санкции к юридическим лицам и субъектам предпринимательства в случае нарушения ими норм Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», норм Законов о внешнеэкономической деятельности и других законодательных актов, контроль за исполнением которых возложен на органы ГНС. Размер этих санкций определяется соответствующими нормативными актами. Применение указанных финансовых санкций, а также штрафов за неоповещение либо несвоевременное оповещение об открытии либо закрытии счетов в банках осуществляется органами ГНС в соответствии с Порядком направления органами ГНС налоговых уведомлений налогоплательщикам и решений о применении штрафных (финансовых) санкций.

Если контролирующими органами по результатам проверки обнаружено, что при проведении внешнеэкономических операций налогоплательщик завысил сумму налоговых обязательств, возмещаемых из бюджета, сумма такого завышения расценивается как сумма неуплаченного налогового обязательства, а если возмещение было уже проведено, то налогоплательщик признается уклоняющимся от налогообложения и к нему применяются санкции, предусмотренные законодательством. При этом санкции применяются к налогоплательщику начиная с налогового периода, в котором заканчивается срок подачи декларации на возмещение НДС, и заканчивая периодом, когда ему направлено соответствующее налоговое уведомление о применении к нему штрафных санкций.

Налоговое уведомление и его обжалование

Анализируемые Изменения коснулись и правил подачи налогового уведомления-решения органами ГНС и его обжалования. Так, налоговое уведомление о применении штрафных финансовых санкций принимается руководителем органа ГНС или его заместителем в течение десяти рабочих дней со дня регистрации акта проверки или вручения его налогоплательщику по почте, а в случае наличия возражений должностных лиц налогоплательщика — на протяжении трех дней со дня рассмотрения возражений и предоставления налогоплательщику письменного ответа. Также в измененной Инструкции установлено, что обжалование уведомлений-решений совершается в порядке, предусмотренном законодательством, но без уточнения — каким именно. Ранее же Инструкция указывала специальные нормативно-правовые акты, которыми предусмотрено право налогоплательщиков на обжалование решения ГНС и порядок его реализации. Таковыми являются Закон Украины «О прядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и Положение о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденное приказом ГНАУ.

Анализ изменений был бы неполным, если не указать, что некоторые пункты Инструкции исключены. В частности, отменена норма, согласно которой до января сего года при отказе налогоплательщика признать сумму обязательства, начисленного с использованием косвенных методов, орган ГНС был обязан обратиться в суд для установления суммы обязательства в судебном порядке. Также отменена специальная норма о применении налоговых санкций за нарушение требований Закона Украины «О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями».

Комментируемыми изменениями установлены некоторые более адекватные нынешней ситуации на Украине нормы, а также усилен контроль за уплатой налоговых обязательств и начислением штрафных (финансовых) санкций (штрафов) за их непогашение или неполное погашение. Также ужесточаются меры пресечения возможных злоупотреблений правом применять указанные санкции со стороны контролирующих органов: отныне принимать решения о применении штрафов могут только начальник органа ГНС или его заместитель.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Первая буква большого алфавита...

Деловая практика

«Порядочные» санкции ГНАУ

Законодательная практика

Соорудим новый барьер!

Комментарии и аналитика

Принудительное списание денег

«Летучие банкроты» не умирают

О возмещении материального вреда

Потребительский штраф

Неделя права

Демократично, но… рано!

Уголовные последствия дела НЗФ

Попытка — не пытка?

Что было за закрытой дверью?

Верховенства прибыло?

Реестр событий

Миграция дел из ВСУ в ВАСУ

Зарплаты выше, процессы ближе…

Из скважин по старым тарифам

Судебная практика

Процедурные неточности могут дорого стоить!

Ты кто: юрлицо или физлицо?

Судебные решения

Об альтернативах места уплаты налогов с доходов нерезидента

Администрирование домена «.ua» подконтрольно государству?

Программисты всех стран, защищайтесь от работодателей!

Является ли отпуск нефтепродуктов по талонам расчетной операцией?

Обобщение судебной практики рассмотрения судами дел о нарушении таможенных правил

Тема номера

Оспаривание налоговых разъяснений

Вексельная НДС-неожиданность

Налоговая корректировка

Частная практика

Работе — время, потехе — час

Юридический форум

Земельный вопрос в государственных соглашениях

Налоги и банковская сфера

Інші новини

PRAVO.UA