То, что на Западе называется программой «линенси» (смягчение ответственности для участников картелей), оказывается, уже используется на территории нашего государства, однако называется по-другому — «освобождение субъектов хозяйствования от ответственности за совершение антиконкурентных согласованных действий». Такими умозаключениями поделился один из участников круглого стола «Актуальные вопросы расследования картелей: опыт Украины и Японии», который прошел в Киеве под конец лета.
Приветствуя участников мероприятия, первый зампредседателя Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Рафаэль Кузьмин отметил, что за шесть лет применения программы смягчения ответственности за участие в картельном сговоре в Японии наработали большую практику. Специалисты из конкурентного ведомства Японии несколько дней работали со своими украинскими коллегами, а в ходе круглого стола г-н Кузьмин рассказал об одном демократическом моменте, который он заметил в ходе общения. «В Японии нет направленности на применение наказаний, прежде всего, они проводят разъяснительную работу о необходимости соблюдения конкурентного законодательства. Наверно, и у нас необходимо сместить акценты и делать упор больше на разъяснения, чем на применение жестких штрафных санкций. Однако необходимо понимать, что мы находимся в разных экономических ситуациях. Интересно, что многие вопросы были не поняты японскими коллегами. Мы спрашивали: направляет ли конкурентное ведомство Японии запросы предпринимателям, предусмотрены ли какие-либо штрафные санкции, если предприниматели не отвечают на них. Но в Японии прозрачная экономика, а статистические органы работают эффективно, и в СМИ есть вся информация о любом предприятии, поэтому направление запросов — бессмысленно», — акцентирует г-н Кузьмин.
Старший следователь по программе смягчения ответственности Бюро расследований Комиссии по справедливым сделкам Японии Кацутоси Катаока рассказал, что ключевыми элементами эффективности программы смягчения ответственности является полное или частичное освобождение от штрафа. Первый участник программы «линенси» получает стопроцентное освобождение от ответственности, второй — уменьшение на 50 %, третий — на 30 % снижение взысканий. Полное освобождение от ответственности мотивирует участников картелей участвовать в программе «линенси». «Одной из уникальных особенностей является то, что заявления принимаются даже после начала расследования. Вместе с внедрением программы «линенси» в конкурентное законодательство были внесены изменения относительно усиления ответственности для тех, кто не подал заявления. Такая компания может получить до 50 % увеличения взыскания, чем другие участники картели», — рассказал г-н Катаока.
Но вернемся к украинскому «подобию» программы «линенси». Государственный уполномоченный АМКУ Николай Бараш отметил, что за нарушение конкурентного законодательства на Украине возможны как привлечение к ответственности (взыскание до 10 %), так и режим статьи 46 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» — в случае если последствия нарушения в ходе расследования прекращены и устранены, субъект хозяйствования имеет шанс рассчитывать на закрытие производства по делу. Лицо не получает никакого взыскания, кроме признания того, что оно осуществило правонарушение. «От программы «линенси» этот механизм отличается лишь тем, что нет заявительного характера, а данные «преференции» возможны только в ходе расследования», — сравнивает г-н Бараш. Он рассказал, что в 2005-2006 годах был выявлен пресловутый «страховой» картель из 12 компаний. По результатам производства, три компании согласились выполнить рекомендации АМКУ, и по ним было закрыто производство. Еще шесть компаний помогли в расследовании дела, и три из них получили штраф в 1 гривну. Но были три компании, которые были оштрафованы на миллионы. Имея достаточно внятное взаимодействие с юристами, представляющими интересы компаний, АМКУ фактически выполнил функцию «линенси».
Г-н Бараш рассказал, что 25 июля с.г. АМКУ принял распоряжение, которое, по сути, является поэтапной инструкцией для субъектов хозяйствования, как получить «линенси». «Данный документ содержал и вторую часть «смягчения» — мы хотели на уровне акта АМКУ не только освободить первого субъекта хозяйствования от ответственности, но и для второго и третьего легализовать право 50 % и 30 % смягчения ответственности. К сожалению, Министерство юстиции Украины с нами не согласилось и обязало отменить вторую часть. Очевидно, что необходим определенный опыт применения данного механизма, а потом можно вернуться к данному вопросу», — резюмировал докладчик.
Госуполномоченный АМКУ напомнил, что Комитет применяет к правонарушителям штраф до 10 %. При наложении штрафа учитываются отношение нарушителей к содеянному правонарушению, уровень лояльности нарушителей к следственным действиям органов АМКУ. «Важную часть занимают действия субъекта хозяйствования по устранению последствий нарушения. Недавно я расследовал так называемый «лесной» картель. У каждого из 15 нарушителей я спрашивал: ребята, наверное, вы ошиблись, наверное, законодательство изменилось, и вы не до конца осознаете тяжесть содеянного преступления, правда? Отвечают: «Нет! Мы ехали на конкурс и сказали, что ни на одну гривну дороже не заплатим и со всеми мы договорились!». Как видите, не надо расследовать сговор, просто надо провести слушания по делу и записать показания. Я понимаю, что еще в 1996-м «Антимонопольный комитет» мало кто мог выговорить, говорили «антимольный», «антиподпольный». Но сегодня уже не те времена!» — возмущается г-н Бараш, призывая присутствующих юристов проводить со своими клиентами хотя бы разъяснительную работу.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…