Помоги себе там — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №45 (1037) » Помоги себе там

Помоги себе там

Рубрика Тема номера

После завершения 2 октября с.г. кампании по подаче отчетности по трансфертному ценообразованию (ТЦО) для плательщиков начался новый период: период поступления запросов от налоговой, проведения проверок и, наконец, новых судебных споров. Поскольку в этом году санкции за нарушение норм статьи 39 Налогового кодекса (НК) Украины были расширены и штрафовать теперь станут по более высоким ставкам, необходимо внимательно изучать актуальную судебную практику и следить за новыми стратегиями Государственной фискальной службы (ГФС).

Один из самых острых вопросов, возникающих в отношениях между плательщиками и налоговой, связан с признанием операций контролируемыми. Несмотря на то что НК Украины содержит соответствующие критерии, на практике возникают ситуации, которые удается прояснить только с помощью судебного производства.

 

Якобы низконалоговая юрисдикция

В этом году, можно сказать, появилась новая категория судебных споров, касающихся сделок с резидентами Швейцарии, операции с которыми считались контролируемыми, так как это государство было включено в перечень низконалоговых юрисдикций в 2015 году. В то же время известно, что Швейцария имеет федеративную систему устройства, и кантоны имеют право самостоятельно устанавливать налог на прибыль. Ставка налога в кантоне может быть достаточно высокой и не соответствовать критерию пункта 39.2.1.2 статьи 39 НК Украины, согласно которому ставка налога на прибыль не должна быть на 5 и более процентов ниже, чем в нашей стране. Будут ли тогда операции считаться контролируемыми?

Львовский апелляционный суд рассмотрел подобный спор (дело № 813/788/17) и пришел к выводу, что если разница между налоговыми ставками государств не составляет 5 % и более, у плательщиков отсутствует обязательство по подаче отчетности, несмотря на включение такого государства в перечень, утвержденный правительством. К аналогичным заключениям пришли судьи Одесского апелляционного суда при рассмотрении дела № 821/2091/16 и Киевского апелляционного суда (дело № 826/18700/15), решение которого не было изменено ни Высшим административным судом Украины (ВАСУ), ни Верховным Судом Украины (ВСУ). Примечательно, что в этих спорах суды применяют норму о презумпции правомерности решений налогоплательщика. Указанные споры также могут служить примером для плательщиков, заключающих сделки с резидентами федеративных стран или стран (их частей), которые уже не соответствуют критериям пункта 39.2.1.2 статьи 39 НК Украины. Сразу отметим, что в таких случаях необходимо запастись хорошей доказательственной базой, чтобы суд счел ее более весомой, перекрывающей в данном случае аргументы ГФС.

 

Продажа товаров/услуг нерезиденту через комиссионера

Все, что из Налогового кодекса нам известно о контролируемости операций по продаже товаров/услуг нерезиденту через комиссионера, заключается в следующем: согласно подпункту «б» пункта 39.2.1.1 статьи 39 НК Украины, такая операция признается контролируемой в случае, если комиссионером выступает нерезидент. В данной норме сделан акцент на резидентстве комиссионера, что дает основания прийти к такому выводу: операции через комиссионера-резидента могут считаться неконтролируемыми. Кроме того, ГФС в письме от 26 апреля 2017 года № 9014/6/99-99-15-02-02-1516.05.2017 утверждает, что на операции между резидентами, пусть и взаимосвязанными, не распространяется определение контролируемых. Какова позиция налогового органа на практике?

Львовским административным апелляционным судом был рассмотрен спор (дело № 813/3451/16) о признании операции с комиссионером-резидентом контролируемой, и плательщику удалось доказать обратное. Отменив решение суда первой инстанции, коллегия судей отметила, что в бухгалтерской отчетности контрагентом по данной сделке выступает комиссионер, от имени которого совершалась продажа товара и который по отношению к нерезиденту имеет статус продавца. Также суд принял во внимание, что хозяйственных операций между плательщиком и нерезидентом совершено не было, никакие первичные документы не составлены, а в бухгалтерской и налоговой отчетности между этими лицами отсутствует какая-либо связь.

В то же время Киевский апелляционный административный суд при рассмотрении дела № 810/830/17 пришел к противоположному выводу. В этом решении основное внимание было сосредоточено на том, что налоговая юрисдикция нерезидента-покупателя, сделка с которым была совершена от лица комиссионера-резидента, входит в перечень государств, утвержденный правительством. Участие украинского комиссионера, а также отсутствие связи комитента с нерезидентом в его бухгалтерской и налоговой отчетности суд не учел. Такая ситуация может быть вызвана не до конца проработанной или неверно выбранной стратегией защиты в суде.

 

Запрос о предоставлении документации

Просьба ГФС предоставить какие-либо документы или информацию, пусть даже не по вопросу трансфертного ценообразования, сразу вызывает у плательщика и вопросы, и сомнения. Отвечать ли на запрос? Есть ли у налоговой в данном случае полномочия? Что делать, если запрашиваемых документов нет? Кроме того, в случае непредоставления документов или информации плательщик может быть не только проверен, но и оштрафован (сегодня штраф составляет до 480 тыс. грн). Судебной практике известны случаи, когда удается избежать и того, и другого, не предоставляя документацию по ТЦО.

При рассмотрении дела № 820/821/17 Харьковский апелляционный административный суд установил, что запрашивать документацию за отчетный период ГФС может только после его окончания. В данном случае налоговая потребовала документального подтверждения уровня обычных цен за текущий период. Суд пришел к выводу, что это требование противоречит процедуре, установленной пунктом 39.4 статьи 39 НК Украины, поскольку такая информация подготавливается по истечении отчетного налогового года и не может быть предоставлена до этого времени. По инициативе ГФС сейчас открыто кассационное производство.

Нередко также бывает, что предприятие сталкивается одновременно и с налоговой проверкой, и с уголовным производством. И пока ГФС присылает запросы о предоставлении документов и пояснении причин неподачи отчетности, эти же документы могут быть уже изъяты во время следственных действий. Будут ли такие обстоятельства расценены как форс-мажорные или придется заплатить штраф и готовиться к проверке?

Харьковский апелляционный административный суд, рассматривая дело № 816/29/17, встал на сторону налогоплательщика, который предоставил необходимые доказательства об изъятии документации следственными органами, что привело к невозможности подачи отчета и документации по объективным причинам. Позиция ГФС основывалась на том, что Налоговый кодекс не содержит исключений в вопросе исполнения плательщиком обязанности предоставления отчета или документации по трансфертному ценообразованию.

Особенность споров с ГФС относительно запроса о предоставлении документации или информации, в том числе о ТЦО, заключается также и в том, что запрос признать неправомерным и отменить нельзя. Судебная практика показывает (решение ВАСУ по делу № 813/3182/14), что деятельность налогового органа и его должностных лиц, касающаяся составления и направления запроса, является лишь служебной деятельностью, направленной на получение информации, необходимой для исполнения служебных обязанностей. Поэтому, получив запрос от ГФС, в суде придется обжаловать уже налоговое уведомление-решение или приказ о проведении проверки.

 

Что в итоге?

Судебная практика, связанная с вопросами трансфертного ценообразования, по-прежнему остается крайне противоречивой. Единственное, что объединяет все вышеперечисленные споры, — это грамотно подготовленная доказательственная база, благодаря которой можно победить в суде. Это говорит о том, что в данном случае бремя доказывания, которое, согласно части 2 статьи 71 Кодекса административного судопроизводства, лежит на субъекте властных полномочий, также возлагается и на налогоплательщика. Таким образом, анализ всех рисков и способов их дальнейшей минимизации лучше сделать еще до того, как будет подписан внешнеэкономический контракт и произведен расчет между сторонами.

 

КАЛЬНИЦКАЯ Ирина — руководитель практики налогового права ЮФ GOLAW, адвокат, г. Киев,

СИДЕЛЬНИК Юлия — помощник юриста ЮФ GOLAW, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Будь готов

В фокусе: Энергетика

Первый энергоблок

Государство и юристы

Вводные камни

Наблюдательный свет

Все генеральное просто

Документы и аналитика

Арендный том

Смарт-контакт

Новости законотворчества

Самое важное

Предложено уточнить статус формирований, защищающих границу

Гарантии народных депутатов могут усилить

Изменен порядок проведения конкурсов в госсекторе

Новости юридических фирм

Частная практика

Interlegal сопроводил покупку судна в ЕС

Арио Дехгани избран главой Комиссии по вопросам противодействия коррупции и содействия корпоративной ответственности при МТП Украины

Sayenko Kharenko сопровождала получение разрешения АМКУ на партнерство для VF Worldwide Holdings Ltd и FMC Group FZE

Юристы «АНК» помогли освободить судно Государственной судоходной компании Египта

ЮФ Asters выступает юрсоветником ЕБРР относительно предоставления кредита компании «Новус»

Отрасли практики

Вывести на крипт

Счетная сторона

Равняйсь мирно

Верительная GRамота

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Скорость совета

Новые ТЭКнологии

Самое важное

Квартальная премия

Что отсеешь, то и пожнешь

Арбитражная миссия

Судебная практика

Учет окончен

Арест автоматом

Тема номера

Сбор по существу

Уличить в обмене

Налоговое обжуливание

Призрачно все

Отличное мнение

Честный детектив

Помоги себе там

Частная практика

Ипотеку в суд?

Прайс-тайм

Інші новини

PRAVO.UA