Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Юридическая практика № 46 » Получите и запишитесь

Получите и запишитесь

Функции и полномочия Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА)

Для получения активов в управление АРМА необходимо выполнить ряд требований и в первую очередь получить подтверждение наличия соответствующих записей в государственных реестрах

Функции и возможности Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (Агентство по розыску и менеджменту активов — АРМА) в системе органов борьбы с коррупцией и другими преступлениями обоснованы и понятны как гражданам, так и бизнесу большинства стран мира, однако являются абсолютно новыми для Украины.

Что такое АРМА

АРМА является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, уполномоченным на формирование и реализацию государственной политики в сфере выявления и розыска активов, которые могут быть арестованы в рамках уголовного производства, а также на управление такими активами.

В частности, статьей 10 Директивы ЕС от 3 апреля 2014 года № 2014/42/EU все страны-члены обязаны принять меры по эффективному распоряжению активами, на которые наложен арест, а также создать специальные институты, ответственные за менеджмент таких активов с целью их сохранения или сохранения их стоимости. Таким образом, благодаря имплементации соответствующих практик Европейского Союза по управлению арестованным имуществом в Украине создан совершенно новый рынок услуг и новые возможности для развития бизнеса.

АРМА — это уникальный орган в системе органов государственной власти Украины, эффективное выполнение функций которого полностью зависит от сотрудничества с бизнесом. Бизнес в свою очередь, принимая арестованное имущество в управление без предварительных инвестиций, приобретает над ним контроль и имеет возможность получать прибыль.

Полномочия АРМА

Поскольку АРМА — относительно новый орган государственной власти, при обращении в государственные органы, которые ведут государственные реестры, для регистрации прав или обременений на имущество, переданное в управление АРМА, возникают трудности, вызванные отсутствием устоявшейся практики взаимодействия госорганов, ответственных за ведение государственных реестров, с АРМА.

АРМА не имеет собственной дискреции решать, каким имуществом следует управлять, а каким — нет. При наличии судебного решения о передаче имущества в управление АРМА обязано его исполнять, как и государственные органы, которые ведут государственные реестры, поскольку обязательность исполнения судебных решений определена статьей 1291 Конституции Украины.

Для передачи в управления АРМА арестованного имущества предусмотрены всего два основания — судебное решение в уголовном процессе (постановление следственного судьи или суда) или согласие владельца имущества, копии которых направляются в АРМА не позднее следующего рабочего дня после их вынесения вместе с соответствующим обращением прокурора.

Функция АРМА по управлению арестованным имуществом заключается в сохранении такого имущества и его экономической стоимости или в его реализации.

Права, возникающие у АРМА на основании соответствующего постановления следственного судьи, суда или согласия владельца имущества, считаются другим видом вещного права на чужое имущество в понимании части 2 статьи 395 Гражданского кодекса (ГК) Украины. Согласно пункту 6 статьи 1032 ГК Украины в случаях, установленных законом, учредителем управления может быть АРМА.

После получения судебного решения в уголовном процессе (постановление следственного судьи или суда) или согласия владельца имущества, права и обременения на имущество подлежат государственной регистрации, в связи с чем АРМА обращается в органы, которые ведут государственные реестры, с соответствующим заявлением.

При обращении АРМА предоставляет оригинал судебного решения или его должным образом заверенную копию, государственный регистратор должен изготовить электронную копию и вернуть заявителю оригинал.

Таким образом, в графе «Учредитель управления» государственного реестра указывается: Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.

На практике довольно часто возникают случаи, когда одним судебным решением АРМА передается в управление имущество, находящееся в разных регионах Украины, поэтому передача оригинала судебного решения, существующего в единственном экземпляре, для хранения в материалах регистрационного дела является недопустимой.

Поскольку АРМА не принимает участия в соответствующих судебных заседаниях, у него отсутствует право для обращения в судебные органы для повторного получения оригинала судебного решения или его заверенной копии.

В связи с тем что АРМА не принимает участия в уголовном расследовании, а фактически исполняет судебные решения, полученные вместе с обращением прокурора, для управления имуществом, арестованным в рамках уголовного расследования, АРМА обязано обратиться в органы, которые ведут государственные реестры, с соответствующими заявлениями. При выполнении этой задачи на практике возникают трудности, объяснить которые можно только отсутствием соответствующего опыта взаимодействия и низким уровнем осведомленности органов, занимающихся ведением госреестров, об особенностях деятельности нового для Украины органа государственной власти со специальным статусом — АРМА.

 

СЕРЕГИН Станислав — начальник Центрально-западного межрегионального территориального управления Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, кандидат юридических наук, г. Киев

 


КОММЕНТАРИЙ
Зарегистрировать по закону
Владислав ВЛАСЮК, директор Департамента государственной регистрации и нотариата Министерства юстиции Украины
Регистрация прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Украины, и его обременений, а также действия, направленные на обеспечение признания и защиты государством этих прав, регулируются положениями Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» (Закон).
Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2015 года № 1127 (Порядок) определено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, необходимых для регистрации, предусмотренных этим Порядком и статьей 27 Закона.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27 и абзацем 2 пункта 3 статьи 311 Закона постановление следственного судьи или суда, вступившее в законную силу, о праве собственности и других вещных правах на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации права собственности и других вещных прав в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом, без взимания административного сбора.
Однако, согласно подпункту 1 пункта 2 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона Украины № 1666-VIII до введения системы информационного взаимодействия между Государственным реестром вещных прав на недвижимое имущество (Реестр) и Единым государственным реестром судебных решений проведение регистрационных действий на основании решений судов осуществляется по обращению заявителя.
В соответствии с положениями статей 16 и 17 Закона при принятии заявлений в бумажной форме обязательно изготавливаются электронные копии документов, представленных заявителем для проведения регистрационных действий, путем сканирования с последующим их размещением в Реестре. Документы, на основании которых проведены регистрационные действия и которые подлежат возврату заявителю, хранятся в регистрационном деле в форме электронных копий документов, изготовленных путем сканирования при проведении регистрационных действий.
Кроме того, следует отметить, что, согласно части 3 статьи 13 Закона, в случае отсутствия открытого для объекта недвижимого имущества раздела в Реестре сведения о других вещных правах и субъектах этих прав, обременениях прав на недвижимое имущество и субъектах этих прав вносятся в специальный раздел Реестра, кроме случаев, когда такая государственная регистрация проводится одновременно с государственной регистрацией права собственности.
После открытия для объекта недвижимого имущества раздела в Реестре сведения о других вещных правах и субъектах этих прав, обременениях прав на недвижимое имущество и субъектах этих обременений переносятся в следующий раздел.
Поскольку АРМА не является ни участником, ни стороной уголовного производства и не участвует в соответствующих судебных заседаниях, для того чтобы иметь возможность реализовать свои полномочия по управлению активами, оно должно не только получить судебное решение, но и зарегистрировать за собой такое право, поскольку вещные права на недвижимое имущество и их обременения, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом, возникают с момента такой регистрации.
Таким образом, при обращении АРМА в органы, которые ведут государственные реестры, государственный регистратор прав на недвижимое имущество с целью установления приобретения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество и их обременений на основании поданного решения суда обязательно использует сведения из Единого государственного реестра судебных решений, размещенного на официальном веб-портале судебной власти Украины, о наличии такого решения в соответствующем реестре в электронной форме, соответствии его документарной информации и реквизитам.
В случае отсутствия решения суда в Едином государственном реестре судебных решений государственный регистратор прав на недвижимое имущество запрашивает копию такого решения, заверенную в установленном порядке, у соответствующего суда. Направление запроса в суд о получении копии решения суда является основанием для приостановления рассмотрения заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений.
Как следует из абзаца 2 пункта 14 Порядка, в случае невыполнения заявителем указанных в решении требований или неполучения по запросу документов и/или информации, необходимой для государственной регистрации прав, в срок, установленный в абзаце 2 настоящего пункта, государственный регистратор принимает решение об отказе в государственной регистрации прав.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: