Польские университеты — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (910) » Польские университеты

Польские университеты

Международное сотрудничество во всех сферах деятельности с каждым днем набирает все большие обороты. В первую очередь, конечно, это связано с подписанием Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом и евроинтеграцией в целом. И адвокатура в данном вопросе не осталась в стороне.

Ближайшим и, вероятно, близким по духу для Украины государством все же является Польша. И так уж сложилось, что знакомство с польскими адвокатами привело к дальнейшему налаживанию контактов и обмену опытом. Собственно, речь идет о договоре о взаимном прохождении стажировки в Польше, подготовленном и подписанном с украинской стороны Советом адвокатов г. Киева.

К слову, стажировка проходила весной с.г., и в ней приняли участие шесть адвокатов — представители киевской и одесской адвокатуры.

А пока украинские адвокаты ожидают ответного визита коллег из Польши, мы общались с участниками стажировки — адвокатами Александром Котырло (А.К.), Денисом Кешкентием (Д. К.) и членом Совета адвокатов г. Киева Натальей Савиновой (Н. С.), рассказавшими об особенностях работы польских адвокатов и о впечатлениях от поездки в целом.

 

— Почему выбор пал на Польшу и как проходил процесс организации стажировки? Какую программу подготовили польские коллеги?

Н.С.: Прежде всего Польша действительно наиболее близкое нам государство. Не зря мы столько лет были вместе. Решение о подписании этого договора было фактически принято в ходе Международного форума адвокатов в г. Киеве, который состоялся в прошлом году. Наши гости из Польши предложили формат взаимных стажировок и повышения квалификации адвокатов.  

Поскольку у нас есть неплохой опыт и понимание организации как первого, так и второго, мы с удовольствием согласились. И вот осенью 2014 года нами был подписан договор.

Теперь наша очередь принимать гостей: ждем польскую делегацию на Украине. И это уже не просто наши «польские партнеры», но и друзья.

А.К.: Механизм прохождения стажировки в польской адвокатуре работает достаточно давно. Работа с Украиной, в частности с киевской адвокатурой, далеко не первый опыт.

Вместе с тем поляки уже были в ипостаси, в которой по сути находились мы.

В конце 80-х — начале 90-х годов адвокаты ездили на стажировку в Италию, Францию с целью ознакомления с деятельностью адвокатуры в демократических странах. А в дальнейшем они принимали европейских коллег и рассказывали им об особенностях своей работы.

Поскольку законодательные базы Польши и Украины разные, да и правовое поле, в котором мы работаем, очень сильно отличается, то стажировка в основном заключалась в ознакомлении с методами работы.

Несмотря на достаточно плотный график, удалось встретиться не только с представителями адвокатского сообщества, в том числе и самого высокого уровня, но и с судьями конституционного и верховного судов Польши.

Следует отметить, что прием состоялся на высоком уровне, а программа стажировки была продумана до мельчайших деталей.

 

— Как организована деятельность адвокатов в Польше?

Д.К.: Адвокаты работают или как самозанятые лица, или в адвокатском объединении. Экономически гораздо перспективнее работать в объединении, поскольку отчетность одинаковая в обеих формах организации адвокатской деятельности, но совместно ее вести не так накладно. В большинстве объединений — по три адвоката. Наличие офиса — обязательное условие адвокатской деятельности. Рабочий день — с 8.00 до 17.00, а судебные заседания проходят с 9.00 до 13.00.

А.К.: Мы имели возможность побывать в нескольких адвокатских конторах с разной организацией труда. Если в одной применяют систему печатей и штампов, с четкими правилами прохождения документов, то в другом объединении порядок достаточно лояльный.

Если же говорить о структуре местных органов адвокатского самоуправления, то она очень сильно отличается от нашей. У них есть «изба» — прообраз законодательного местного органа адвокатуры, который полномочен принимать определенные решения, и «округова рада», представляющая собой исполнительный орган.

Хочется отметить очень жесткие требования к отчетности. К примеру, если декан местной «избы» тратит значительные средства на фуршеты, встречи, которые не соответствуют программам и целям, определенным ранее, его могут обязать компенсировать затраты из собственных средств.

 

— Расскажите о механизме и процессе получения свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью в Польше.

А.К.: Отличия у нас кардинальные. Если на Украине экзамен проводится на территориальном уровне, то у коллег это происходит на национальном. Более того, в перечень экзаменаторов входят представители министерства юстиции.

Последний экзамен, проведенный в начале весны, из 160 допущенных сдали около 110 человек, то есть почти 30 % экзамен не прошли. Поясню: допущенные — это лица, которые прошли стажировку и сдали промежуточный экзамен на местном уровне. Сама стажировка проводится в адвокатских объединениях.

 

— Назовите кардинальные отличия в работе украинских и польских адвокатов. В чем вы видите положительные моменты адвокатской деятельности в Польше?

Д.К.: Больше всего поразило представительство в суде клиента не самим адвокатом, а его помощником на основании поручения адвоката. Приятно удивило то, что самостоятельно гражданин не может представлять себя в суде — с ним обязательно должен быть или юрисконсульт, или адвокат.

Еще одним отличием является отсутствие процедуры предоставления на бесплатной основе адвоката от государства. В Польше такой механизм пока находится в процессе разработки в отличие от Украины.

Отсутствует в судах и задержка заседаний. Максимум, что я увидел, — смещение графика на 10–20 минут.

А.К.: К слову, такие задержки связаны в основном с большим количеством представителей сторон в судебном процессе. В то же время в уголовных процессах бывают действительно длительные задержки в силу специфики уголовного производства.

Следует также сказать, что в Польше судьи очень жестко ведут процесс, и по сути вопрос коррупции в судах снят.

Поражает архитектура здания Верховного суда. Перемещение между корпусами и залами судебных заседаний происходит по абсолютно прозрачным тоннелям и лифтам. Это своеобразный символ открытости и прозрачности судебной системы, который очень популяризируется.

Возвращаясь непосредственно к работе адвокатов в судах, отмечу: приятно удивило наличие комнаты для адвокатов даже в самых старых зданиях. В таких комнатах есть два-три стола минимум, шкафы для переодевания. Предоставляются услуги по распечатыванию необходимых документов, а также чай, кофе, сок по минимальным ценам.

— Ваши впечатления от работы польских адвокатов в целом?

А.К.: Полякам, и особенно юристам, присущи чувства гордости, национального самосознания. А вообще профессия адвоката входит в перечень профессий (порядка полутора десятков), предполагающих уровень «национального» доверия общества.

В то же время, с одной стороны, эта профессия предполагает доверие граждан, а с другой — такое доверие нужно заслужить. Видимо, в силу непонимания особенностей адвокатской работы, в частности, в аспекте механизма расчета оплаты услуг приходится этот барьер преодолевать.

Д.К.: Работа адвоката после получения им соответствующего статуса сводится к эффективному менеджменту его помощников, постоянному самообразованию и умению привлечь и удержать клиента. Достижения адвоката во многом зависят от помощника, которому адвокат доверяет своего клиента.

А.К: Дополню, что если ты адвокат и принимаешь присягу, то ты только адвокат. Конечно, нет прямого запрета на участие в хозяйствующих субъектах, в том числе и на учредительство, но поляки очень скрупулезно подходят к этому вопросу и, как правило, такого участия не принимают. С другой стороны, они очень активны и состоят в общественных организациях, политических партиях.

 

— На ваш взгляд, какие особенности работы польских коллег может использовать украинская адвокатура?

А.К.: Поляки гордятся четкой формализацией законодательства. То есть даже когда судья слушает дело, он формализованно применяет к этому делу те или иные нормы права. Задача адвоката — доказать в суде, что его позиция правильная. Формализация законодательства и четкая детализация норм права не позволяют появляться коррупционным составляющим.

Д.К.: Возможность доступа адвоката к любому чиновнику и уважение общества к адвокату. В Польше даже не представляют, что адвокат может быть обыскан, и для этого необходимо защищать его профессиональные права посредством внесения соответствующих норм в законы. Уважение к профессии адвоката, фактическая его неприкосновенность и обеспечение адвокатской тайны — по определению задача государства.

 

— Оправдались ли ваши ожидания от прохождения повышения квалификации украинских адвокатов?

Н.С.: Безусловно, да. Во-первых, наши адвокаты имели возможность ознакомиться с тем, как достаточно молодая демократия Польши сумела развить демократический институт адвокатуры. Удивительно то, что наши польские коллеги вообще плохо представляют, что такое авторитаризм в адвокатуре, что такое давление на адвоката. Безусловно, существует масса проблем, но адвокат в Польше — действительно «белая кость». По определению. И они гордятся тем, что достойны именоваться адвокатами. Адвокатское сообщество имеет колоссальный вес в стране и пользуется доверием людей и уважением судей и правоохранителей.

О злоупотреблениях в самоуправлении с нарушениями корпоративной этики речь вообще не идет.

Нашей делегации было важно это не только увидеть, но и почувствовать.

 

 (Беседовала Светлана ТАРАСОВА,

«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Репортаж

Субъект признания

Акцент

Системный подход

В фокусе: адвокатура

Польские университеты

Государство и юристы

Проще не бывает

Государство и юристы

Новости из зала суда

Суд отказался признавать недействительным контракт о прохождении военной службы

Государство и юристы

Отдельное сомнение

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменена Стратегия нацбезопасности

Статус Нацкомиссии по энергетике и комуслугам урегулируют новым законом

Местные выборы предлагается проводить по открытым спискам

Государство и юристы

Новости из зала суда

Суд взыскал с компании Nemiroff 400 тыс. грн штрафа и пени

Государство и юристы

Игра за публику

Острота очищений

АМКУ и арендаторы земли. Кто прав?

Сговоры на торгах

Закат третейской эры

Образцово-указательный

Книжная полка

Агроспектр

Неделя права

Судейский выбор

Конституционное усовершенствование

Открытое обобщение

Поместная система

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Мексике борются с коррупцией

Специальные суды по делам о торговле людьми

Компенсация за гонения из-за гимна Японии

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Baker & McKenzie стала официальным партнером «АПРАД»

А. Ковалев присоединился к ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Участники Клуба кредиторов обсудили особенности взыскания долга за счет иностранных активов

МПЦ EUCON признан лучшей компанией по трансфертному ценообразованию на Украине

АО Arzinger сопровождало сделку по осуществлению инвестирования в группу компаний «ВЕНБЕСТ»

Отрасли практики

Проблема в полузащите

Дебатная партия

Финансовый вектор

Конкурентный спрос

Альтернативный поход

Бремя реформ

Рабочий график

Третья часть съезда

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Параллельные изменения

Сцена почета

Самое важное

Международный сор

«Натуральные» премии

Национальное зерно

Процессуальные версии

Исполнительный детектор

Тема номера

Принести изменения

Так задержать!

Подготовить отсчет

Частная практика

Территориальные общины

Минимальное обеспечение

Руководствуясь ценностями

Власть идущие

Інші новини

PRAVO.UA