Положение связывает — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (880) » Положение связывает

Положение связывает

Рубрика Тема номера

После аннексии Крыма время от времени в СМИ появляется информация от должностных лиц, что Украина будет оспаривать действия соседей в том или ином международном суде. Но поскольку такая информация всплывает из разных источников очень спонтанно, видимо, у нашего государства нет четкой стратегии в этом вопросе. Отложив все профильные суды и арбитражи (вроде WTO и IATA), у Украины остается возможность обратиться в два международных судебных органа, способных действительно повлиять на Россию: Европейский суд по правам человека (Евросуд) и Международный суд справедливости ООН (МСС). Какой же их них более перспективен?

Обратиться в Евросуд

В соответствии со статьей 33 Европейской конвенции о защите прав человека и основоположных свобод «любая Высокая Договаривающаяся Сторона может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другой Высокой Договаривающейся Стороной». Как сторона Конвенции, права которой предположительно были нарушены другой стороной, Украина обратилась в Евросуд еще 13 марта 2014 года. Тогда суд, согласно правилу 39 Регламента, принял обеспечительные меры, обязав обе стороны воздержаться от каких-либо деяний, особенно военных действий, которые могут повлечь за собой нарушение прав человека, закрепленных в Конвенции, и исполнять свои обязательства в соответствии с Конвенцией.

Такое быстрое обращение в суд и принятие обеспечительных мер давало надежду, что Украина будет системно добиваться компенсации за аннексию Крыма в Евросуде. Однако прошло полгода, а больше никаких документов в открытой базе этого суда по делу № 20958/14 «Украина против России» нет. Но при этом в конце октября СМИ сообщали со ссылкой на министра юстиции Павла Петренко, что министерство передало в Евросуд три дела против России. Само же ведомство официально не разглашает информацию о каких-либо конкретных действиях. Тем не менее успешность признания юрисдикции в каждом из случаев зависит от двух слагаемых: были ли исчерпаны все внутренние средства правовой защиты (статья 35 Конвенции), касается ли спор нарушений положений Конвенции.

Если говорить о первом условии, необходимо отметить, что в межгосударственных спорах, как правило, отсутствуют средства национальной защиты, поэтому в отдельных случаях допускается отклонение от требований статьи 35.

Что касается наличия нарушений положений Конвенции, то следует отталкиваться от предполагаемых исков Украины. По словам г-на Петренко, дела касаются иска о признании незаконной оккупации Крыма, компенсации убытков, нанесенных этой оккупацией, фиксации нарушений конституционных прав граждан, которые были допущены в ходе оккупации и в дальнейшей деятельности оккупационной власти, а также нарушений прав Мустафы Джемилева и его сына со стороны российских оккупационных сил в Крыму.

Среди прочего, сразу бросается в глаза фраза «о признании незаконной оккупации Крыма». Компетенции выносить такое решение у Евросуда нет — он может посчитать оккупацию незаконной и решить, что было нарушение, например, статьи 1 Первого протокола Конвенции. Именно эта статья должна стать фундаментом межгосударственного спора в отношении Крыма, согласно которой «каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как… на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».

В отношении требования о компенсации, даже если такое требование будет успешным, процесс выполнения решения из-за отсутствия механизма может вообще не состояться. Тем более если речь идет о государстве, которое в своей деятельности пренебрегает принципами международного права и международным правом в целом.

Успешность всех последующих требований зависит напрямую от доказательной базы. Среди прочего речь может идти о нарушении статьи 2 (право на жизнь), статьи 3 (запрещение пыток), статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Конвенции, статьи 1 Первого протокола (защита собственности), статьи 2 Протокола № 4 (свобода передвижения).

В практике Евросуда есть два дела, на которые Украине следует ориентироваться при подаче иска против России. Первое дело фактическими обстоятельствами очень похоже на ситуацию в Крыму — «Кипр против Турции» (2001 год), когда спустя почти 30 лет после оккупации северного Кипра Турцией суд вынес решение о нарушении со стороны Турции множества статей Конвенции, в том числе статей 3, 5, 8, 13 Конвенции, а также статьи 1 Первого протокола. Второе дело — «Грузия против России» (2014 год). Иск был подан в 2008 году, и только в июле с.г. суд принял решение, в котором удовлетворил иск в большинстве требований. Хотя предмет иска был другой (дело касалось арестов, задержаний и коллективного выселения грузинских граждан из РФ осенью 2006 года), Украину тут должно интересовать не столько само решение, сколько реальные сроки делопроизводства (шесть лет) и стратегия ответчика в споре.

Суд справедливости

Второй доступный для Украины вариант — Международный суд справедливости ООН (МСС). В межгосударственных делах этот суд имеет значительно больший авторитет, чем Евросуд.

Обращаясь в МСС, Украине можно уже не ограничиваться одной Европейской конвенцией, а предоставлять суду факты нарушений множества международных норм, начиная с Хартии ООН.

О том, что Украина начала процесс подачи иска в МСС, еще в августе в прямом эфире одного из телеканалов заявил Павел Петренко. По его словам, это иск против России о нарушении международной конвенции по запрещению финансирования терроризма (Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма).

В таком случае Украина будет доказывать юрисдикцию суда на основании статьи 24 Конвенции, в соответствии с которой спор может быть передан в МСС. Однако там предусмотрены меры, которые сторонам нужно исчерпать, перед тем как обращаться в суд, а именно: на протяжении шести месяцев стороны не смогли сформировать независимый арбитраж. О попытках создать такой арбитраж официально Украина не сообщала.

Поскольку ни Украина, ни Россия не признали обязательную юрисдикцию МСС, согласно статье 36 (2)  Устава МСС, а шансы согласия России на добровольную передачу спора суду (статья 36 (1) Устава МСС) равны нулю, то остается рассчитывать на конвенции, в которых Россия как сторона в случае спора признала юрисдикцию МСС. Кроме вышеупомянутой конвенции, подобного рода положения имеет Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Но такой спор однозначно имеет меньшую вероятность юрисдикционного успеха.

Подавать параллельный иск в другой международный суд (одновременно с иском в Евросуд) не является препятствием, что продемонстрировано в деле МСС «Грузия против России» (2011 год). Кроме того, это решение очень важно исследовать, чтобы доказать наличие международного спора между Украиной и Россией и что методы переговоров были исчерпаны. Грузия в своем иске не подтвердила последнего, и суд не признал юрисдикцию над спором.

Таким образом, оба органа разрешения споров в перспективе могут вынести решения в пользу Украины, но для этого нужно основательно понимать особенности каждого института и его судебной практики, а также стратегию России в подобных спорах. Это будет длительный процесс, но такие дела, как «Кипр против Турции», являются примером для подражания.

 

ДАНИЛЕЙКО Владислав — юрист МЮФ Integrites, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Игры с Ассоциацией

В фокусе

КонтрАКТ

Новаторский поход

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правительство упрощает порядок концессии

Государство и юристы

Судебная платформа

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предоставление аудиовизуальных услуг урегулируют

Государство и юристы

Текст на пригодность

Государство и юристы

Новости законотворчества

Определен порядок посещения Минюста

Государство и юристы

Ввести счеты

Участки — в памяти

Документы и аналитика

Заменительная история

Нотариальная норма

Книжная полка

Антимонопольные положения

Неделя права

Зарплатный вход

Отборная помощь

Право с выражением

Европейский опыт

Неделя права

Новости из-за рубежа

Нью-йоркская юрфирма отсудила гонорар успеха в размере 44 млн долл. США

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд признал неправомерным бездействие КМУ

КААС подтвердил законность решения об утверждении регламента ВКДКА

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Лавринович и Партнеры» консультирует ІТ-дистрибьютора по вопросам взыскания задолженности

АО IMG Partners защитило интересы ГК Freedom Farm в судебном споре

АО Arzinger — советник по привлечению кредита аграрной компанией

ЮФ «Астерс» выступила юрсоветником в связи с приобретением компанией Triton Fund сегмента теплообменников компании GEA Group

Отрасли практики

Ликвидационный фон

Хозпросчет

Обеспечение без опасности

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Мыслить глобально

Решения недели

Судебная практика

Не абсолютное право

Отношения без оценки

Не истребовали трудовую

Самое важное

Публичный состав

Соглашение перемирия

Иллюстрация к люстрации

НДС электронно

Судебная практика

Право по курсу

Судебная практика

Судебные решения

Получение публично обещанного вознаграждения потребителем банковских услуг не влияет на условия выплаты пособия по безработице

Судебная практика

Отчет комиссара

Судебная практика

Судебные решения

Полномочия поверенного

Судебная практика

Самовыдвиженцы от партий

Судебная практика

Судебные решения

Особенности налогообложения совместной деятельности по использованию недр

Судебная практика

Проблемные банки

Тема номера

Публичное вступление

Положение связывает

Проставить многоточие

Частная практика

Проверочный ход

Інші новини

PRAVO.UA