2014-й стал годом многочисленных испытаний и потрясений для Украины, среди которых особое значение имеет аннексия Крыма Российской Федерацией (РФ).
Основной вопрос заключается в неоднозначности правового статуса Крыма после его оккупации РФ. Украина (как и большинство стран цивилизованного мира) не признает результатов проведенного референдума и присоединения Крыма к РФ, соответственно, на территории Крыма сохраняется действие законодательства Украины с ограничениями, предусмотренными для временно оккупированной территории (каковой, по сути, и является Крым). Так, официальная позиция украинской власти заключается в том, что Крым остается Автономной Республикой в составе Украины и в связи с оккупацией здесь планируется ввести специальный режим хозяйственной деятельности. Российские власти, опираясь на Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ (Закон РФ о принятии Крыма), считают Крым территорией РФ, где с 21 марта 2014 года действует законодательство России, если иное не предусмотрено указанным законом РФ.
Данная статья является попыткой определения прав, гарантий и обязанностей жителей Крыма в сфере трудоустройства. Анализ ведется с точки зрения правового статуса жителей Крыма по отношению к Украине и России (которая является достаточно «щедрой» в вопросах предоставления гражданства) и распространения законов РФ на оккупированные территории.
Наиболее удобной выглядит ситуация для желающих оставаться гражданином Украины и при этом пользоваться теми «преимуществами», которые предоставляет гражданство РФ. Несмотря на то что Украина не признает двойного гражданства, отказ от гражданства Украины предусматривает определенную процедуру и не происходит автоматически либо путем физического уничтожения паспорта (раздел III Закона Украины «О гражданстве Украины» от 18 января 2001 года № 2235-III). Кроме того, учитывая неоднозначный статус Крыма и его жителей, представители официальных органов Украины также подтверждают тот факт, что украинское правительство (по заявлению министра Кабинета Министров Остапа Семерака) допускает двойное гражданство для жителей Крыма.
Соответственно, в таком случае не нужно получать разрешение на трудоустройство (для унификации будем так обозначать этот документ, хотя на Украине и в РФ он имеет разные названия) ни в нашей стране, ни в России, так как каждое из государств считает такого работника исключительно своим гражданином. В настоящее время в Госдуме РФ зарегистрирован законопроект, которым предлагается ввести ответственность за неуведомление о наличии двойного гражданства. Особо строгие санкции будут предусмотрены для лиц, претендующих на занятие должностей, предполагающих наличие исключительно гражданства РФ.
Вместе с тем двойное гражданство является препятствием для желающих занимать должности в государственных органах, быть судьями, прокурорами, адвокатами в РФ (соответствующие ограничения установлены, в частности, федеральными законами РФ о «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1 и т.д.). Кроме того, согласно части 10 статьи 7 Закона РФ о принятии Крыма, сотрудники органов безопасности, таможни и милиции Крыма, сотрудники иных государственных органов, замещающие должности в указанных органах на день аннексии Крыма РФ, имеют преимущественное право на поступление на службу в органы федеральной службы безопасности, таможенные органы РФ и органы внутренних дел РФ, иные государственные органы, создаваемые в соответствии с законодательством РФ на территории Крыма и Севастополя, при наличии у них гражданства РФ, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства РФ и соответствия требованиям, предъявляемым законодательством РФ к сотрудникам указанных органов. Логично предположить, что таковым требованием станет отказ от гражданства Украины.
Как и на Украине, в Российской Федерации для использования труда иностранцев необходимо пройти процедуру получения разрешения на трудоустройство. Законодательство РФ в сфере трудовой миграции отличается от украинского законодательства как в части требований, которые должны быть соблюдены работодателями, так и в части перечня необходимых документов, сроков рассмотрения и видов разрешений. Мы продолжаем считать, что Крым является неотъемлемой частью Украины и что на его территории применяется законодательство Украины, однако нашим соотечественникам придется соблюдать требования оккупационных властей с целью сохранения заработка и предотвращения наложения санкций на работодателей. В данном случае целесообразно ознакомиться с требованиями соответствующих нормативных актов РФ и получить консультации специалистов. Ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. Санкции за нарушение порядка допуска иностранных граждан к работе в РФ налагаются на самих работников, на должностных лиц работодателей и на работодателей.
Дополнительные вопросы возникают в сфере миграционного законодательства РФ. Судя по информации, содержащейся на сайте Федеральной миграционной службы РФ (www.fms.gov.ru), существуют кардинальные отличия от норм, действующих на территории Украины. Это касается необходимости государственной дактилоскопической регистрации, получения разрешения на временное проживание (с ежегодным подтверждением факта проживания, размера и источника доходов), получения вида на жительство и т.п.
Законодательство Украины не предусматривает смену гражданства как основание для увольнения работника. Однако в данной ситуации с целью соблюдения законов украинский работодатель должен будет инициировать получение разрешения на трудоустройство такого работника. Учитывая позицию судов и Министерства труда и социальной политики Украины, отношения работодателя и работника-иностранца являются срочными и возникают только на период действия разрешения на трудоустройство на Украине. Для соблюдения положений Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины работодатель должен предупредить работника об изменении существенных условий труда, а именно — о необходимости заключения срочного трудового договора. Также работодатель должен начать процедуру получения разрешения на трудоустройство (после издания соответствующего Указа Президента Украины). В случае отказа сотрудника от заключения срочного трудового договора, на наш взгляд, работник может быть уволен на основании пункта 6 части 1 статьи 36 КЗоТ Украины.
Также остается открытым вопрос о работниках представительств иностранных компаний (в РФ, в отличие от Украины, такие работники-иностранцы также должны получать разрешения на трудоустройство) и иностранцах, работающих на основании разрешений на трудоустройство, полученных в компетентных органах Украины.
В контексте настоящей статьи хотелось бы обратить внимание на особенности расторжения трудовых договоров согласно Трудовому кодексу РФ. В частности, трудовой договор может быть расторгнут в связи с приведением общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной правительством Российской Федерации для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности (пункт 12 статьи 83 Трудового кодекса РФ). Можно предположить, что эта норма также может быть применена в качестве основания для увольнения некоторых граждан Украины, отказавшихся от гражданства РФ. Однако по общему правилу смена гражданства также не является основанием для расторжения трудовых договоров по законодательству РФ.
Следует отметить, что на данный момент обсуждается проект Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». По состоянию на 1 апреля 2014 года законопроект был дополнен статьей 7 «Обеспечение реализации прав граждан, которые находятся на временно оккупированной территории либо переселены на нее, на занятость, пенсионное обеспечение, общеобязательное государственное социальное страхование и социальные услуги». Достаточно внимания уделяется обеспечению прав граждан, вынужденных покинуть оккупированные территории, в частности, вопросам подтверждения фактов увольнения, страхового стажа, размера заработной платы и т.п. при помощи данных Пенсионного фонда Украины, в судебном порядке и т.д. Относительно граждан Украины, не желающих покидать территорию Крыма и место работы на полуострове, законопроект в очередной раз указывает на тот факт, что реализация права на занятость осуществляется в соответствии с законодательством Украины. Данное предложение выглядит достаточно декларативным, так как сегодня сложно предположить его практическое применение в условиях оккупации Крыма и необходимости для бизнеса и жителей Крыма приспосабливаться к новым реалиям жизни.
Текущая редакция вышеуказанного законопроекта предполагает установление запрета на осуществление в Крыму хозяйственной деятельности, которая подлежит лицензированию, патентованию, сертификации и т.п. Несмотря на негативное отношение бизнеса к подобным предложениям, в случае принятия законопроекта в указанной редакции предприятиям нужно будет принимать решение относительно «переезда» на материковую часть Украины либо перерегистрации в соответствии с законодательством РФ (или какой-либо другой юрисдикции). Дальнейшие действия кадровых служб будут зависеть от решения, принятого собственниками.
Сегодня неопределенность правового положения жителей Крыма вызывает большое количество вопросов, которые могут быть разрешены только путем принятия соответствующих двусторонних межгосударственных актов.
ПАВЛИНСКАЯ Алеся — старший юрист практики трудового права АО Arzinger, г. Киев,
КУЧЕРУК Ольга — юрист АО Arzinger, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…