Полномочия райгосадминистраций по регистрации изменений в учредительные договоры — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №6 (372) » Полномочия райгосадминистраций по регистрации изменений в учредительные договоры

Полномочия райгосадминистраций по регистрации изменений в учредительные договоры

Райгосадминистрации не имеют полномочий вмешиваться в порядок создания юридических лиц — субъектов хозяйствования, а потому не могут совершать действия в отношении регистрации изменений в учредительные документы, не предусмотренные действующим законодательством.

26 октября 2004 года коллегия судей Высшего хозяйственного суда рассмотрела кассационную жалобу Ивановской районной государственной администрации Одесской области на постановление от 8 июня 2004 года Одесского апелляционного хозяйственного суда по делу № 15/23-04-508 Хозяйственного суда Одесской области по иску ООО «Родина», с. Бузиновое, к Ивановской районной государственной администрации Одесской области о побуждении зарегистрировать изменения в устав ООО «Родина» в виде его новой редакции.

Решением Хозяйственного суда Одесской области от 30 марта 2004 года исковые требования ООО «Родина» удовлетворены, Ивановская райгосадминистрация обязана зарегистрировать изменения, внесенные в устав ООО «Родина» в виде основной его редакции.

Постановлением Одесского апелляционного хозяйственного суда от 8 июня 2004 года решение Хозяйственного суда от 30 марта 2004 года оставлено без изменений.

Ивановская райгосадминистрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу решения в иске отказать. Жалоба мотивирована тем, что судами нарушены нормы материального права, в частности, статья 59 ХК, статья 104—109 ГК Украины.

Основанием отказа в регистрации является то, что решение о реорганизации ПОСК «Родина» принято после регистрации ООО «Родина». Требования истца относительно регистрации изменений и дополнений противоречат статье 34 Закона Украины «О предприятиях на Украине». Не принято во внимание письмо представительства ГКУ по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в Одесской области от 1 марта 2004 года № 01.-08/133, которым подтверждается правомерность отказа в государственной регистрации изменений в устав ООО «Родина» относительно его правопреемства прав и обязанностей ПОСК «Родина». Жалобщик настаивает на том, что имеет место нарушение установленного законом порядка создания ООО «Родина», а уплата долгов ликвидированного предприятия не является основанием для правопреемства.

Ознакомившись с материалами и обстоятельствами дела, коллегия судей пришла к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на следующих основаниях.

В соответствии со статьей 1117 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, пересматривая в кассационном порядке судебные решения, кассационная инстанция на основании установленных фактических обстоятельств дела проверяет применение судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права. Кассационная инстанция не имеет права устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные в решении или постановлении хозяйственного суда или отклоненные им, решать вопрос о достоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств над другими, собирать новые доказательства или дополнительно проверять доказательства.

Порядок государственной регистрации и перерегистрации СПД независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также порядок отмены государственной регистрации определяется Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25 мая 1998 года № 740.

В соответствии с пунктом 23 Положения изменения (дополнения) в учредительные документы СПД подлежат государственной регистрации в 5-дневный срок со дня поступления соответствующей информации к органу государственной регистрации при наличии документа, подтверждающего внесение платы за государственную регистрацию изменений (дополнений) в учредительные документы. Внесение изменений (дополнений) оформляется в виде отдельных приложений или путем изложения учредительных документов в новой редакции с соблюдением требований, определенных этим Положением.

Предыдущие судебные инстанции установили следующее.

ООО «Родина» создано юридическим лицом Агропромышленный торговый дом «СГ» и физическими лицами в соответствии с требованиями Закона Украины «О хозяйственных обществах», «О предприятиях на Украине» и приобрело юридическую правоспособность с момента регистрации его Устава — 28 сентября 2000 года.

ПОСК «Родина» создан в процессе реорганизации КСП «Родина» в части количества имущественных и земельных паев, принадлежащих членам кооператива и арендованных согласно распределительному балансу КСП «Родина», приобрел юридическую правоспособность с момента регистрации его устава — 6 марта 2000 года. Согласно протоколу № 4 от 23 октября 2000 года общего собрания учредителей ПОСК «Родина», решено ликвидировать ПОСК «Родина» с 1 ноября 2000 года и на его базе организовать ООО «Родина» с правопреемством прав и обязанностей ликвидированного кооператива.

Согласно решению общего собрания учредителей ПОСК «Родина» (протокол № 4 от 23 октября 2000 года) и распределительному балансу, ООО «Родина» приняло на себя все права и обязанности ПОСК «Родина». В том числе кредиторскую задолженность на общую сумму 833 000 грн, текущие обязательства по расчетам с бюджетом — 139 000 грн, по оплате работы — 94 000 грн, и выполнение договоров, заключенных ПОСК «Родина».

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 23 Закона Украины «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», общее собрание принимает решение о реорганизации и ликвидации предприятия, о его участии в акционерных обществах, корпорациях, ассоциациях, концернах и других объединениях. Согласно статье 31 этого Закона, в случае реорганизации предприятия к новообразованному предприятию переходят все имущественные права и обязанности бывшего предприятия, при этом предприятие считается реорганизованным или ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра Украины.

Протоколом № 4 от 23 октября 2000 года подтверждено, что члены кооператива и учредители общества с ограниченной ответственностью пришли к соглашению относительно реорганизации кооператива. По распределительному балансу на 1 ноября 2000 года ПОСК «Родина» передал ООО «Родина» все свои активы и пассивы, а 4 июня 2002 года отменена его государственная регистрация.

В соответствии со статьей 7 Закона Украины «О хозяйственных обществах», изменения, произошедшие в учредительных документах общества и вносимые в государственный реестр, подлежат государственной регистрации по правилам, установленным для государственной регистрации общества.

Положением (пункт 23) предусмотрено, что изменения (дополнения) в учредительные документы СПД подлежат государственной регистрации в 5-дневный срок со дня поступления соответствующей информации в орган государственной регистрации при наличии документа, подтверждающего внесение платы за государственную регистрацию изменений (дополнений) в учредительные документы. Внесение изменений (дополнений) оформляется в виде отдельных приложений или путем изложения учредительных документов в новой редакции с соблюдением требований, определенных этим Положением. Ответственность за соответствие учредительных документов несет владелец (владельцы) или уполномоченные им (ими) органы, подающие документы.

Закон Украины «О местных государственных администрациях» не предусматривает права райгосадминистрации вмешиваться в порядок создания юридических лиц — субъектов хозяйствования.

Итак, предыдущие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что ООО «Родина» является правопреемником прав и обязанностей ПОСК «Родина» согласно действующему законодательству и истец правомерно требовал осуществить государственную регистрацию изменений в уставных документах.

Остальные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения апелляционной инстанции, им была дана юридическая оценка, а согласно требованиям статьи 1117, 1119 ХПК Украины кассационная инстанция не вправе осуществлять их переоценку.

Руководствуясь статьями 1115, 1117, 1119, 11111 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Высший хозяйственный суд Украины постановил следующее.

Кассационную жалобу Ивановской районной государственной администрации Одесской области оставить без удовлетворения, постановление от 8 июня 2004 года Одесского апелляционного хозяйственного суда по делу № 15/23-04-508 Хозяйственного суда Одесской области — без изменений.

(Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 26 октября 2004 года. Дело № 15/23-04-508. Председательствующий — Овечкин В.Э. Судьи — Чернов Е.В., Цвигун В.Л.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Экспертиза интеллектуальных объектов

Деловая практика

Пиши туда, не знаю куда...

Законодательная практика

Временным комиссиям — постоянный закон

Комментарии и аналитика

Дело «Европейская Уния» против ЕС

Неделя права

Из цивилистов — в председатели

Должность Президента под охраной Конституции

Защитим правосудие на Украине!

На местную милицию денег нет?

Реестр событий

Новая власть...

Минюст, устав, зарегистрировал Устав

Профессионально для профессионалов

Судебная практика

Без доверенности — только сложности

Судебная защита акционеров

Переход прав на участок при реорганизации

Судебные решения

Права государства как участника акционерного общества

Меры по обеспечению иска

Полномочия райгосадминистраций по регистрации изменений в учредительные договоры

Тема номера

Институт совместного инвестирования

Оспаривание реорганизации АО

Трибуна

Судебный эксперт: честь имею!

Частная практика

Все дороги ведут к клиенту

Юридический форум

Корпоративные проблемы в украинском стиле

Інші новини

PRAVO.UA