Отечественный электроэнергетический рынок ожидает роста конкуренции и инвестиций — на реализацию этих целей направлен революционный Закон Украины «О рынке электрической энергии» (Закон), который вступил в силу в середине июня с.г. Новая модель рынка базируется на европейских правилах, документ внедряет нормы Третьего энергетического пакета Европейского Союза. Но реформировать и развивать энергетическую отрасль будет весьма непросто.
Чем плоха украинская система энергорынка, почему ее заменяют на новую? Оптовый рынок электроэнергии Украины был создан еще в 1996 году и функционирует по уже устаревшей модели «единого покупателя». Современные тенденции развития электроэнергетической отрасли требуют перехода к более эффективной и ориентированной на потребности потребителей модели рынка, которой и является конкурентная модель двусторонних контрактов с балансирующим рынком (то есть рынком, организованным оператором системы передачи электроэнергии с целью обеспечения достаточных объемов электрической мощности и энергии, необходимых для балансировки в реальном времени объемов производства, импорта электрической энергии и потребления и экспорта электроэнергии, урегулирования системных ограничений в объединенной энергетической системе Украины, а также для финансового урегулирования небалансов электрической энергии). Кроме того, согласно Закону, сегментами рынка электроэнергии также будут рынок «на сутки вперед» (купля-продажа электрической энергии на следующие за днем проведения торгов сутки), внутрисуточный рынок (купля-продажа электрической энергии осуществляется непрерывно после завершения торгов на рынке «на сутки вперед» и в течение суток физической поставки электрической энергии) и рынок вспомогательных услуг. Перечень участников рынка расширяется понятием трейдеров, наличие которых должно положительно повлиять на ликвидность рынка, способствовать ограничению значительных колебаний цен. Также Закон вводит систему специальных обязанностей для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка. Ниже рассмотрим некоторые положения Закона.
В Законе указано, что цены и тарифы на рынке электроэнергии, которые регулируются государством, должны быть недискриминационными и прозрачными и не должны допускать перекрестного субсидирования между пользователями системы, ограничивать ликвидность рынка и препятствовать межгосударственной торговле электрической энергией. Тарифы на услуги по передаче и распределению электроэнергии рассчитываются независимо от расстояния, на которое она передается и распределяется, и могут состоять из нескольких ставок, в том числе и из ставки за пользование мощностью электрических сетей. Куплю-продажу электрической энергии по двусторонним договорам осуществляют производители, электропоставщики, операторы системы передачи, операторы системы распределения, трейдеры, гарантированные покупатели и потребители. Участники рынка имеют право свободно выбирать контрагентов по двусторонним договорам, заключать эти договоры в произвольной форме и на условиях, определяемых по договоренности сторон, но с учетом некоторых ограничений.
Лицензированию подлежит хозяйственная деятельность по производству, передаче, распределению электрической энергии, ее поставке потребителю, трейдерская деятельность, осуществление функций оператора рынка и гарантированного покупателя. Согласно Закону, производители электроэнергии имеют право на свободный выбор контрагента по двусторонним договорам, своевременное и в полном объеме получение средств за проданную ими электрическую энергию в соответствии с заключенными договорами, недискриминационный доступ к электросетям, осуществление экспорта и импорта электроэнергии и т.д. Что касается оператора системы передачи, то в Законе говорится, что его организационно-правовой формой является акционерное общество, в уставном капитале которого государству принадлежат 100 % акций (долей), не подлежащих приватизации или отчуждению другим способом. Ежегодно до 1 мая оператор будет разрабатывать и представлять на утверждение НКРЭКУ план развития системы передачи на следующие десять лет.
Согласно Закону, оператор рынка обеспечивает функционирование рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка, создает организационные, технологические, информационные и другие условия для осуществления регулярных торгов, заключения и выполнения договоров и расчетов по ним, в частности, определяет уполномоченный банк или клиринговое учреждение. Также в Законе детально описаны функции администратора расчетов и администратора коммерческого учета. Указано, что поставка электрической энергии потребителям осуществляется лицензированными электропоставщиками по договору поставки, причем поставка осуществляется по свободным ценам.
Отдельно стоит обратить внимание на уже упомянутую выше трейдерскую деятельность на рынке электрической энергии. Такая хоздеятельность подлежит лицензированию в случае отсутствия у субъекта хозяйствования других лицензий, обязательных для осуществления деятельности на рынке электроэнергии. Трейдеры осуществляют куплю-продажу электроэнергии по двусторонним договорам и на организованных сегментах рынка, кроме ее продажи по договору поставки электрической энергии потребителю. Трейдеры имеют право также осуществлять экспорт-импорт электрической энергии по свободным ценам, на свое усмотрение выбирать контрагента по двусторонним договорам и т.д.
Новый Закон касается и сектора производства электроэнергии из альтернативных источников энергии (АИЭ). Закон стабилизировал правовую почву для АИЭ, закрепив все основные компоненты ранее введенного механизма поддержки, в том числе в отношении «зеленого тарифа» и системы бонусов. Поэтому можно прогнозировать дальнейшее повышение темпов развития отрасли АИЭ.
Сегодняшний рынок электроэнергии безусловно нуждается в основательном и качественном реформировании. Изменения произойдут не мгновенно, Закон предусматривает переходный период, в течение которого должны быть созданы технические, организационные и нормативные предпосылки для внедрения новой модели. Многие эксперты прогнозируют сложный процесс введения Закона в действие, поскольку переформатирование игроков рынка будет весьма болезненным. Стоит учесть также и то, что мощности энергетических компаний, линии электропередач и т.п. нуждаются в модернизации. К тому же многое зависит от принятия качественных подзаконных актов, среди которых — правила рынка, кодекс системы передачи, кодекс коммерческого учета, правила рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка, кодекс систем распределения и правила розничного рынка. Такие документы утверждаются НКРЭКУ, но подлежат согласованию с Антимонопольным комитетом Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…