Показать ноль — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Показать ноль

Показательная демонстрация нулевой толерантности к вымогательству взятки может оказаться более выгодной в долгосрочной перспективе как для компании в частности, так и для бизнес-среды в целом
Заявление о вымогательстве привлечет внимание к компании как со стороны общественности, так и со стороны контролирующих органов

Борьба за честный и прозрачный бизнес-климат актуальна для Украины уже много лет. Один из камней преткновения — коррупция.

Давить и вымогать

Одна из распространенных форм коррупции — давление со стороны недобросовестных чиновников и параллельное вымогательство за то, чтобы не было проблем. Такой «бизнес на бизнесе» приносит отдельным представителям государственных органов неплохой доход и замалчивается предпринимателями: компаний, которые открыто заявили о вымогательстве и боролись с этим, единицы (но успешные примеры есть!).

Молчание не только развязывает руки для последующих попыток получить «мзду» у конкретной компании, но и не оставляет шансов на улучшение и очищение общей «экосистемы», в которой мы работаем.

В парламент после начала работы нового созыва одним из первых был внесен законопроект № 1010, который среди прочего содержит нормы, регламентирующие появление нового института «разоблачителей коррупции» с предложением вознаграждать их 10 % (а точнее, в пределах 10 %) от суммы взятки или ущерба, нанесенного государству применением разоблаченной схемы. Большинство представителей бизнеса вряд ли нуждается в подобном источнике прибыли, однако появление новых тенденций этот закон однозначно может обеспечить. С одной стороны, он может создать позитивный тренд на охоту за коррупцией, что, в свою очередь, может привести к значительному повышению риска для недобросовестных чиновников требовать что-либо незаконного от бизнеса, а следовательно, и к снижению их аппетитов и давления. С другой — может «родить» нового коррупционного монстра для политической и внутриведомственной борьбы, имеющего мало чего общего с улучшением бизнес-климата в стране.

 

Все взвесить

 

Тем не менее, пока закон не принят, а первые результаты (позитивные или негативные) его применения (в случае принятия) появятся нескоро, незаконные практики, скорее всего, продолжатся, а бизнесу придется решать, как на это реагировать. И поскольку, несмотря на любые реформы, вымогательство — это прежде всего конкретная проблема, возникающая для бизнеса в определенный момент, необходимо понимать, какие факторы нужно взвесить, принимая решение бороться с правонарушением.

На рынке есть несколько примеров, когда компании принимали решение дать бой вымогательству и выйти в публичную плоскость. Вот некоторые из них.

В конце прошлого года Taryan Group публично заявили об искусственном уголовном деле и угрозах со стороны отдельных силовиков закрыть ключевой проект компании. За «решение вопросов» они, согласно сообщениям, предложили на выбор: отдать миллион долларов или квартиры в новостройке компании. Полугодичная история борьбы закончилась тем, что компания получила официальное подтверждение о непричастности к якобы незаконным действиям.

Некоторые недобросовестные представители силовиков также отличились в деле, в рамках которого компанию Good Wine обвиняли в якобы недоплате налогов. Согласно публично озвученной информации компании поступали предложения «решить вопрос» лично через сотрудников правоохранительных органов. Ответом Good Wine были запомнившиеся всем билборды о блокаде работы магазинов. Принцип компании «лучше закроемся, чем заплатим взятку» принес свои плоды — в скором времени компания заявила, что их услышали, поблагодарив отдельные госорганы.

Еще один пример — компания «Арселор Миттал», которой недобросовестные чиновники присылали перечни с требованиями, параллельно вызывая руководство на десятки допросов.

Совсем недавно о вымогательстве в исполнении отдельных представителей контролирующих органов заявили также представители бизнеса, работающие на Одесской таможне. По их словам, от них требуют взятки за каждый контейнер с товаром, выезжающий из таможни. Как новое руководство таможни отреагирует на заявления и чем закончится история, пока не ясно, но свою позицию в этом вопросе представители бизнеса задекларировали уже на нескольких пресс-конференциях.

Эти примеры, а также опыт работы с клиентами в таких делах позволяют сделать несколько выводов, которые могут быть полезны при принятии решения о том, как поступить, оказавшись в подобной ситуации.

Самое важное, в чем нужно отдавать себе отчет, — это то, что заявление о вымогательстве прежде всего привлечет внимание к компании и ее деятельности как со стороны общественности (если заявление будет публичным), так и со стороны правоохранительных и/или других контролирующих органов. И к этому необходимо быть готовым. Как только компания дает отпор, сразу усиливаются попытки найти изъяны в аспекте деятельности, в связи с которым, собственно, и требовали взятку. А если не получится найти там, то изъяны начинают искать в других направлениях деятельности — это своего рода «тактика защиты» и рефлекс самосохранения вымогателей. Поэтому в первую очередь важно убедиться в своей безупречной юридической позиции.

Второй аспект, по которому необходимо принять решение, — это уровень публичности, на который готова пойти компания в подобной ситуации. Вариантов может быть много: от тихого письма-жалобы в вышестоящую инстанцию до полномасштабной пиар-кампании. От выбора варианта действия и уровня публичности напрямую зависит вероятность достижения необходимого результата и то, какой эффект это будет иметь для предупреждения будущих потенциальных «просителей».

Заранее и тщательно необходимо обдумать такие аспекты, как суть и форма публичного заявления, основные месседжи, которые хочет донести компания, ключевые лица, чье внимание необходимо привлечь, площадки для активности, уровень вовлечения активной части бизнес-сообщества и бизнес-ассоциаций, проработка возможных контрреакций в публичной плоскости.

Очень важно также не забывать, что в первую очередь вымогательство взятки — это преступление, и публичное заявление об этом неминуемо повлечет за собой каскад очень быстрых процессуальных событий, а от качества предварительной подготовки будут зависеть не только перспективы привлечения виновных к ответственности, но и защищенность компании и ее представителей от обвинений в заведомо ложном сообщении о преступлении и диффамации. Поэтому важно проработать вопрос сбора доказательств факта вымогательства, оценить возможность инициирования и быстрого развития уголовного дела, подготовиться к активным шагам в юридической плоскости. После публичного заявления собрать доказательную базу будет почти невозможно.

Основной минус, который отпугивает большинство предпринимателей от перспективы бороться, — количество временных и финансовых ресурсов, которые необходимо потратить, чтобы добиться признания своей правоты. Безусловно, этот процесс небыстрый и вряд ли обойдется без качественного юридического сопровождения, однако в пассивной позиции среди многих прочих факторов есть значительный риск непрекращающегося потока «просителей». С этой точки зрения жесткая позиция и показательная демонстрация своей нулевой толерантности к подобного рода требованиям вполне может оказаться более выгодной в долгосрочной перспективе как для компании в частности, так и для бизнес-среды в целом.

 

ГРЕБЕНЮК Сергей — партнер Asters, г. Киев,

СТАСЮК Орест — советник Asters, г. Киев

 


МНЕНИЯ

Ни дать, ни взять
Людмила КУСА, юрист GRACERS law firm
Реальность та­кова, что чаще владельцы бизнеса молча соглашаются на дачу взятки, ведь решение проблемы таким способом хоть и отнимет финансы, но при этом сэкономит время на решение проблемы другими путями. Ведь, как правильно отметил автор статьи, публичное заявление о том, что у тебя требуют взятку, приводит к последствиям в виде привлечения внимания к компании и ее деятельности и публичного освещения самой проблемы. Вместе с тем не следует забывать, что уголовная ответственность предусмотрена не только за вымогательство, но и за дачу взятки. Так, дав взятку служебному лицу, лицо, которое ее дает, может быть привлечено к уголовной ответственности и понести наказание. Более того, как показывает судебная практика, сегодня все чаще встречаются провокации подкупа. Так, недобросовестные представители силовых структур могут побудить лицо к даче взятки, после чего квалифицировать такие действия по статье 369 Уголовного кодекса Украины. Именно поэтому важно помнить, что, соглашаясь на дачу взятки, вы можете и сами оказаться на скамье подсудимых.


Упредить недочеты
Марина СИЛИНА, адвокат АО Litigation Group
Безусловно, вы­бор варианта поведения при вымогательстве взятки индивидуален и зависит от моральных и деловых качеств лица, у которого вымогают взятку. Перед принятием решения следует апеллировать к своей совести и выяснить для себя, есть ли желание изменить что-то в обществе и пресечь на корню уже устоявшиеся коррупционные схемы. Кроме того, стоит понимать, что в случае игнорирования таких фактов по принципу молчаливого согласия вы принимаете условия игры в государстве, тем самым одобряя такие действия, и даже становитесь в некоторых случаях преступником, скрывая вымогательство у вас
взятки.
Считаю, что необходимо настолько грамотно и безукоризненно выстроить юридическую конструкцию бизнеса, упредив все возможные недочеты, чтобы ни один государственный чиновник не мог даже подумать предъявить какие-либо требования, понимая, что его позиция не является внушительной и в судебном порядке вы с легкостью докажете неправомерность акта о «выявленных нарушениях».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA