Разработанный Министерством социальной политики проект Закона Украины «Об активизации поиска работы безработных и ищущих работу» (проект) прошел общественное обсуждение на сайте ведомства и вскоре будет передан в парламент. Документ призван существенно откорректировать политику в сфере стимулирования создания рабочих мест, установленную Законом Украины «О занятости населения» (Закон о занятости).
Строгие вакансии
В целях проведения комплексной реформы предлагается внести изменения не только в Закон о занятости, но и в Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины. Он будет дополнен статьей 71, регламентирующей труд домашних работников. Домашний работник — это лицо, которое занимается домашней работой в рамках трудовых отношений с физическим лицом (уполномоченным представителем семьи, использующим труд домашних работников для обслуживания домашнего хозяйства (семьи). Домашняя работа определяется как «работа, направленная на обслуживание домашнего хозяйства (семьи) на условиях трудового договора». Домашний труд разрешается лицам от 16 лет и старше. В трудовом договоре домашнего работника в возрасте от 18 лет может быть указан испытательный срок продолжительностью не более одного месяца. Отдельно прописываются гарантии обеспечения уважения к личной жизни в случае проживания домашнего работника в домашнем хозяйстве. Часть 6 статьи 71 будет закреплять норму, согласно которой любые другие особенности подобной занятости могут определяться трудовым договором. Видимо, предполагается, что нормирование работы в этом секторе также частично разрешит проблему безработицы и нелегальной занятости.
В статье 22 КЗоТ Украины будет установлено четкое правило, устанавливающее, что по требованию лица, которому отказано в приеме на работу, владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязаны письменно сообщить о причине отказа. Лицу может быть отказано в приеме на работу «при наличии установленных законом ограничений по использованию труда некоторых категорий лиц на определенных работах». Параллельно в статье 21 расширены положения о критериях законного отказа в предоставлении работы. Важно, что среди признаков, по которым запрещена дискриминация, впервые будет указана беременность. В этом контексте следует упомянуть и поправки к Закону Украины «О рекламе». Запрещено размещать в рекламе о вакансиях информацию, касающуюся таких дискриминационных требований, как подозрение на ВИЧ/СПИД или же сексуальная ориентация. «Запрещается в рекламе о вакансиях (приеме на работу) размещать объявления, которые содержат признаки неформальной занятости» — так звучит еще одно новое правило, содержащееся в предлагаемой редакции статьи 241 Закона Украины «О рекламе». В рекламе о вакансиях должно указываться, что трудоустройство осуществляется путем заключения трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством. Текст рекламы должен содержать наименование и адрес работодателя, а также данные о руководителе. За несоблюдение этих формальных требований Государственная служба по вопросам труда вправе наложить штраф.
О (неформальной) занятости
Среди новых положений Закона о занятости можно отметить раскрытие понятия «неформальная занятость» в статье 1, что позволит уже предметно вести борьбу против теневой занятости. Предпринимателям надо иметь в виду, что под данным понятием понимается в том числе использование труда бесплатно работающих членов семьи собственника. Исходя из поправок к статье 4 Закона, к занятому населению будут относится работающие по гражданско-правовому договору (например, оказывающие услуги (выполняющие работы) на основании заключенного через Интернет договора в электронной форме).
Пятипроцентная квота для трудоустройства определенных категорий безработных коснется предприятий с численностью свыше 50 человек, а не 20, как сегодня.
Ощутимые для работодателей нормы содержатся в предлагаемой редакции статьи 25 Закона. Работодателю, который по направлению центров занятости трудоустраивает граждан из числа зарегистрированных безработных в рамках государственных целевых программ, на срок действия такого проекта (но не дольше года) ежемесячно компенсируется 30 % зарплаты, начисленной работнику (но не выше среднего уровня зарплаты в регионе).
Статья 26 Закона будет предусматривать, что работодателю, который по направлению центров занятости трудоустраивает граждан, указанных в статье 14 настоящего Закона, ежемесячно компенсируется в течение первого года 50 %, а в течение второго года — 25 % расходов на оплату труда (но не выше среднего уровня заработной платы, сложившегося в соответствующем регионе в предыдущем месяце) за человека в месяц. Сейчас механизм предусматривает лишь компенсацию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Компенсация выплачивается в течение двух лет. При этом компенсация не будет уплачиваться при наличии задолженности по выплате зарплаты.
Более того, статья 27 Закона позволит ежемесячно компенсировать субъектам малого предпринимательства, трудоустраивающим безработных на новые рабочие места, прежде всего в сельском хозяйстве, сроком не менее чем на два года по направлению центров занятости, фактические расходы на оплату труда таких лиц (но не более 6736 грн).
За счет чего возникнут ресурсы для предоставления дотаций? Вероятно, этому поспособствует экономия средств, выплачиваемых в пользу безработных. Целый ряд поправок вносится в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы». Для того чтобы получить пособие в размере 70 % от заработка, нужно иметь страховой стаж не десять лет, а 20.
Транзит рабочей силы
Проект содержит и другие новации, заслуживающие внимания работодателей и работников. Так, новая статья 291 Закона будет касаться работы на транзитных рабочих местах. Основной задачей трудоустройства на транзитное рабочее место безработных является приобретение ими трудового опыта или повышение квалификации по полученной рабочей профессии. Создаваться такие места будут для лиц, которые не могут наравне конкурировать на рынке труда (статья 14 Закона о занятости). Срок пребывания на таком рабочем месте может увеличиваться до года. «Работодателю, который по направлению центров занятости трудоустраивает на созданные транзитные рабочие места граждан из числа зарегистрированных безработных, прошедших профессиональное обучение, разрешается за первые два месяца выплачивать 2/3 минимальной заработной платы», — говорится в документе.
Грядут изменения и в части деятельности субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве на Украине. Из текста статьи 37 исключается норма о запрете получать от граждан, которым предоставлены указанные услуги, гонорары, комиссионные и другие вознаграждения. Для ведения соответствующей деятельности данные субъекты должны иметь офис и юриста.
Если разработанный нормативный акт станет законом, то возможности для использования аутсорсинга сузятся. Субъекты хозяйствования — работодатели, которые нанимают работников для дальнейшего выполнения ими работы у другого работодателя, не смогут предоставлять в распоряжение только «непрофильных» работников (статья 39). Зарплата занятых на таких нетипичных условиях не может быть ниже установленной отраслевым соглашением. Не разрешается направлять работников для выполнения работ во вредных, опасных и тяжелых условиях.
В завершение следует отметить, что законопроект является не только комплексным, но и претендующим на соблюдение баланса интересов. Бонусы обещаются как для работодателей, так и работников. Поэтому документ имеет шансы на принятие.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…