Комплаенс, этика и безопасность в бизнесе — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Подвести линию

Создание горячей линии, куда сотрудники могут обращаться в случае неправомерных действий в компании

Рубрика Репортаж
Создание горячей линии, куда сотрудники могут обращаться в случае обнаружения неправомерных действий в компании, является одним из элементов грамотной комплаенс-функции
Спикеры обсуждали тенденции введения и функционирования различных комплаенс-систем, а также нарушения этики и способы их устранения

16 октября с.г. в рамках празднования глобального дня этики состоялась конференция, посвященная проблематике комплаенса, этики и безопасности в бизнесе, — Smart Ethics, Security & Compliance Conference 2019. Всемирный день этики — это возможность для учреждений изучить роль этики, стратегий добропорядочности в бизнесе в глобализованном мире. Организатором на мировом уровне является неправительственная международная организация — аналитический центр Carnegie Council for Ethics in International Affairs, глобальный день этики проводится ежегодно.

А в Украине мероприятие было организовано Ethicontrol при поддержке UNIC (Ukrainian Network of Integrity and Compliance).

Внимание спикеров было обращено к основным проблемным вопросам составления и реализации норм кодексов поведения в компаниях, спикеры обсуждали тенденции введения и функционирования различных комплаенс-систем, анализировали нарушения этики и способы их устранения.

О важности и необходимости такого корпоративного инструмента, как кодекс поведения, заявил Юрий Гайдай, инспектор, советник бизнес-омбудсмена. Спикер отметил, что в процессе введения кодекса поведения в компании необходимым элементом является «коммуникация» кодекса: ознакомление и подписание, регулярное обучение и обсуждение реальных кейсов сотрудниками.

О специфике WBS-системы (whistleblowing system — система информирования как сотрудниками компании, так и третьими лицами о коррупции и мошенничестве), способах выявления нарушений рассказал Олег Лагодиенко, соучредитель Ethicontrol. Он отметил, что до сих пор многие кодексы этики различных компаний не содержат в себе специального пункта (к примеру, информации о горячей линии), куда сотрудники могут обращаться в случае неправомерных действий или действий неэтического характера. Г-н Лагодиенко уверен, что неправильный подход к функционированию горячих линий разрушает доверие и нивелирует саму идею их создания.

Примеры работы WBS-системы — сообщения информаторов, анонимные заявления работников, жалобы деловых партнеров. Среди основных проблем такой системы информирования докладчик выделил следующие: значительное количество несознательных и неосведомленных информаторов, игнорирование современных каналов связи, подача неструктурированных и бессмысленных жалоб, субъективность и «фильтрация» сообщений, отсутствие серьезных сообщений из-за страха за собственную безопасность, а также разочарование в результативности таких обращений. Г-н Лагодиенко убежден, что сегодня также необходима специальная платформа для анонимных обращений (по статистике, более 50 % заявителей предпочитают оставаться анонимными). Важным условием спикер считает оперативность реагирования на подобные обращения.

Выступающий также подчеркнул, что различные инциденты должны решаться посредством поддержки клиентов, обеспечения IT- и кибербезопасности предприятия, введения необходимых антикоррупционных стандартов.

Ярослава Савастеева, руководитель контрольно-правового департамента Европейской бизнес-ассоциации, рассказала, каким образом автоматизация бизнес-процессов помогает выполнению комплаенс-функции. По ее словам, чтобы сделать компанию сильнее, необходимо знать и понимать свою корпоративную инфраструктуру, максимально минимизировать фактор человеческой ошибки, автоматизировав процессы. Также спикер представила необходимый набор инструментов: это менеджмент электронных документов, «умные» CRM-системы, открытые базы данных.

Артем Ковбель, партнер, глава департамента финансовых расследований (forensic) Kreston GCG, сосредоточился на специфике форензик-процедуры в условиях диджитализации. Как утверждает спикер, форензик — это, в том числе, инструмент создания должного юридического прессинга в отношении оппонента и получения более выгодной переговорной позиции для заказчика. Как отметил г-н Ковбель, форензик является процедурой, по результатам которой во многих случаях происходит медиация и стороны садятся за стол переговоров. Он также сравнил форензик с понятием «золотая лопата», так как именно эта процедура позволяет находить собственникам утраченные активы и расследовать случаи недобросовестных действий. Один из главных месседжей выступления докладчика — не стоит на 100 % отрицать совершение недобросовестных действий, пока этого не покажут результаты внутренней проверки. Такой подход подтверждает процедура forensic catch. Часто собственники, которые участвуют в операционном контроле, отрицают всякого рода неправомерные действия. Выходом могут быть спонтанность проверок и идея «застать врасплох». Спикер также отметил, что часто в процессе проверок необходимо делать cherry picking & cinderella job, то есть собирать все материалы по крупицам, так как не вся первичная документация имеется в наличии. Как раз в этом плане в Украине есть трудности. Подобные проверки в среднем длятся до полугода, но все зависит также от размера и потребностей конкретной компании.

Юрий Войцицкий, руководитель комплаенс-службы, комплаенс-офицер Beeline в Узбекистане, назвал необходимые условия соблюдения комплаенс-культуры на предприятии, в их числе — высокий уровень исполнения, введение необходимых процедур и политик на предприятии, независимость комплаенс-отдела для широкого «круга обзора», проведение тренингов и обучения, внутренние расследования, дисциплина, контроль отношений с третьими сторонами, регулярные мониторинги и тестирования.

В целом все спикеры были солидарны в том, что комплаенс-системы необходимы для стабильности различных бизнес-процессов, а автоматизация процессов оптимизирует работу компании, что приведет к лучшим бизнес-результатам.

Алена СТУЛИНА • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA