Поднять опрос — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №31 (1074) » Поднять опрос

Поднять опрос

В парламенте снова зарегистрирован законопроект об урегулировании правил и процедур организации и проведения референдумов в Украине

Референдум как способ осуществления народного волеизъявления предусмотрен Конституцией Украины (статья 69), но сегодня отсутствие закона о референдумах делает невозможным их организацию и проведение. Свое видение закона 12 июля с.г. представил народный депутат Евгений Мураев, зарегистрировав очередной законопроект о референдумах (законопроект № 8590).

Напомним: с 1991-го по 2012 год референдумы проводились на основании Закона «О всеукраинском и местном референдуме». Интересно, что в этот период было проведено более 150 местных референдумов, тогда как всеукраинских — всего два (в 1991 году относительно провозглашения независимости и в 2000 году по поводу реформации системы государственного управления, ни одно из решений которого так и не было воплощено в жизнь).

С 6 ноября 2012 года действовал Закон «О всеукраинском референдуме» (Закон 2012 года), но проведение местного референдума им не регулировалось.

Применить этот Закон так и не удалось, поскольку за все время его действия не был проведен ни один референдум, а несколько месяцев назад Закон 2012 года был признан неконституционным (решение Конституционного Суда Украины (КСУ) № 4-р/2018 от 26 апреля 2018 года).

Сразу после его принятия Закон 2012 года стали активно критиковать в общественных и экспертных кругах, в результате чего в 2014 году 57 народных депутатов обратились в КСУ относительно соответствия Закона «О всеукраинском референдуме» Конституции Украины. Противники Закона 2012 года обосновывали свою позицию тем, что Законом предусматривалась возможность изменения Конституции без участия парламента, что противоречит Основному Закону. Инициаторы конституционного представления смогли отстоять данную позицию в КСУ, поскольку именно это и стало основанием для признания Закона 2012 года неконституционным.

В своем решении Конституционный Суд также обратил внимание на положения Закона 2012 года, из которых следует, что с помощью всеукраинского референдума по народной инициативе украинский народ может изменить конституционный строй путем принятия Конституции Украины в порядке, определенном Законом 2012 года, тогда как соответствующий порядок непосредственно установлен Конституцией Украины (раздел ХIII «Внесение изменений в Конституцию Украины»). Таким образом, Верховная Рада Украины на уровне обычного закона урегулировала отношения, которые являются предметом регулирования Конституции Украины.

О недостатках Закона 2012 года высказал свое мнение заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Андрей Магера: «Закон 2012 года достаточно свободно обращался с конституционными положениями, расширяя полномочия парламента относительно назначения референдума… Не менее важным был способ создания комиссий по референдуму, когда их формировала сама власть,  а также отсутствие возможности агитироватьпротив проведения референдума. Такие на первый взгляд мелкие вопросы очень важны».

После обращения в КСУ народными депутатами в 2015 году был подан законопроект о всеукраинском референдуме (№ 2145а от 23 июня 2015 года).

Тогда авторами законопроекта № 2145а было однозначно предусмотрено, что изменения, вносимые в разделы I, III, XIII Конституции Украины, принимаются в порядке, установленном Конституцией Украины, и утверждаются всеукраинским референдумом.

О необходимости законодательного урегулирования проведения референдумов своим мнением поделилась Юлия Кириченко, эксперт Центра политико-правовых реформ: «Я поддерживаю принятие законопроекта № 2145а, который готовился группой независимых экспертов под председательством Владимира Шаповала. Сегодня эксперты подготовили предложения ко второму чтению. Однако парламент с 2015 года блокирует рассмотрение этого вопроса. Что касается нового законопроекта № 8590 от 12 июля 2018 года, то его положения позволяют толковать, что изменить Конституцию можно без парламента на референдуме по народной инициативе. Это неконституционно».

О том, что в законопроекте № 8590 не в полной мере были отображены рекомендации Конституционного Суда, свидетельствует, в частности, следующее: проверять конституционность вопросов референдума были обязаны Президент Украины и Центральная избирательная комиссия. По этому поводу в решении Конституционного Суда сказано, что это положение Закона 2012 года существенно ограничивает полномочия КСУ относительно осуществления им конституционного контроля. Как следует из законопроекта № 8590, проверку вопросов всеукраинского референдума на конституционность должен осуществлять КСУ. Но все же в законопроекте не указаны правовые последствия вывода Конституционного Суда. В то же время законопроект № 2145а предусматривает, что всеукраинский референдум не может быть объявлен (назначен), если, согласно решению Конституционного Суда Украины, вопрос референдума, постановление Верховной Рады Украины или указ Президента Украины об объявлении всеукраинского референдума не соответствуют Конституции Украины.

Следует отметить, что такой конституционный контроль необходим для недопущения использования референдума как способа легитимизации нужного власти решения. Андрей Магера комментирует это так: «История внедрения института референдума как в мире, так и в Украине свидетельствует о том, что референдум чаще всего использует власть, народу почти невозможно им воспользоваться. Когда власть не может самостоятельно принять то или иное решение, она это делает с помощью народа».

Законопроект, инициированный Евгением Мураевым, предусматривает возможность проведения как императивных, так и консультативных референдумов. Решения императивного референдума будут иметь обязательный характер для органов государственной власти, а результаты консультативных референдумов — учитываться при принятии решений соответствующими государственными органами. При этом решения органа государственной власти, которые не соответствуют результатам всеукраинского консультативного референдума, вступают в силу только после их дальнейшего одобрения всеукраинским референдумом.

Автор законопроекта № 8590 также намерен возобновить институт местного референдума. Юлия Кириченко отмечает: «Урегулирование проведения местного референдума на уровне закона необходимо при условии очертания его предмета. В законопроекте № 8590 вызывает замечание решение исключительно императивным референдумом вопросов реорганизации или ликвидации действующих коммунальных учреждений здравоохранения, общеобразовательных школ, коммунальных дошкольных учебных заведений. Это может быть нецелесообразно, дорого и неэффективно». Кроме указанных вопросов исключительно императивным местным референдумом законопроектом № 8590 предлагается решать вопросы размещения на территории административно-территориальной единицы объектов обращения с отходами, а также досрочного прекращения полномочий сельских, поселковых, городских, районных в городе советов, сельских, поселковых председателей, городских голов.

Отметим, что своего рассмотрения с 2015 года ожидают еще три альтернативных законопроекта о местном референдуме.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Требовать создания

Акцент

Восьмое чудо Совета

Государство и юристы

Новости законотворчества

Подписан закон, регулирующий правовой статус лиц, пропавших без вести

Государство и юристы

Ответственная служба

На гребне войны

Прошу изменить

Цессия в кредитах

Поднять опрос

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Суд ЕС: ордер на арест может исполняться только при соблюдении верховенства права

Государство и юристы

Новости законотворчества

Официализированы законодательные изменения, необходимые для создания ВАС

Предложен процессуальный механизм реализации Протокола № 16 к Конвенции

Документы и аналитика

Актуальный запрос

Внеплановая поверка

Конспект

Смешанные чувства

Новости из Евросуда

Судебная практика

Промедление с рассмотрением дел об обжаловании результатов конкурсов на должности в государственных органах может содержать нарушение права на справедливый суд

Признательные показания, которые даны до консультации с адвокатом, не могут стать доказательством вины

ВС поддержал позицию НБУ в споре о применении мер воздействия по отношению к «ПриватБанку»

Военнослужащие освобождены от уплаты процентов по кредиту и штрафных санкций

Новости юридических фирм

Частная практика

Interlegal защитил интересы международного морского контейнерного перевозчика

ЮКК «Де-Юре» и Avraham Lalum & Co. сопровождают приобретение израильскими резидентами недвижимости на территории Украины

Кадровые изменения в ЮФ Sayenko Kharenko

ППФ «Пахаренко и Партнеры» получила именную награду от WD-40 Company

ESQUIRES обеспечила защиту прав на недвижимое имущество в г. Киеве

AVELLUM консультировала ЕБРР по вопросам обеспеченного кредита, предоставленного ККБК

CMS консультировала ЕБРР по проекту модернизации общественного транспорта в Мариуполе

Юристы ЮА «АБСОЛЮТ» сопроводили госрегистрацию Ukrainian eSport Federation

Lavrynovych & Partners Law Firm представляет интересы Sigue Corporation по вопросам деятельности в Украине

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила интересы ООО «Свиспан Лимитед» в антидемпинговом расследовании

Отрасли практики

Понять уровень

Чей с медом

Печать на банке

Спор за компанию

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

Силовые виды спора

Как в ВАС зовут

Судебная практика

Страхование в жизни

Не к успеху

Тема номера

Разводные процедуры

Законный брак

Разводной ключ

Брачный контакт

Частная практика

Штатный режим

Превзойти ожидания

С иском для репутации

Інші новини

PRAVO.UA