Если проанализировать мировую экономику, то в первую десятку ведущих экспортеров входят страны, специализирующиеся на инновационной продукции, а не «сырьевые государства». По стоимости инновационная продукция является наиболее конкурентоспособной. Такими словами открыл последнее зимнее заседание Комитета Ассоциации юристов Украины по гражданскому праву его председатель, адвокат АК «Правочин» Роман Тытыкало 27 февраля с.г.
То, что на Украине еще нет инновационного мышления, говорит не только декларативное национальное законодательство в сфере инновационной деятельности, но и количество свободных мест в зале. Впрочем, некогда наше законодательство считалось одним их самых прогрессивных в СНГ, но как только механизмы косвенной государственной поддержки были исключены, такому законодательству стала «грош цена».
«В Законе Украины «Об инновационной деятельности» перечислены способы поддержки инновационной деятельности — страхование, государственная целевая поддержка, предоставление беспроцентных кредитов, однако ни один из них в полной мере не действует. Даже если лица начали реализовывать инновационный проект, они не спешат его регистрировать, поскольку свидетельство не предоставляет каких-то весомых преференций, так как это было предусмотрено первой редакцией этого закона. В частности, это 50-процентная скидка НДС и 50-процентная скидка налога на прибыль. Затем вырученные средства должны были направляться на развитие инновационной деятельности этих предприятий», — отметил г-н Тытыкало.
По его мнению, без государственной поддержки развитие инновационного типа экономики невозможно. Если проанализировать реализацию инновационных проектов, например, в Европе, то воплощаются в жизнь примерно 20—30 %. Инновация — это идея, и очень сложно спрогнозировать, заработает идея или нет. «Пожалуй, единственная льгота для инновационной деятельности предусмотрена статьей 287 Таможенного кодекса Украины — освобождение от обложения ввозной пошлиной оборудования и комплектующих, а также материалов, не производящихся на Украине, которые ввозятся на таможенную территорию Украины технологическими парками, их участниками и совместными предприятиями», — рассказал докладчик.
Говоря о международном опыте, главный специалист отдела развития инновационной инфраструктуры Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины Елена Виноградова акцентировала на том, что в мире выделяют два способа стимулирования финансовой деятельности. Первый — когда государство основное внимание уделяет поддержке проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и усовершенствованию научной инфраструктуры (французская модель). Второй — когда внимание сосредоточено на стимулировании самих предприятий, специализирующихся на поиске новых разработок и технологий, стимулировании университетов, инициатив предприятий, студентов, исследователей — таким образом идет ориентация на поиск технологий, которые потенциально могут обеспечить экономическую эффективность и наивысший экспертный потенциал новой инновационной продукции (японская модель).
Что касается механизмов государственного стимулирования, то выделяют прямые и непрямые механизмы. «Прямой механизм — это государственный заказ инновационных разработок, закупка товаров, производящихся вследствие инновационной деятельности, прямое бюджетное финансирование инновационных проектов. Непрямой механизм — таможенные, налоговые, амортизационные льготы. Нет государств, которые в чистом виде используют исключительно прямой или непрямой механизм», — проинформировала г-жа Виноградова.
Но вернемся в украинские реалии. Подводя итог, следует сказать, что повышение инновационной активности требует на государственном уровне и на уровне субъектов хозяйствования создания благоприятных условий поддержки инноваций, не только разработки, но и реализации стимулирующих механизмов, таких как налоговые, таможенные, амортизационные льготы, уменьшения недобросовестной конкуренции.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…