Почем нынче коллизии?! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №30 (396) » Почем нынче коллизии?!

Почем нынче коллизии?!

1 сентября 2005 года обещает стать не просто очередным Днем знаний, а прямо-таки Днем «процессуальной революции» на Украине. Дело в том, что 1 сентября с.г. должны вступить в силу Гражданский процессуальный кодекс Украины и Кодекс административного судопроизводства Украины (если последний подпишет Президент). Конечно, учитывая, как развиваются события вокруг двух кодексов, быть уверенными в неизменности даты их вступления в силу не приходится, но ориентироваться на нее все же можно. Тем более, что именно с этой датой связано вступление в силу и иных законодательных актов. Без сомнения, одним из самых долгожданных является Закон Украины «О международном частном праве» (Закон). Думаю, что проблемы, возникающие вследствие отсутствия в государстве нормативно-правового акта, кодифицирующего правила в сфере международного частного права, знакомы многим юристам. Естественно, наличие в отдельных законах коллизионных норм не завело окончательно в правовой тупик, но, тем не менее, принесло достаточно хлопот при заключении отдельных видов договоров и разрешении споров, возникающих из правоотношений, относящихся к сфере международного частного права.

Итак, мы вплотную подошли к определению сферы действия данного Закона. Согласно преамбуле, Закон устанавливает порядок урегулирования частноправовых отношений, которые хотя бы через один из своих элементов связаны с одним или несколькими правопорядками, иными, нежели украинский правопорядок. Иначе говоря, положения Закона применяются к правоотношениям с иностранным элементом, возникающим в частноправовой сфере, когда хотя бы одной из сторон является иностранец или лицо без гражданства либо иностранное юридическое лицо, если объект правоотношений находится на территории иностранного государства, а также если юридический факт, влияющий на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, имел либо имеет место на территории иностранного государства. В частности, Закон регулирует вопросы определения применимого права, процессуальной правоспособности и дееспособности иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, подсуднос­ти судам Украины дел с иностранным элементом, выполнения судебных поручений, признания и исполнения на Украине решений иностранных судов. При этом правила касательно последнего элемента имеют отсылочный характер и указывают на применение к процедуре признания и исполнения решений иностранных судов положений специального закона, коим, как известно, является Закон Украины «О признании и исполнении на территории Украины решений иностранных судов».

Очевидно, что ключевым понятием данного Закона является понятие коллизионной нормы. Ею, в соответствии со статьей 1, является правило, определяющее, право какого государства может применяться к конкретным правоотношениям. Такая разрешительная позиция законодателя представляется довольно любопытной по нескольким причинам. Как следует из специфики коллизионных норм, к ним стороны/суд обращаются только в том случае, если данные отношения не регулируются международными договорами или обычаями, если стороны соответствующих правоотношений не определили закон, подлежащий применению, а также если такие правоотношения не подпадают под действие императивных норм национального права. Исходя из этого, формулировка о возможном применении коллизионных норм оставляет невыясненным вопрос о том, что может или должно применяться сторонами/судом в качестве альтернативы таким нормам. Особенно, принимая во внимание то, что по своей юридической природе коллизионная норма является разрешением законодателя на применение на территории Украины норм права иностранного государства лишь в конкретных случаях.

Однако, возвращаясь к роли коллизионной нормы, необходимо обратить внимание на следующее. По своей сути коллизионная норма не является просто отсылкой к праву конкретного государства, поскольку включает в себя два основных момента: определение соответствующего института права (первичная квалификация) и установление содержания, порядка и объема применения к правоотношениям конкретных норм закона (вторичная квалификация).

Согласно части 1 статьи 4 Закона, право, подлежащее применению к частноправовым отношениям с иностранным элементом, определяется в соответствии с коллизионными нормами и иными положениями коллизионного права данного Закона, иных законов, международных договоров и обычаев, признаваемых на Украине. При этом законодатель не поясняет, что он понимает под коллизионным правом и чем оно, собственно, отличается от коллизионного регулирования и коллизионных норм. Однако статьей установлено, что в случае международного унифицированного регулирования спорных правоотношений к ним будут применяться соответствующие унифицированные нормы.

Далее, этой статьей установлено, что в случае, когда невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право, имеющее наиболее тесную связь с частноправовыми отношениями (lex causa). В свою очередь, часть 3 статьи 4 Закона устанавливает еще одну составляющую принципа lex causa. Право, определенное в соответствии с частью 1 данной статьи, не применяется, если по всем обстоятельствам правоотношения имеют незначительную связь с определенным правом и имеют более тесную связь с другим правом, за исключением случаев, когда стороны воспользовались принципом автономии воль и самостоятельно выбрали право, подлежащее применению. Честно говоря, данное положение Закона на практике может сослужить плохую службу, поскольку критерии для определения более или менее тесной связи не отработаны. Поэтому ответ на этот вопрос будет давать практика, как всегда — методом проб и ошибок.

Важным моментом является установление в Законе порядка определения правовой квалификации и установлении смысла норм права иностранного государства. В первом случае суд/иной орган руководствуется толкованием норм и понятий, присущих праву Украины, если иное не предусмотрено законом. А вот если такие понятия не известны праву Украины и их невозможно определить путем толкования права Украины, то при их правовой квалификации могут учитываться положения закона иностранного государства. Во втором случае суд/иной орган устанавливает содержание норм права иностранного государства в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной такого иностранного государства. Если же содержание таких норм не установлено в разумные сроки, применяется право Украины. Все бы хорошо, если бы законодатель указал, что такое «разумные сроки» и от чего зависит их определение.

При определении права, подлежащего применению, не стоит забыть еще о двух существенных факторах. Первый из них – оговорка о публичном порядке. По своей сути такая оговорка – не что иное, как запрет законодателя применять право иностранного государства в случаях, когда такое применение приводит к последствиям, явно не совместимым с основным правопорядком Украины (например, многоженство, свободное распространение и употребление наркотических веществ). В таких случаях право, подлежащее применению, определяется согласно принципу lex causa либо же применяется право Украины. Вторым важным моментом является применение норм императивного характера. В данном случае речь идет о нормах, устанавливающих конкретные правила в отношении тех или иных правоотношений. Например, в соответствии с национальным законодательством, к спорам в отношении недвижимости и земельных участков, находящихся на территории Украины, применяется право Украины.

В целом, Закон в той или иной мере регулирует наиболее значимые вопросы определения права, подлежащего применению к частноправовым отношениям с иностранным элементом, включая взаимность, обратную отсылку и отсылку к праву третьего государства, а также последствия обхода Закона.

Что касается конкретных институтов права, попавших в сферу действия Закона, то к ним законодатель отнес коллизионные нормы по поводу статуса физических и юридических лиц, сделок («правочинів»), доверенностей, исковой давности, прав интеллектуальной собственности, вещного права, обязательственного права, внедоговорных обязательств, трудовых отношений, семейного права, наследования, процессуальных прав лиц, подсудности и выполнения иностранных судебных поручений.

В таком случае со вступлением в силу Закона некоторые положения действующих законодательных актов будут исключены либо изменены. Так, из статьи 6 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» будут исключены части 6—15, содержащие ряд коллизионных норм применительно к форме внешнеэкономического договора, правам и обязанностям сторон такого договора.

Необходимо отметить также, что Закон ориентирован на новый ГПК Украины, поэтому отдельные положения Закона вступят в силу одновременно с этим кодексом. Таковыми, в частности, являются положения подпункта 3 пункта 2 «Заключительных положений» Закона. Речь идет о внесении изменений в статью 2 ГПК. В новой редакции статья устанавливает, что гражданское судопроизводство осуществляется в соответствии с Конституцией Украины, этим кодексом и Законом Украины «О международном частном праве». Кроме того, из ГПК Украины будут исключены статьи 9 (применение норм права других государств), 411 (процессуальная правоспособность и дееспособность иностранцев и лиц без гражданства), 412 (процессуальная правоспособность иностранных юридических лиц и международных организаций).

Из Семейного кодекса Украины будут изъяты статьи 275—281, регулирующие права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства в семейных отношениях, а также статьи 288—292, определяющие право, подлежащее применению в отношении отдельных процессуальных моментов в семейном праве. Кроме того, «потери» в виде раздела VIII, регулирующего правоотношения сторон по договору залога в международном обороте, понесет и Закон Украины «О залоге».

Без сомнения, Закон очень нужен и важен. Вот только как он будет применяться на практике, предвидеть сложно. Главное, чтобы некоторые элементы неопределенности не завели правоприменительную практику в очередной тупик.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

«Урегулированная» реклама

Государственная практика

Подытожим практику — получим опыт

Правовой статус Департамента узаконен

Деловая практика

«Прокурорский» метод

Законодательная практика

Почем нынче коллизии?!

Комментарии и аналитика

Исполнить нельзя?! Банкрот ведь...

Неделя права

Министерство юстиции отчиталось за полгода

Заплатить за микрофоны придется…

Советник — это звучит гордо

Обойдемся без посредников…

Возврат долгов государством — процесс, конечно, интересный

Реестр событий

Вести из будущего… для судей

Решения АМКУ на нефтерынке

ГАИ сменит вывеску и... сократит кадры

Судебная практика

Слово о недобросовестной рекламе

Не думай об аренде свысока

За пределом компетенции

Судебные решения

Прежде чем отменять, стоит выяснить

Что в имени твоем…

Полномочия кассационной инстанции при пересмотре дела

Хочешь признать должника банкротом, докажи фактическое прекращение его деятельности

Отменить – да, но указать содержание решения хозяйственный суд не может

Тема номера

Где бы нам порок прорекламировать?..

Трибуна

Новый порядок, где ты? Ау-у-у!

Частная практика

Бездельникам — бой!

Юридический форум

Vox clamantis in deserto?..

Фонды: первые результаты...

Інші новини

PRAVO.UA